Последняя парламентская неделя второй сессии Верховной Рады VII созыва порадовала украинское общество еще одним новым налогом, вернее, разновидностью существовавшего до этого момента экологического налога. Украинскому социуму указанный обязательный платеж известен под названием "утилизационный сбор" или "утилизационный налог". Он, с учетом некоторых изменений, является аналогом российского утилизационного сбора, введенного в действие нашим северным соседом в сентябре 2012 г.
В чем же состоит суть нового налога, и какие дополнительные обременения повлечет он за собой для отечественной экономики?
Во-первых, давайте разберемся в природе платежа. Новый обязательный платеж является разновидностью экологического налога. Он не является сбором. Таким образом, законодатель, определяя правовую природу платежа, заранее предполагал невозможность его использования по определенному целевому назначению, ведь нецелевой характер является основным признаком налога, в отличие от сбора. Иными словами, утилизационный сбор по-украински, в отличие от зарубежных аналогов, растворится в общей части государственного бюджета, не ставя в зависимость достижение формальных целей его введения от объема поступлений.
Последствий определения платежа как налога несколько. Во-первых, государство, не мудрствуя лукаво, обеспечивает реализацию одной из целей, ставившихся на самом деле перед введением обязательного платежа, — наполнение государственного бюджета. И, во-вторых, прикрывает другую задачу введения налога, коей является защита и поддержка отечественного автомобилестроения. Дело в том, что налогом облагаются в равной степени как транспортные средства, ввезенные на территорию нашего государства, так и произведенные в Украине. Иными словами, налог на утилизацию является внутренним налогом.
Таким образом, налог формально не является дополнительной пошлиной или сбором, вводимым на импорт транспортных средств. Согласно Генеральному соглашению Всемирной торговой организации по тарифам и торговле 1994 г., не могут вводиться иные пошлины и сборы, кроме тех, что были включены в специальный документ (расписание) в момент подписания соглашения. Каждый член организации может выступать против существования "иной пошлины или сбора" на основании того, что на момент первоначального связывания определенной тарифной позиции такого сбора или пошлины не существовало. При этом соглашение ВТО предусматривает, что государство может применить защитные меры к товару только в том случае, если этот член ВТО определил, что такой товар импортируется на его территорию в таком увеличенном количестве (в абсолютном либо относительном выражении к отечественному производству) и на таких условиях, что наносит вред или угрожает причинением серьезного вреда отрасли отечественного производства аналогичных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми. Введению любой защитной меры должно предшествовать предварительное расследование, определяющее серьезность вреда, причиняемого экономике страны-члена.
Очевидно, что в случае с украинским налогом на утилизацию формально речь не может идти о защитных мерах в отношении отечественного автомобилестроения (в отличие, скажем, от введения ранее повышенных защитительных пошлин). Такая конструкция обязательного платежа, по мнению правительства, значительно укрепит правовую позицию Украины в возможных спорах о нарушении договора с Всемирной торговой организацией, одновременно, защитив отечественного товаропроизводителя и наполнив государственный бюджет. Ведь именно отечественный товаропроизводитель может освободиться от уплаты налога по утилизации произведенных им транспортных средств путем принятия на себя (новая редакция п. 240.6.5 ст. 240 НК) обязательств, предусмотренных законом об утилизации транспортных средств, принятым одновременно с соответствующими изменениями в Налоговый кодекс. Речь идет о создании автопроизводителями сети утилизации произведенных транспортных средств, соответствующей требованиям закона.
Кроме того, отечественный производитель освобождается от уплаты налога с автомобилей, предназначенных для экспорта, что, с одной стороны, соответствует концепции платежа (ведь такие автомобили не будут утилизироваться на территории Украины), а с другой — поддерживает того же производителя
(п. 242.3.4 ст. 242 НК).
Итак, вводя налог, правительство сделало все возможное для того, чтобы формально уйти от ограничений, установленных Всемирной организацией торговли, оставив при этом экономическую суть обязательного платежа. Узнать, насколько совершенна линия обороны, выстроенная украинским правительством, мы сможем уже в ближайшее время после введения налога, когда пока еще одиноким замечаниям стран-экспортеров автомобилей в Украину будет придан официальный статус.
