Мы познакомились в самолете Бангкок - Киев, звали его Edgars Bondars. Разговорились и проболтали все 11 часов перелета. Эд - латыш, возвращался из Манилы в Ригу транзитом через украинскую столицу. Занимается строительством солнечных и ветряных электростанций на Филиппинах и во Вьетнаме.
«Как у вас там, в Украине? Всё будет хорошо?» - спросил он. С этого вопроса и начался наш долгий разговор.
«У нас идёт война, но мы победим и будем в Европе», - ответил я и сразу поймал на себе внимательный и какой-то жалеющий взгляд собеседника.
Я продолжил и пояснил, что мы не идеализируем Европу, но другого пути у нас нет, просто из чувства самосохранения. Оставшись под протекторатом России, мы не сохраним ни страну, ни украинскую нацию. Кроме того, мы хотим развиваться, нам надоели взятки, коррупцией пропитано всё наше общество, мы хотим избавиться от метастаз северной империи, мы просто хотим быть ответственными за будущее наших детей.
«Вы идете правильным путем, но вы должны понимать, что это очень долгий путь, он займёт не одно поколение, а, кроме того, Европа не сахар, и у неё хватает своих проблем. Знаете ли вы об этом и готовы ли к сложностям?» - спросил Эдгарс (тут я понял его внимательный взгляд в начале беседы) и начал рассказ, который я изложу здесь конспективно, по памяти.
По словам собеседника, в Европе действительно нет взяток, коррупция отсутствует в принципе, но есть огромная всепожирающая бюрократия, которая стала настоящим тормозом в развитии европейского бизнеса и континента в целом. Он бизнесмен и знает ситуацию изнутри. Дать взятку, чтобы «ускорить процесс», невозможно. Получение разрешений занимает огромное количество времени, порой на это уходят годы, в течение которых нужно тратиться: оплачивать профильных специалистов, юристов, делать дорогостоящие экспертизы. Эти расходы порой превышают размеры взяток, если бы они существовали в европейском обществе. Европейские чиновники предпочитают вообще ничего не делать, потому что не хотят попасть под внимание прессы и огонь критики. Поэтому Эдгарс и ведёт свой бизнес в Юго-Восточной Азии, где вопросы согласования гораздо проще.
А как обстоят дела на его Родине, в Латвии? Некоторое время назад Эд хотел построить сеть ветряных электростанций и пришёл к главе своего административного образования обсудить этот вопрос. Глава с ходу его поддержал, заявив, что альтернативные источники энергии - «это наше будущее», «нужно избавляться от энергетической зависимости от России», и сказал, что обеспечит «зелёный свет» проекту. Послушав эти заверения и воодушевившись, Эдгарс купил землю и стал собирать необходимые документы.
«Шли годы» (на самом деле, мой собеседник не уточнил, сколько точно прошло времени, но я понял, что очень много), Эд собирал необходимую документацию, готовил проект, и вот в один прекрасный день снова явился на приём к главе. А власть к этому времени уже переменилась, «начальник» представлял совсем другую партию, победившую на прошедших выборах, и сказал, что сам не может принять необходимое и окончательное решение по проекту: нужно выносить вопрос на общественные слушания. Это, кстати, нормально, но послушайте дальше рассказ латышского бизнесмена.
На слушания собрались владельцы соседних земельных участков и заявили, что они категорически против строительства «ветряков» на земле Эда, потому что они (внимание, цитирую): «привыкли в выходные приходить сюда отдыхать, а «мачты» будут мешать отдыху».
Мой собеседник с горьким юмором вспоминает как взял слово и произнёс речь. «Послушайте, соседи! - говорил он. - А не похожа ли эта ситуация на ту, как если бы я ходил к вам в выходные мыться в вашу ванну, а когда вы бы решили сделать в ванной комнате ремонт и попросили бы меня больше не приходить, я бы ответил, что привык у вас мыться, поэтому мне ваш ремонт совсем не нужен?» Но общественные слушания на этом завершились, соседи сказали своё решительное «нет» и «зарубили» проект.
Возмущенный Эдгарс ворвался к главе в кабинет и стал говорить, что так дела не делают, он покупал землю под гарантию прежнего руководителя, и как же теперь быть? На что новый «начальник» коротко заметил, что не отвечает за слова и действия своих «попередников». «Знакомо вам это по Украине?» - поинтересовался мой визави, закончив рассказ.
Я не хочу делать далеко идущих выводов. Эд уточнил, что всё это очень характерно лишь для стран «новой Европы», что в той же Германии всё обстоит гораздо лучше, что сам он двумя руками за Европейское сообщество и за Европейский союз. И процитировал хорошо известную фразу, что демократия - это мерзость, но ничего лучшего в мире пока не придумано. «Вы должны быть готовы к этому, чтобы не было лишних разочарований», - подытожил мой новый знакомый.
Рассказал я это вам только затем, чтобы мы все знали, какой долгий и сложный путь у нас впереди.