Большинство украинских «можновладців» – люди далеко не бедные. Тем не менее, они регулярно выписывают себе материальную помощь, выбивают льготы и пользуются таким широким спектром социальной защиты, которая и не снилась простым смертным.
Сразу после президентских выборов в Украине началась масштабная кадровая чистка. Представители команды Ющенко и гвардии Тимошенко с кряхтением покидали свои насиженные места, уступая должности регионалам. Избиратели Януковича злорадствовали: наконец-то эти «национально-свидомые» прохиндеи получили под зад коленом! Однако мало кто догадывался, что каждый уволенный чиновник – это, прежде всего, удар по государственному бюджету.
Около тридцати высоких чиновников, засидевшихся на своих постах, просто отправили на пенсию. Согласно статье 37 закона Украины «Про державну службу», каждый из них при этом получит единовременное пособие в размере десяти месячных окладов. Учитывая, что их месячный оклад начинался с суммы в пять тысяч гривен (а у некоторых в разы больше), этой выплаты вполне хватит на приобретение скромной иномарки. Неплохой подарок к пенсии! Впрочем, автотранспортом они себя наверняка и так уже давно обеспечили, и отнюдь не скромным. Наше руководство на малолитражках не ездит, даже в булочную.
Это не считая того, что пенсия чиновника, отпахавшего на государственной службе не менее 10 лет, составляет 80% от его зарплаты. При этом её большая часть выплачивается не из Пенсионного фонда, а из государственного бюджета (статья 37 того же закона). Что же, с такими доходами и старость может быть в радость!
Те из уволенных, кому до преклонных лет нужно еще потерпеть, тоже могут не грустить. Согласно статье 31 закона Украины «Про державну службу», в случае отставки им полагается ежемесячная денежная выплата в размере 85% их бывших окладов. Так что на биржу труда можно не спешить. Зато украинскому бюджету придется очень даже поднапрячься. Ведь зарплаты, скажем, многочисленных заместителей и руководителей отделов Секретариата (всего 34 человека) составляли 20-28 тысяч гривен.
Труд двадцати пяти советников Ющенко ценился меньше – они получали по 8 тысяч ежемесячно. Правда, в сумме эти президентские няньки поглощали в месяц до 200 тысяч, а в год 2,4 миллиона бюджетных гривен. Немалая сумма за советы, как лучше отметить юбилей Голодомора и кого из вояк УПА еще произвести в герои!
Семь руководителей Государственного управления делами (в народе – ДУСя) получили по 20-25 тысяч гривен, столько же восемь командиров Управления государственной охраны. Рекордные зарплаты у секретаря СНБО (30 тысяч) и его замов (по 25 тысяч). Проигравшая выборы и потерявшая пост премьера Юлия Тимошенко не спешит трудоустроиться – и каждый месяц государство должно выплачивать ей 85% от её оклада (32 тысячи). И всем бывшим министрам тоже. Плюс к этому экс-премьер и экс-вице-премьер могут получить в свое распоряжение государственные дачи (согласно распоряжению правительства Украины N1210, 2003 год).
А вот масса уволенных губернаторов и глав местных администраций со своими замами навалились на бюджет своей численностью: чтобы прокормить эту братию, из казны придется выделять ежемесячно около полумиллиона гривен!
Да уж, вопрос «где же я буду харчеваться?!» перед увольняемым украинским чиновником давно не стоит. Этот вопрос они решили еще в самом начале независимости, приняв в 1993 году вышеупомянутый закон «Про державну службу», который потом еще не раз редактировался. Причем последний раз – в президентство Виктора Ющенко.
Однако быть действующим чиновником гораздо круче. И дело не только в том, что, будучи при власти, можно брать «откаты» и «колядовать», лоббировать свой бизнес и топить чужой. Даже согласно своим легальным доходам украинский начальник живет очень хорошо – настолько, что предпочитает не афишировать лишний раз размер своих окладов, надбавок и премиальных. Но этого ему мало, и время от времени он пользуется своим законным правом на получение материальной помощи.
Действительно, статья 33 данного закона предусматривает выделение государственным служащим материальной помощи на «решение социально-бытовых вопросов», а статья 35 закрепляет право на получение ежегодной помощи к отпуску «на оздоровление». Ну, оздоровление – дело святое, лечить заработанный тяжелым трудом геморрой или сколиоз необходимо, спору нет. А вот что входит в круг «социально-бытовых вопросов», можно только догадываться.
Для большинства «маленьких украинцев», не дослужившихся выше мастера смены, материальная помощь обычно заключается в виде небольшой суммы, выделяемой предприятием на похороны родственников. Да и подавляющее большинство рядовых чиновников не могут рассчитывать на большее. Кто сталкивался, тот знает, что обычно помощь нужно долго выпрашивать, выслушивая назидательные реплики про пустые фонды, урезанное финансирование и убыточное производство.
Совсем другая ситуация у тех, кто непосредственно распоряжается деньгами учреждения или предприятия. Расходы на себя любимых они не ограничивают, поэтому никогда не забывают воспользоваться правом материальной помощи – в самом максимальном размере. К примеру, материальная помощь для мэра одного небольшого городка (выписана в прошлом году) составила около 60 тысяч гривен. Тоже на «решение социально-бытовых вопросов». А они у него как раз таки были, да еще какие! Новый трехэтажный коттедж остро нуждался в новой мебели. И всё совершенно законно. Имеет право.
