К сожалению, в современных условиях теория не всегда находит общий язык с практикой, и престиж профессии в обществе расшатывают отдельные «правозащитники», которые не утруждают себя такой мелочью, как забота о своём реноме.
Наше общество уже попривыкло к криминализации украинской политической элиты. Народные депутаты, олигархи, банкиры, крупные предприниматели… Многие из них хранят в сейфах потрепанную бумажку о снятии или погашении судимости. Так, на всякий случай.
Лояльные к властям СМИ даже придали этому явлению некий фатально-романтичный оттенок: мол, а что вы хотите, тяжелая советская реальность, голод и нищета, зарождение предпринимательской активности, жестокость карательной системы. Дескать, все мы родом из девяностых… «Иначе в то время было просто не выжить».
Многие этой «лапше» верят. Особенно молодежь, насмотревшаяся бандитских сериалов. Старшее поколение только ухмыляется, предпочитая забыть о гайдаровских ваучерах, потерянных вкладах и взрывах на улице.
Но есть еще люди, которые прекрасно помнят, по какой статье привлекался к уголовной ответственности улыбающийся с экрана тот или иной народный избранник. Они помнят, благодаря кому лишились жизни их муж, сын или дочь. Благодаря кому в одночасье было разрушено все, сломаны жизнь, карьера, бизнес, надежды. Помнят и никогда не забудут.
Таким людям втройне невыносимо наблюдать за карьерным ростом бывших уголовников, смотреть на их холеные морды и слушать дежурные речи. Эти люди просто хотят справедливости, но тщетно. Общество их не слышит.
В редакцию пришло письмо. Письмо, полное отчаяния. Его автор, житель города Харькова, приложил к посланию копии приговоров суда. Не будем приводить эмоциональные доводы автора (они вкратце изложены выше), опишем только саму историю, опираясь на мотивировочную часть приговора.
Итак, 15 сентября 1990 г. двадцатипятилетний следователь Ленинского РОВД г. Харькова Сергей Веприцкий раскатывал по городу на автомобиле ВАЗ-2107 вместе со своим другом А. Крамаренко. Оба находились в состоянии алкогольного опьянения.
В 23 часа окосевших искателей приключений занесло на круг троллейбусной остановки «Новый быт», где они увидели веселую компанию молодых парней и девчонок. Позднее на следствии Веприцкий расскажет, что увидел человека, похожего на одного из подозреваемых по уголовному делу. Разумеется, никаких преступников среди ребят не было, но, руководствуясь только ему одному понятными мотивами, следователь подозвал несовершеннолетнюю Погребняк и приказал ей сесть в машину.
За девушку попытались вступиться ее друзья: Пляплин, Панев и Шкода. При этом Пляплин засунул руку в карман куртки, что было истолковано Веприцким как «намерение достать оружие, которого фактически не было».
Пьяный страж порядка извлек свое табельное оружие, снял с предохранителя и дослал патрон в патронник, направив пистолет в сторону Пляплина. Испугавшись, Пляплин и Панев убежали. Постоять за честь девушки решился только один молодой человек.
Веприцкий приказал оставшемуся Шкоде положить руки на капот и произвел его обыск, после чего, «не имея к тому никаких законных оснований», стал заталкивать его в автомобиль, удерживая пистолет в левой руке. Парень, естественно, воспротивился, после чего следователь произвел два выстрела, в результате которых «одним выстрелом ранил себе руку, Шкоду В.Б. в голову и ногу, а вторым выстрелом ранил стоявшую рядом Погребняк Я.С. в ногу».
От полученного в голову ранения Шкода В.Б. скончался.
20 апреля 1992 года Октябрьским районным судом города Харькова Сергей Веприцкий был признан виновным по ст.166 ч.2 и ст.94 УК УССР, и ему было назначено наказание в виде тринадцати лет лишения свободы в ИТК усиленного режима.
Однако 1 сентября 1992 г. судебная коллегия по уголовным делам Харьковского областного суда отменила приговор и направила дело прокурору на дополнительное расследование.
Через год, 17 сентября 1993 г. уже Червонозаводской районный суд г. Харькова признал Веприцкого С.С. виновным по ст.98 и ст.105 УК Украины и назначил наказание в виде лишения свободы в ИТК общего режима сроком на три года.
Учитывая, что срок наказания исчислялся с 19.09.1990 года, уже через два дня Веприцкий вышел на свободу.
Итог этой печальной истории: несовершеннолетняя девушка - в больнице, вступившийся за нее молодой парень - в морге, а устроивший пьяную стрельбу из табельного пистолета следователь - «на свободу с чистой совестью».
В ноябре 2003 года Сергей Сергеевич Веприцкий получил свидетельство адвоката. Позднее основал адвокатское объединение "Фундация адвокатов Украины", стал главным редактором общегосударственного юридического издания "Захист прав", ведет на телевидении умную передачу «Ваш адвокат». Респектабельный и успешный человек.
По итогам скандальной учредительной конференции, состоявшейся в Харькове 15 октября 2012 г., этот господин был избран членом Совета адвокатов Украины от Харьковской области. Именно он проявлял особую ретивость, не пуская коллег в зал, в котором проводилась конференция.
Оставлю без ответа риторический вопрос автора письма («Разве может человек с таким прошлым быть адвокатом?!»). Прошлое – в прошлом. Тем более что судимость эта, наверняка, уже давно погашена.
Вот только станет ли «действительно сильнее» харьковская адвокатура, с ее богатой историей, с ее удивительными и легендарными кадрами, если ее представителем в высшем органе адвокатского самоуправления станет человек с уголовной биографией? И это отнюдь не риторический вопрос.
Интересная метаморфоза в этом вопросе произошла с некоторыми чиновниками от адвокатуры. Так заместитель председателя Высшего совета юстиции -государственный служащий 1 ранга и адвокат ( по совместительству) Изовитова Лидия Павловна с 2009 года все делала для того,чтобы не допустить избрания Веприцкого в органы адвокатского самоуправления адвокатуры Харьковской области. А уже в 2012 году, подзабыв о прошлом Веприцкого С.С. с его выдвижением в высший орган адвокатского самоуправления согласилась.
К этому следует добавить, что проверяется информация о наличия у Веприцкого С.С. Гражданства государства Канада.