Законопроект депутата Анжелики Лабунской может стать законодательной лазейкой для выхода на свободу особо опасных преступников, которые амнистированы быть не могут – убийц, воров, насильников и коррупционеров. Это - вызов обществу.
На этой неделе Верховная Рада рассмотрит законопроект народного депутата Украины Анжелики Лабунской, который предоставляет право осужденным выезжать на лечение за границу с отменой отбывания оставшегося срока наказания после их выздоровления. На принятии данного правового варианта освобождения Юлии Тимошенко настаивают представители миссии ЕС в Украине Пэт Кокс и Александр Квасьневский. Главное научно-экспертное управление парламента выступило с жесткой критикой документа. Эксперты утверждают, что подобный механизм станет законодательной лазейкой для выхода на свободу особо опасных преступников, которые не могут быть амнистированы – убийц, воров, насильников, коррупционеров.
Законопроект Анжелики Лабунской не может быть компромиссным вариантом, который устроит украинскую власть и Европу. Причина проста – власть, в отличие от оппозиции, поддержавшей законопроект коллеги, несет ответственность за выполнение действующих законов. А главное, выступает гарантом неприкосновенности наивысшей ценности государства – жизни и здоровья граждан, о чем гласит Конституция Украины.
Понимая всю ответственность относительно выполнения одного из главных условий подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС – освобождение Юлии Тимошенко для лечения за рубежом, народные депутаты от парламентского большинства едва ли поддержат законопроект Лабунской. И продолжат работу над реально правовым компромиссным решением.
Напомним, что согласно с проектом данного законодательного акта, предлагается изложить в новой редакции часть 2 статьи 84 Уголовного кодекса Украины.
Изменения следующие: в случае невозможности получения надлежащего лечения и медицинской помощи в пенитенциарных учреждениях и учреждениях здравоохранения Украины лица, осужденные к лишению свободы, имеют право на лечение за рубежом; решение о лечении за границей лица, осужденного к лишению свободы, принимает суд при условии, что осужденный в течение не менее 365 дней непрерывно проходил стационарное лечение, но оно оказалось неэффективным и не привело к полному выздоровлению пациента; принимая решение о лечении за границей, суд обязан одновременно принять решение об освобождении осужденного от дальнейшего наказания по болезни.
Действующее законодательство, а именно статья 84 Уголовного Кодекса Украины (части 1 - 3) предусматривают наличие четких оснований для освобождения от наказания осужденных по болезни, но не право осужденных на лечение и медико-санитарную помощь (в том числе и за рубежом) по их личному желанию.
Данная норма вполне логична, ведь осужденные могут симулировать болезнь, уклоняться, как в случае с Тимошенко, от лечения, не принимать лекарства, делая вид, что принимают их, и так далее. И глупо допускать мысль о том, что медики Госпенитенциарной службы Украины настолько профессионально непригодны, что не могут установить - болен ли человек неизлечимо или его невыздоровление связано исключительно с симулированием лечения ради выхода на свободу. Ведь ни для кого не секрет, что ради освобождения, з/к пытаются даже специально заразиться туберкулезом или другими опасными болезнями.
Кроме того, эксперты совершенно справедливо подчеркивают, что предлагаемый вариант закона не содержит никаких ограничений относительно круга лиц, которые могут "претендовать" на выезд для лечения за границу. «По нашему мнению, такая возможность не должна предоставляться наиболее опасным преступникам, в частности, лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также осужденным за тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления, преступления террористической направленности, торговлю наркотиками, тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления, особо тяжкие преступления, совершенные по неосторожности, но повлекшие гибель пострадавших», – говорится в выводе Главного научно-экспертного управления ВРУ.
Осознает ли депутат Лабунская возможные последствия принятия закона? Ведь, по сути, он открывает путь на свободу для убийц, насильников, педофилов, воров и других подонков, которые сегодня не имеют права даже на амнистию?! Да и потом, захочет ли сама Европа принимать особо опасных преступников, которые после лечения больше не вернутся в украинские тюрьмы, следовательно, продолжат убивать, грабить, насиловать, в том числе, и вдали от своей родины?