А вот мэр Симферополя Геннадий Бабенок с размерами вспоможения (а также премий самому себе), похоже, переборщил. Поскольку в прошлом году симферопольский «белый дом» подвергли ревизиям, выясняя законность невероятной щедрости, которую Бабенко проявлял в отношении себя и своих замов.
«В нарушение Постановления КМУ N1036 городской голова Бабенко в период с 26.11.2008 по 26.08.2009 «за образцовое выполнение служебных обязанностей» лично подписал себе и получил денежные премии на общую сумму 161 000 гривен. Деньги получены из бюджета городского совета» – сообщала тогда, в частности, пресс-служба Крымского управления МВД.
На скромного мэра крымской столицы могут «наехать» многие, но кто имеет право поставить под вопрос расходы народных депутатов Украины? Вот именно, никто. Люди, которые пишут законы и избирают исполнительную власть, могут спокойно тратить бюджет так, как им заблагорассудится.
Зарплата нардепов составляет около 15 тысяч гривен в месяц, однако существуют также разные надбавки – например, за руководство комитетами. А еще за ученую степень (статья 33 закона «О статусе народного депутата Украины»), что, видимо, и заставляет их спешно обзаводиться докторскими диссертациями. Помимо этого, народный депутат имеет право на компенсацию за счет бюджета расходов на свою деятельность, которая может быть весьма бурной: за месяц нардеп может принести пачку счетов на сумму в 20-25 тысяч. Отдельно он пользуется бесплатным жильем (которое потом часто приватизирует за символическую сумму) или денежной суммой для «решения жилищной проблемы», специальным медицинским обслуживанием (за бюджетный счет) и еще рядом льгот.
Не сумевший переизбраться народный депутат целый год получает прежнюю зарплату в полном размере, а если вообще больше не захочет работать, то сможет спокойно ждать пенсии, лежа дома на диване, но получая уже только 50% от былой «получки».
А еще драгоценная жизнь народного депутата Украины страхуется на сумму его десятилетнего денежного содержания (статья 30 закона «О статусе народного депутата Украины»), которая выплачивается наследникам в случае его скоропостижной кончины. Очень крупная сумма, о которой и мечтать не могут вдовы шахтеров, пожарных, милиционеров.
Несмотря на то, что в Верховной Раде сидят более трехсот миллионеров (а есть и отдельные миллиардеры), почти все депутаты никогда не пренебрегают своим правом на материальную помощь, составляющую свыше 30 тысяч гривен ежегодно. А что?! Имеют право! Читайте статью 20 закона «О статусе народного депутата Украины».
Да, и еще. Каждый народный депутат Украины имеет право на бесплатную парковку на всей территории Украины. Это не юмор, это статья 23-6 того же закона, который предусмотрел депутатам льготы, выплаты и компенсации почти на все случаи жизни. Разве что забыл предоставить нардепу право бесплатно пользоваться любым общественным туалетом на всей территории Украины. А то ведь как некрасиво получится: приспичит избраннику на вокзале в сортир, а с него на входе бабулька рупь потребует! А у него ведь небось и денег-то таких нет, только золотая «VISA».
Однако всего этого «государственным мужам» часто бывает маловато. Они продолжают привычно протягивать к нам свои шляпы и бормотать «же не манж па сис жюр!». Положенных им по статусу льгот явно не хватает, и они добывают себе дополнительные. Вообще, эта традиция стара. Еще в конце 80-х – начале 90-х многие чиновники оформляли себе краткосрочную командировку в зону ЧАЭС, чтобы получить корочки «чернобыльца».
Но эпоха ликвидации давно закончилась, зато появилась возможность стать «участниками боевых действий». Именно этот статус получили участники «косовского десанта», когда 22 октября 2005 года группа руководителей украинского МВД (Луценко, Москаль и еще 12 высокопоставленных чинов ведомства) слетала на фуршет в лагерь миротворцев, где разжилась соответствующими справками об «участии в специальных операциях», дающих право на получение этого гордого статуса и соответствующих ему льгот.
Не будем задавать глупых вопросов об их совести. Наверное, за 18 лет независимости можно было бы уже понять, что все эти годы Украина развивалась как государство правящей бюрократии, которая создавала его под себя. Хотя население страны за это время сократилось с 52 до 46 миллионов, армия чиновничьей братии, напротив, возросла со 170 до 300 тысяч. Причем больше всего чиновники плодились в самых хлебных ведомствах: аппаратах Президента, Кабинета министров и Верховной Рады, в фондах имущества и Нацбанке, в налоговой службе и прокуратуре, в различных инспекциях и комитетах, в исполкомах местных органов власти.
Собственно говоря, в этом и заключалась «розбудова держави». Украина состоялась как государство, представляющее собою огромную бюрократическую машину, работающую исключительно в собственных интересах. С присущей ей национальной ментальностью неограниченной жадности даже в мелочах и категорическим нежеланием нести за это какую-либо ответственность, ошибочно принимаемым за некий «дух независимости»...