Украинские и иностранные производители лекарств развязали между собой войну, жертвами в которой становятся пациенты
Нынешней осенью желудки украинцев подверглись опасности - они оказались беззащитными перед обильными застольями. А препарат Мезим-Форте, который, как гласит рекламный ролик этого лекарства, должен прийти на помощь в случае переедания, может и не спасти. Дело в том, что Валерий Печаев, президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности (ООРММП) объявил, что Мезим ничего не лечит, он вообще не работает, как следовало бы. А значит, его телереклама вводит людей в заблуждение.
"Я считаю, что мы сегодня являемся свидетелями резонансного события, - подключился к обвинению Виктор Корж, нардеп-регионал и замглавы парламентского комитета по вопросам здравоохранения. - Это ЧП государственного масштаба. 12 млн. наших сограждан (12 млн. - столько упаковок Мезима было продано в прошлом году) обмануты". И добавил, что необходимо срочно прекратить рекламу средства, рассмотреть вопрос о его сертификации и приостановить реализацию по всей стране.
В украинском представительстве немецкой компании Berlin-Chemie, выпускающей Мезим, обвинения отвергли, заявили, что препарат прошел все необходимые испытания, а выпад Печаева сотоварищи расценили как конкурентную борьбу. Ведь главный обличитель, помимо должности главы ООРММП, занимает еще и кресло директора отечественной компании Лекхим, производящей более доступный аналог Мезима - лекарство под названием панкреазим.
Нападки на Мезим - старт большой дискредитирующей кампании против иностранного производителя, уверен Сергей Орлик, начальник отдела маркетинга компании Берлин-Хеми АГ (украинском представительстве Berlin-Chemie). В ООРММП есть список еще из 21 препарата иностранного происхождения, реклама которых, по мнению представителей этой украинской организации, некорректна. Печаев держит интригу, обещая назвать их после того, как увидит свет заключение Антимонопольного комитета (АМКУ), который сейчас занят проверкой этих лекарств. Глава Объединения работодателей медпромышленности сказал лишь, что они изготовлены 15 зарубежными производителями, среди которых есть крупнейшие фармкомпании Австрии, Германии, Италии и Индии.
Беззащитная страна
На рынке лекарств, продажи на котором в 2008 году достигли показателя в 1,7 млрд. евро, развернулась настоящая война. Украинские фармакологи, которые контролируют более 60% этого лакомого куска (если считать количество проданных медпрепаратов), получают только 25% всех денег, потраченных украинцами на лекарства, и поэтому готовы радикально изменить ситуацию. Метод для этого выбран простой - доказать, что дешевые отечественные лекарства лучше, чем их более дорогие иностранные аналоги.
Мезим - относительно недорогой и раскрученный продукт - стал удобной мишенью для атаки. Его название у всех на слуху, и потому резонанс от заявления Печаева был большой. Угрозу почувствовали все иностранные производители, представленные в стране.
Они вполне логично упрекают украинских фармакологов в том, что результатов серьезной проверки бесполезности Мезима нет, а "следствие" по делу еще 21-го препарата передано не профильной структуре, а АМКУ. "Когда ООРММП начинает использовать Антимонопольный комитет просто как средство конкурентной борьбы, это, как говорится, no comments", - говорит Евгений Заика, глава украинского представительства норвежской компании Nycomed, четвертой по количеству продаж компании Украины.
В борьбе за клиента украинцы не нашли ничего лучшего, чем обвинять оппонентов в неэффективности их продукта. Хотя эксперты говорят, что сегодня нет оснований утверждать, что отечественные препараты более качественные, чем импортные или наоборот. Ведь фактически украинские и зарубежные препараты производятся из сырья одних и тех же производителей, на аналогичном оборудовании и по аналогичным технологиям.
Но глава ООРММП не только обвинил "врага" в неэффективности. Рекламная активность немцев по продвижению Мезима и других препаратов в его устах стала одним из недостатков лекарства. "Только в первом полугодии 2009 года реклама препаратов Berlin-Chemie вышла в телеэфир около 3 тыс. раз", - подсчитал он.
Так Мезим стал едва ли не олицетворением всемирного заговора против украинских больных и отечественных фармацевтов, которые выпускают дешевые аналоги для более 50% иностранных препаратов, поставляемых в страну.
Путь к карману
Определенная доля правды в словах Печаева есть - не все то, что хорошо рекламируется, эффективно излечивает. До выхода нового закона о рекламе, который появился в 2004 году, текст объявлений и роликов, посвященных лекарствам, всегда согласовывался с Минздравом. Так, по словам Виктора Чумака, директора Государственного фармакологического центра Минздрава, удавалось избегать обмана. Но вот уже четыре года у фармакологических компаний развязаны руки. "Половина препаратов, которые рекламируются, вообще не являются лекарствами, а всего лишь биологически-активными добавками, которые позиционируются как лекарства", - уверяет он.