Ответ очевиден – едва ли.
Угрозу наплыва в ЕС уголовных авторитетов, рецидивистов всех мастей должны осознавать, в первую очередь, Кокс и Квасьневский, которым доверено в переговорах с Украиной выражать позицию всех европейских государств.
А если Европа откажется принимать украинских «неизлечимых» уголовников, какой же тогда смысл в принятии такого закона? Не станет ли документ фикцией и узакониванием избирательности правосудия в Украине - теперь уже под нажимом ЕС?
Пациент скорее жив, чем мертв…
Есть еще один совершенно нелогичный нюанс. Он заключается в том, что некоторые заболевания, например, тот же туберкулез, в определенных случаях действительно невозможно излечить. Причем, не только в Украине, но и за рубежом. Однако, при соблюдении всех медицинских процедур, периодических медосмотрах и лечебных мероприятиях пациент может вести вполне полноценную жизнь. Возникает вполне естественный вопрос, – на каком основании такие больные должны освобождаться от наказания за совершение особо тяжких преступлений? Что скажут власти родственники убитых, изнасилованных детей? Разве может быть основанием для решения суда об освобождении убийц и насильников документальное согласие иностранного государства принять на лечение особо опасных преступников? Не является ли такой подход полным нивелированием системы правосудия, узакониванием коррупции, нарушением принципов прав и свобод человека, которые являются наивысшей ценностью как в Украине, так и Евросоюзе?
Не лучше ли полагать, что более гуманен и справедлив действующий в Украине принцип, который гласит, что основанием для досрочного освобождения заключенных может быть их реальное состояние здоровья, при котором даже в случае его улучшения дальнейшее отбывание наказания является нецелесообразным?
Ответы на эти вопросы также очевидны. И сводятся они к аксиоме – вопрос освобождения Тимошенко не должен и не может причинить вред миллионам украинцев, пострадавших от рук преступников, полностью разрушить логическую цепь неизбежности наказания за совершенные преступления, нивелировать смысл всей судебной системы страны.
Экспертное мнение
По мнению аналитиков Главного научно-экспертного управления парламента,для достижения правового компромисса, в том числе и по вопросу Тимошенко, должны быть использованы иные механизмы.
В частности, необходимо четко определить правовые основания для предоставления осужденному разрешения на лечение за границей. Кроме того, разработать порядок предоставления такого разрешения. Возможно, это должно стать исключительной прерогативой суда и решаться на основании соответствующего медицинского заключения о целесообразности лечения каждого конкретного заключенного за рубежом, документов о согласии иностранного лечебного учреждения принять этого заключенного на лечение, документального подтверждения властей иностранных государств о возможности въезда таких лиц на их территорию. Кроме того, суд должен устанавливать четкий срок лечения с возможностью его продления либо сокращения.
Совершенно логичным выглядит, и рекомендация экспертов о необходимости внесения большого денежного залога, который в случае нарушения порядка пребывания осужденного за границей или нарушения установленных судом сроков его возвращения в Украину будет взиматься в доход государства.
Наконец, необходимо установить перечень определенных ограничений для осужденного во время его пребывания на лечении за пределами страны и механизм контроля за поведением осужденного. Ведь в противном случае преступник может сбежать через Европу в страну, где будет недосягаем, покинуть лечебное заведение ради совершения очередного преступления, руководить преступными группировками из лечебной палаты в ходе свиданий со своими подельниками и так далее.
А еще необходимо установить четкое наказание за нарушения осужденными установленных для них ограничений. Для этого соответствующие разработки должны быть внесены не только в Уголовный кодекс, но и уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство Украины.
Вряд ли Украина должна делать первый шаг на пути в Европу, нарушая законы. Ведь именно этого от нашей страны требует ЕС. Не так ли?