Вечером 9 июля клиенты Приватбанка по всей Украине вдруг не смогли ни расплачиваться своими картами в магазинах, ни снимать деньги в «родных» банкоматах.
Несмотря на то что проблему решили за полтора часа, многие задумались о причинах такого масштабного сбоя. И здесь, как всегда, две противоположные версии: официальная и зрадная.
В пресс-службе Приватбанка пояснили: всему виной «авария магистральных каналов связи», что стало «причиной временных перебоев в сети POS-терминалов и банкоматов банка». После экстренных работ по подключению резервных каналов связи стабильность платежных сервисов восстановили.
Однако волна беспокойства все же успела прокатиться по миллионам держателей карт Приватбанка: соцсети просто заполонили посты о том, в каком городе он лег. Масла в огонь подлил журналист Александр Дубинский своим месседжем о якобы непрофессиональных айтишниках Приватбанка, которые пришли туда после национализации и, дескать, вчера завалили работу сервисов.
«Сбой в работе процессинга Приватбанка никак не связан с аварией магистральных каналов связи, о чем врет пресс-служба. Сбой произошел в самом процессинге в результате установки нового сопутствующего софта процессингового центра. Почему? Потому что назначили в банк руководить не профессионалов, а кретинов по знакомству», — написал Дубинский.
Однозначно ответить, что же все-таки стало причиной сбоя в работе банковских сервисов, без доступа к внутренней информации Приватбанка невозможно, однако есть ряд событий, которые могут привести к таким последствиям.
Основатель Лаборатории-акселератора интернет-вещей IoT Hub Роман Кравченко в комментарии «ДС« назвал возможные причины сбоев: «Организационные — могли быть поверки, и остановили работу сознательно внутри банка. Технические — случайно, бывает где-то сервера упали или разработчики внедряли новую версию программного обеспечения. Distributed DoS-атака — тоже вариант. Либо извне кто-то заказал положить сервис. А может быть, и банально уходил какой-то недовольный сотрудник с правами доступа к системе...»
Эксперт добавил, что вчерашние события точно скажутся на репутации Приватбанка.
В то же время другой специалист, осведомленный с ситуацией, сообщил нам на условиях анонимности, что проблем на магистральных оптических линиях связи между Киевом и Днепром во время перебоев с сервисами Приватбанка не было.
«Возможно, речь идет о «последней миле» в Днепре, там действительно сейчас много ремонтируют дорог — вокруг Приватбанка на Набережной очень много новых строек, могли сломать что-нибудь локальное. Но за час они не смогли бы отремонтировать, ведь там строительные работы», — сказал наш собеседник и не исключил проблем в процессинговом центре банка.
«Приватбанк же некоторое время назад анонсировал возможность ApplePay через приложение «Приват24» без карты Приватбанка для карт любых других банков. Это потребовало бы некоторых изменений в процессинге, но все это только предположения», — отметил эксперт.
Таким образом, версия Дубинского о неправильно установленном софте имеет право на существование, хотя и недоказуема. Но если он прав, возникает вопрос, а не виной ли всему национализация Приватбанка и смена в нем сильнейшей команды разработчиков? И здесь ответ — скорее нет. Сравним вчерашний вечер, в который клиенты финучреждения испугались на час-другой, и, скажем, немного подзабытые первые дни апреля 2016 г., когда крупнейший украинский банк, еще принадлежавший миллиардеру Игорю Коломойскому, сбоил всю рабочую неделю: сначала не работали банкоматы и интернет-банкинг, стопорились терминалы, не проходили транзакции, а затем многие платежи зависли в сложной финансовой цепочке.
Самое интересное, что тогда IT-директор Приватбанка Дмитрий Дубилет признал причиной всех проблем как раз установку нового программного обеспечения в процессинговом центре.
«Почему произошел сбой? Мы проводили обновление своего процессинга (сердце всего платежного блока) по требованиям международных платежных систем. При этом мы использовали софт, который покупает наш банк у сторонней компании, в котором была внутренняя ошибка. Эта ошибка не была выявлена при предварительном тестировании (которое шло, к слову, не один месяц) и проявилась только на наших сумасшедших объемах транзакций», — пояснял тогда Дубилет на своей странице в Facebook.
На этом фоне быстрая оправка Приватбанка вечером 9 июля выглядит куда лучше.