Как известно, СССР и его сателлиты во время голосования по резолюции ООН о принятии Всемирной декларации прав человека 10 декабря 1948 воздержались. Украинское государство воздерживается до сих пор.

Если в 2005-2009 годах мы отмечали, что государственная политика в области прав человека неэффективна, бессистемна и хаотична, то сегодня вынуждены констатировать, что последние два года эта политика вообще отсутствует: права человека вовсе не является приоритетом для руководства государства.

Положительных действий органов власти и управления, направленных на осуществление украинцами своих прав, почти не наблюдается, а нарушений прав человека и основополагающих свобод все больше и больше.

Сегодня более всего беспокоит жесткая позиция государства относительно прекращения или уменьшения социальных выплат чернобыльцам, афганцам, на детей и т.п.

Вопреки решению Конституционного суда, согласно которому права нельзя приостанавливать в действии, в отличие от привилегий, правительство демонстративно приостановило реализацию социальных и экономических прав в законе о бюджете и распорядилось начислять пенсии без учета судебных постановлений.

Это вызвало массовые протесты чернобыльцев и других групп населения по всей стране и угрожает усилением противостояния протестных групп общества и правоохранительных органов.

Один человек – 74-пожилой инвалид-шахтер Геннадий Коноплев – уже умерший в Донецке вследствие этого противостояния.

Правительство говорит, что в бюджете нет средств для социальных выплат в таких размерах. Но такие действия правительства выглядят особенно непристойно на фоне расходования бешеных средств на удержание президента, парламента, высшего правительственного чиновничества, другого государственного аппарата, которые вообще превышают бюджетную сумму социальных выплат на 3 миллиарда гривен.

Закупка дорогих автомобилей, жемчужных ванн, золотых унитазов, передвижение по стране чартерными рейсами и т.п. – все это только подкрепляет мысли людей об аморальности власти, о том, что средства в бюджете есть, но только их воруют или направляют на нужды высших должностных лиц, а не граждан.

Сильная независимая и справедливая судебная власть – главная предпосылка соблюдения прав человека. Однако кто только не покушается на авторитет правосудия!

Запрет Кабмина отделениям Пенсионного фонда выполнять решение судов по социальным выплатам ярко характеризует неуважение к правосудию, пренебрежительное отношение исполнительной власти к судебной.

Генеральная прокуратура обращается в Высший совет юстиции с заявлениями о нарушении судьями присяги за принятия решений, которые не нравятся прокурорам. Поруганием над правосудием являются судебные процессы против бывших членов правительства.

Так, Юлии Тимошенко и Юрию Луценко изменили предупредительную меру с подписки о невыезде на удержание под стражей без всякого законного основания. Просто издевательством над правосудием является проведения на этих днях суда об избрании меры пресечения Юлии Тимошенко прямо в медсанчасти СИЗО. И издевательством над обвиняемой, которая не может даже подняться с кровати.

2011 год отметился усилением политических преследований не только против представителей политической оппозиции, но и против участников общественных движений. По нашим наблюдениями, такие преследования испытали 55 общественных активистов, журналистов, правозащитников.

Политически мотивированными были уголовные дела, возбужденные против участников Налогового майдана, членов ВО "Свобода", организации "Тризуб", которые покрасили памятник Дзержинскому, отпилили голову бюсту Иосифа Сталина.

Политические репрессии являются очень серьезным нарушением прав человека, они существенно влияют на состояние политической свободы, которая уменьшается, как шагреневая кожа, они направлены на запугивание общества. Но имеют они противоположный результат, потому что вызывают еще большие протесты.

В 2011 ситуация с пытками и жестоким обращением в Украине серьезно обострилась сравнительно с 2010.

Вопреки неоднократным массовым акциям протеста, случаи грубого обращения с задержанными продолжаются, несмотря на провозглашенную МВД политику "нулевой терпимости" к нарушениям закона со стороны правоохранителей.

По данным социологических исследований на национальном уровне (один из его элементов – опрос 3000 респондентов в Киеве, Львове, Харькове, Полтаве и Крыму), которые были проведены в ходе проекта Харьковской правозащитной группы при поддержке Европейской Комиссии, оценочное количество пострадавших от незаконного насилия в милиции в 2010 составила более 790 тысяч (это означает, что в 2010 году каждые 40 секунд в милиции происходил акт незаконного насилия) а в 2011 – 980 тысяч.

Известно, что в 2010 году в учреждениях милиции погиб 51 человек (в 2009 – 23 погибших), а на конец июня 2011 года в публичную сферу попали сведения о 27 погибших.

Даже Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка на расширенном заседании коллегии 21 июня по итогам работы органов прокуратуры Украины в І полугодии 2011 года, признал: "Чрезвычайно острой для Украины является проблема соблюдения прав человека в уголовном судопроизводстве. Множественные факты истязаний и пыток на стадии дознания и досудебного следствия".

2011 год отметился принятием ряды законов, которые нарушают права человека, в частности, дискриминационной пенсионной реформы, вследствие которой действующие пенсии уменьшились, изменений в закон " О доступе к судебным решениям", который позволяет решать, какие судебные решения вводить в реестр, а какие можно не делать достоянием гласности (часть третья статьи 3 этого закона теперь изложена в такой редакции: "3. Перечень судебных решений судов общей юрисдикции, которые подлежат включению в Реестр, утверждается Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией Украины"), закон " О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства" и прочие.

В последнем законе все без исключения изменения сосредоточены исключительно на расширении полномочий государственных органов в осуществлении контроля за иностранцами и применении к ним функций принуждения и наказания.

Одновременно с внедрением в законодательство изменений, нацеленных на усиление правового давления на иностранцев, в 2011 году в Украине был окончательно сформирован дополнительный государственный орган реализации подобной иммиграционной политики – Государственная миграционная служба.

К сожалению, вместо независимого от МВД, гражданского и прозрачного в своей деятельности органа в Украине образовано еще один жандармский орган надзора за иностранцами, своеобразное "дочернее предприятие" МВД.

Состояние с правами человека и основополагающими свободами изменится к лучшему только при условии коренного изменения отношения руководства государства к своей главной конституционной обязанности – утверждению и защите прав человека. А сегодня статья 3 Конституции выглядит сплошным лицемерием.