Польское издание Polityka Wschodnia опубликовало сценарий распада Украины после парламентских выборов 2012 года. Перевод статьи (кроме последнего абзаца) опубликовал Александр Коваленко в своем блоге.

Газовая и сырная войны, несмотря на факт присоединения Москвы к ВТО, были лишь предвестием более сильного экономического давления Российской Федерации на Украину. Впрочем, и без этого украинский бюджет трещал по швам. Постсоветские города часто строились вокруг единственного крупного промышленного предприятия. Их повышенное энергопотребление становилось все более проблематичным в контексте ужесточения российской позиции в сфере энергетики и углубляющегося в Европе экономического кризиса. Янукович объяснял себе сложившуюся ситуацию ценой, какую приходится платить за балансирование между Москвой и Брюсселем, отношения с которыми на официальном уровне были «стратегическими».

Круглый стол и административная реформа

«Военная реформа» министра обороны Украины Дмитрия Саламатина, преданного российским интересам (что он продемонстрировал в ходе парламентского обсуждения Харьковских соглашений), окончательно похоронила украинскую армию. Кризис финансовой сферы и государственных институтов радикализировал общественные настроения. Партии Регионов пришлось поделиться ответственностью и консолидированной в своих руках властью. Западно-украинский костяк электората Тимошенко после ликвидации ее с политической сцены постепенно склонился к поддержке Олега Тягнибка — лидера националистической (называемой сейчас патриотической) партии «Свобода». По итогам организованного Януковичем «круглого стола», вызвавшего большой резонанс в польских СМИ, создается правительство народного согласия. В его рамках «Свобода» сразу же демонстрирует силу своего влияния: взамен за поддержку «голубых» она требует не так много: для начала — централизацию страны, которая успокоила бы ее собственный электорат. 

Крымские беспорядки и нарушение субординации министром обороны

Первые беспорядки вспыхивают в Крыму вскоре после принятия новой административной реформы, по который полуостров лишился автономии. Недовольство нарастает. Правительство, разделив власть со «Свободой» и несколькими другими марионеточными объединениями, исчерпало возможности для компромиссов и решает ввести в Крым войска для стабилизации ситуации. Министр обороны Саламатин публично заявляет, что он не бросит солдат усмирять «своих соотечественников», что в его случае имеет двоякое значение. Янукович долго раздумывает над его отставкой, объясняя, что решение применить армию мотивировано лишь защитой территориальной целостности Украины и установлением порядка во всех ее уголках. Свою обеспокоенность ситуацией высказывают Россия, а также Польша и Швеция, которые призывают страны ЕС незамедлительно сделать совместное заявление. 

Церковный ответ Патриарха Кирилла

Вскоре после заявления Саламатина крымские беспорядки перерастают в мятеж. Обычные силы правопорядка без поддержки армии не могут его пресечь. В своем воззвании, распространенном через принадлежащие Московской патриархии храмы, Патриарх Кирилл указывает на «христианскую потребность отринуть насилие» и на «неэффективность действий политиков, не имеющих перед своими глазами Бога». «Если мир не имеет необходимых сил, чтобы установить на Украине порядок, я возьму это бремя на себя», — добавляет Патриарх. Янукович отменяет отставку министра обороны и пользуется этим предложением. Он не хочет лишний раз раздражать Россию, которая уже официально «обеспокоена положением своих соотечественников на Украине» (заявление Лаврова).

Реакция «Свободы» и бегство министра обороны

Националистическая «Свобода» реагирует на слова Патриарха выходом из правительства и называет их провокацией, а одновременно под лозунгом борьбы с «извечными врагами Украины и предателями ее интересов» организует боевые отряды на западе страны (на митингах жгутся чучела министра обороны, обвиняемого в сговоре с россиянами). В ответ на эти действия беспорядки начинаются в восточных регионах, «солидарных с автономной республикой Крым, которую следует защитить от националистской львовской заразы». Министр Саламатин по собственной инициативе бежит из Киева в Восточную Украину и призывает последовать за ним всех, кто болеет душой за судьбы русскоязычных жителей страны, которым угрожают действия «Свободы». В итоге вооруженные силы оказываются полностью расстроенными, часть военных присоединяется к боевым отрядам «Свободы», часть — к отрядам «Малороссии», как называют свои военные формирования жители Крыма и Восточной Украины.

Эмиссар Путина

В то же самое время Патриарх Кирилл прилетает в Киев, где Виктор Янукович сосредоточил большую часть еще подчиняющихся ему сил правопорядка. Иерарх передает ему конфиденциальное послание от Владимира Путина: «В настоящий момент существует единственный вариант для того, чтобы Виктор Федорович остался на посту президента Украины, какой бы она ни была. Призываю вас сформировать правительство большинства и провести в парламенте присоединение Украины к Организации Договора о коллективной безопасности. После вступления данного решения в силу, Организация сможет направить на Украину силы быстрого реагирования в количестве 20 тысяч военных. Устав не просто позволяет это сделать, но и говорит о том, что первостепенной задачей ОДКБ является борьба с цветными революциями и преодолением кризисных ситуаций. Первая охватила запад страны, а вторая наблюдается на востоке, где под угрозой оказалась безопасность наших соотечественников. Виктор Федорович, с твоего согласия или без него мы предпримем все возможные действия для их защиты».

Янукович принимает это предложение. Запад открыто призывает его пойти на уступки и объявить внеочередные выборы. Однако, это означало бы утрату власти, поэтому единственно приемлемым оказывается предложение Путина. 

«Свобода» требует расправы с предателями Украины. Ее лидер Тягнибок призывает уважать украинский суверенитет, то есть Патриарха — покинуть Киев, а Польшу — отказаться от попыток переговоров, напоминая, что и это государство на самом деле является врагом Украины, так как оно «оккупировало принадлежавший украинцам регион Пшемышля».

После присоединения Украины к ОДКБ силы быстрого реагирования этой организации вступают в страну со стороны России и Приднестровья. Их стремительная мобилизация и отличная оснащенность вызывают изумление. «Миротворческие отряды», поддерживаемые восточно-украинскими военизированными силами, после упорных боев создают демаркационную линию, отделяющую территорию Западной Украины, которая находится под контролем отрядов «Свободы», от Малороссии, как все чаще называют русскоязычные регионы страны. Спустя несколько дней ОДКБ берет «фронт» под полный контроль, поскольку обе стороны концентрируют свои боевые силы в борьбе за Киев. 

В то же время создается правительство Малороссии, провозглашающее независимость. Такие же события происходят в Крыму, который отделен от мира кордоном Черноморского флота и временной демаркационной линией. Вскоре Крым заявляет о своем присоединении к Малороссии. 

Сценарий, хотя и вымышленный, был создан на базе правдивой информации.
Разделение языков и культуры Украины, постулаты Свободы, возрастающая к ней симпатия, образ украинского министра обороны или правовая компетенция OUBZ – это не единственные политические примеры, функционирующие  в сегодняшней действительности. Текст является результатом размышлений, связанных с хрупкой геополитической договоренностью  после «холодной войны». О чем свидетельствует в т. ч. российско-грузинская война 2008 года, которая  разрушила территориальную интегральность границ, установленных после распада СССР. По мнению автора, сценарий реальный и в той или иной форме может привести к дезинтеграции Украины.

Перевод последнего абзаца сделан редакцией сайта «ОРД»