Впрочем, конкретно в Мезиме специалисты его центра ничего отрицательного не обнаружили. "Мезим - безрецептурный препарат, - говорит Чумак. - А что такое безрецептурный? Это значит, что даже если человек будет принимать его неправильно, вреда не будет".
Но реклама беспокоит отечественных производителей не из-за того, что она обманчива. Андрей Пушкарев, владелец онлайн-аптеки e-apteka.com.ua, на своем опыте убедился, что "лучше продается то, что рекламируется". Его работники, в ответ на запрос со стороны клиентов, иной раз предлагают более дешевый отечественный аналог. Но в ответ слышат вопрос - "а это то, что в рекламе показывают?" И если слышат - "нет", то говорят - "тогда давайте то, что показывают".
Отечественные производители, к примеру, Петр Багрий, глава Ассоциации украинских фармпроизводителей, пеняют на иностранцев. Мол, они закладывают расходы на рекламу в цену товара. "Аборигены" тоже могли бы заложить расходы на продвижение в стоимость своего продукта, но их останавливает сильная конкуренция друг с другом (в Украине еще с советских времен были сосредоточены основные фармакологические центры всего СССР), которая не позволяет им свободно играть с ценой.
Однако не одна лишь прямая реклама "бьет" по отечественным медпрепаратам. Сами аптекари заинтересованы в продаже более дорогих лекарств. "У нас реализация регулируется через торговую наценку, - говорит Чумак. - Допустим, наценка 30%. А теперь посчитайте, сколько вы заработаете на 3 гривнах за (отечественный) корвалол, и, например, на таком же (но импортном) препарате - валокордине, который стоит 26 грн.".
Лариса Канаровская, глава столичного медицинского профсоюза вспоминает, как перед ней в аптеке женщине в ответ на просьбу дать что-нибудь ребенку от кашля, продавец протянула сироп за 24 грн. "Я ей говорю, коллега, а ведь есть наш мукалтин, он не хуже, а стоит копейки", - вспоминает Канаровская.
Врачи тоже не без греха. Многие, почти не скрывая, сотрудничают с производителями, выписывая пациентам дорогие таблетки и получая за это бонус - от 10 до 30% стоимости препарата. Канаровская называет этот процесс "моральным разложением", но находит ему оправдание - мол, зарплаты маленькие.
Ко всему, еще и протекционизм в стране не наказуем. "На западе за это огромные штрафы выплачивают, а ученые и врачи кладут дипломы на стол, - рассказывает Чумак. - В США компанию Пффайзер оштрафовали на $ 2,3 млрд. за то, что фирма некорректно использовала врачей для продвижения своих препаратов". А в Украине рынок дает широкий спектр технологий продвижения - "от подкупа врачей до подкупа высокопоставленных сотрудников".
По наблюдениям Чумака, к таким технологиям чаще всего обращаются именно иностранные фармпроизводители. Но, как рассказал Корреспонденту Семен Глузман, известный психиатр и правозащитник, успешно освоили эти приемы и отечественные компании.
Риск для каждого
За девять месяцев 2009 года фармацевтический рынок сократился вдвое, и поэтому сейчас борьба активизировалась. Заика говорит, что разрешить ситуацию может диалог между профессиональными ассоциациями, объединяющими большинство производителей. "Потому что такое обращение со списком (из 21-го препарата), оно точно так же вызовет ответные действия со стороны западных компаний. А поверьте, в рекламе отечественных лекарств есть тоже, что увидеть и подать на рассмотрение в Антимонопольный комитет", - говорит он.
По мнению экс-министра здравоохранения Николая Полищука, разрешить проблему можно силами Минздрава, при этом совсем необязательно вникать в детали борьбы. Стоит просто создать перечень жизненно-важных препаратов, без которых не могут жить пациенты, например, инсулин. Именно их и закупать за бюджетные деньги у производителей, откуда бы они ни были, главное - не покупать у иностранцев то, что производят в Украине. "А относительно всех остальных препаратов, не являющихся жизненно-необходимыми, пусть завозятся на рынок, и пусть люди покупают за свои деньги", - предлагает выход Полищук. Останется лишь утвердить для них стандарты назначения и продажи.
Парадокс ситуации в том, что чем бы не закончилась война, потребителям - то есть захворавшим украинцам - легче не станет.
Хотя по последним данным Госинпекции по контролю за качеством препаратов, только 0,04% лекарств, представленных на рынке - это действительно некачественная продукция. Но Татьяна Бахтеева, нардеп от ПР и глава комитета Рады по здравоохранению считает, что в стране нет объективных данных о качестве лекарств. По ее словам, если проанализировать отчет инспекции за первое полугодие, станет очевидным, что контроль качества - формален. Из почти 50 тыс. образцов, которые взяли на исследование, только чуть более 2 тыс. проверили по всем необходимым показателям, все остальные - выборочно. Поэтому болеющим украинцам по-прежнему придется полагаться на удачу и совестливых врачей.