В этом контексте очень важное прецедентное значение для Украины имеет спор, рассматриваемый сейчас судом ВТО по жалобе ЕС и Японии к Российской Федерации. Соответствующий иск был подан 9.07.2013 г. Сегодня к рассмотрению спора присоединились Китай, США, Турция и Украина. Согласно соглашению ВТО, у сторон есть
60 дней для мирного урегулирования вопроса. Если соглашение не будет достигнуто, создается третейская группа, которая и может обязать Россию изменить правила применения утилизационного сбора либо применить к ней санкции.
Теперь перейдем непосредственно к сути налога безотносительно внешнеэкономических последствий его введения. Так, новая разновидность экологического налога предполагает налогообложение транспортных средств, ввозимых, производимых и реализуемых на территории Украины с учетом незначительных изъятий, установленных в п. 242.3 ст. 242 и п. 240.6 ст. 240 НК Украины (антикварные автомобили, автомобили для инвалидов, гуманитарная помощь и некоторые другие). Отметим, что новый налог не влечет дополнительных обременений для лиц, являющихся собственниками транспортных средств, приобретенных до 1 сентября
2013 г. Покупатели таких автомобилей (а новую разновидность экологического налога при приобретении автомобиля не у производителя — например, у дипломата, освобожденного от уплаты налога — платит именно покупатель, а не продавец) освобождаются от уплаты налога с соответствующих автомобилей.
При этом справедливые нарекания вызывают у экспертов ставки налога, исчисляющиеся исходя из базовой ставки (5 тыс. 500 грн — для легковых автомобилей и 11 тыс. грн — для грузового и специализированного транспорта). Согласно новым нормам Налогового кодекса к базовым ставкам применяется коэффициент, увеличиваемый пропорционально объему двигателя легкового автомобиля. Какая связь между объемом двигателя и ставкой налога, которая хотя бы теоретически должна быть привязана к возможным затратам на утилизацию автомобиля, остается загадкой. В данном случае, отойти от трезвой логики и здравого смысла законодателя вынудил основной инстинкт финансовой ветви украинской власти — фискальная необходимость, подсказывающая просто-напросто, что с более дорогих автомобилей можно взять налоги по более высокой ставке, чем с дешевых. При этом такие необходимые для расчета обоснованной ставки любого утилизационного сбора категории, как масса автомобиля и срок его эксплуатации, были вполне прогнозируемо отодвинуты на задний план.
Еще один очень важный нюанс — это существенная разница в ставках налога для автомобилей, введенных в эксплуатацию, и для автомобилей, ранее не зарегистрированных государством. К сведению, разница в налогообложении таких транспортных средств и состоит исключительно в регистрации автомобиля, а не в сроке его эксплуатации. Таким образом, в данном случае законодатель, экспериментируя с основополагающим вопросом философии о соотношении и взаимном влиянии формы и содержания, предпочел первое второму, чем значительно исказил и без того небезупречную формулу налога.
Нововведение, которое, без всякого сомнения (кроме непосредственно увеличения стоимости транспортных средств), коснется всех без исключения автомобилистов, касается уплаты налога при последующей реализации транспортного средства, купленного у импортера или производителя. Такая реализация автомобиля (его перерегистрация) должна сопровождаться предъявлением справки, выданной производителем либо импортером об уплате налога за утилизацию транспортного средства или справки об освобождении от уплаты налога. Такие справки являются бланками строгой отчетности и, соответственно, должны бережно храниться собственниками транспортных средств. Поскольку отсутствие справки влечет за собой уплату налога при каждой последующей продаже автомобиля. Конечно, бланк строгой отчетности в случае его утери может быть восстановлен, но зная украинские реалии, сделать это может быть достаточно сложно и долго.
Конечно, последствия введения закона в действие с 1 сентября
2013 г. для простых автомобилистов трудно даже сопоставить с последствиями введения его в действие для государства в целом — в контексте его взаимоотношений в рамках Всемирной торговой организации. В любом случае, уже осенью мы станем свидетелям крайне интересного с правовой точки зрения процесса, который очевидно даст окончательный ответ на вопрос о будущем налога на утилизацию транспортных средств в Украине.