Вчера котов душили-душили…душили-душили…»
(«Собачье сердце»)
Вот уже третий день гремит по Украине предвыборный полиграфический бум. Сначала толпы гоблинов устроили побоище на полиграфическом комбинате «Украина», а вчера вечером инцидент вокруг листовок «Stop зэк» и тому подобной «продукции» против Януковича случился в Житомирском представительстве общественного движения «Народная Самооборона», где по совместительству располагается офис нардепа-«самбиста» Олега Новикова.
Наутро обе стороны конфликта уже изложили свои официальные версии случившегося. «Народная самооборона» упирает на то, что офис «НС» подвергся погрому, а пачки с листовками (собственность нардепа Катерины Лукьяновой) – порваны и досмотрены. Партия регионов утверждает, что никто ничего не громил, зато никаких исходных данных на листовках обнаружено не было, а привезли их в офис «НС» совершенно в духе шпионских романов.
В общем, ни одна из сторон не считает себя виновной, все как один глядят в самураи. Поэтому «Обком» решил, по заветам классика японской литературы Акутагавы Рюноскэ (экранизированном Куросавой в «Расёмоне»), сверить версии - и пусть читатель сам рассудит наших полиграфов полиграфычей.
Итак, первым «свидетельские показания» дает народный депутат Николай Присяжнюк (Партия регионов).
- Где сейчас находятся листовки, которые так возмутили депутатов Партии регионов?
- Эти листовки лежат там же, на складе (одна из комнат в помещении - складская – «Обком»), целые и невредимые. Вчера в присутствии СБУ, прокуратуры и милиции были составлены протоколы и опечатаны склады (за подписью прокуратуры и милиции). Сейчас эти листовки опечатаны и (под охраной милиции) находятся на месте.
- Вы считаете правомерным вламываться в штаб «Народной самообороны»?
- Слово «вламываться» - более жесткое, чем сама ситуация. Начнем с того, что с этими листовками мы имеем дело не в первый раз, у нас есть протоколы и фотографии людей, которые распространяли такие листовки перед первым туром. И мы с этими людьми вели разговоры, чтобы они понимали, что занимаются противозаконными действиями.
- Почему же противозаконными?
- Потому что на этих листовках нет исходящих данных. И вот вчера нам поступил звонок, что идет выгрузка машин с такой же продукцией. И, сообщив в милицию, прокуратуру и СБУ, мы поехали туда.
- А от кого поступил звонок?
- Мы так думаем, что, скорее всего, звонок поступил от этих людей, которые раньше распространяли листовки и потом сказали, что они понимают антизаконность своих действий. Я так почему-то думаю, потому что звонок был достаточно оперативный, две машины как раз стояли под выгрузкой. И мы не вламывались, а просто подъехали и видим, что материалы выгружаются. Там был местный руководитель «Народной самообороны» Мороз Сергей. Мы с ним побеседовали. Он говорит: «Ну, вот, выгружаем материалы». Мы спросили: «Можно посмотреть»? Он: «Да, посмотрите». Мы даже взяли с собой камеру, местное областное телевидение. И весь процесс от захода до встречи был заснят, понимаете? Мороз говорит: «Да, пожалуйста, смотрите, я принимаю». Правда, в машине нет ни товаротранспортных накладных, ни грузо-путевого листа. Спрашиваем водителей, они говорят: «У нас машины заказали по Интернету, мы загрузились – и приехали». Указания, куда везти, давали по телефону.
- То есть конфликта с местным руководством «НС» у вас не было?
- Нет, мы разговаривали со взаимопониманием. Он говорит: «Да, мне позвонили за час, сказали принять какой-то груз. Я о нем ничего не знаю». К тому времени уже присутствовали и милиция, и прокуратура с СБУ. И он прекрасно все рассказывал. Вообще, все было толерантно с обеих сторон. И я считаю, что самая главная цель достигнута, и уже даже руководитель «Народной самообороны» понимает, что такие антизаконные вещи делать нежелательно, это подрывает авторитет демократичности второго тура и самой «НС», которая, наверное, хочет иметь своих поклонников и после выборов.
- В своем пресс-релизе «Народная самооборона» заявляет, что «шесть народных депутатов Украины от Партии регионов... с помощью своих охранников выбили дверь и ворвались в помещение Житомирского представительства общественного движения «Народная Самооборона», где находится офис народного депутата Украины Олега Новикова…». Скажите, представители ПР действительно выбивали дверь?
- Я вам скажу, что есть показания руководителя «НС» прокуратуре, СБУ и милиции, где он сказал, что все было толерантно, без вламывания и прочих насильственных действий. Это его показания, понимаете?
- Но ведь в этом же помещении располагался и офис народного депутата Новикова, собственность которого, между прочим, пользуется депутатской неприкосновенностью…
- Никаких вывесок, документов и бумаг, что это «громадська приймальня» какого-то депутата – не было…
Побеседовав с г-ном Присяжнюком, «Обком» потребовал объяснений от двух нардепов из группы «Народная самооборона». Владелица листовок Катерина Лукьянова тут же перешла в атаку:
- Я сделаю свое заявление. Во-первых, «Народная самооборона» не является субъектом избирательного процесса. Поэтому, что касается исходящих данных, это мое личное дело, где я хочу клеить эти листовки. Может, я хотела ремонт в квартире сделать и заклеить всю квартиру листовкой! И если я буду заклеивать свою спальню листовкой «Stop зэк!», мне исходящие данные не нужны! Исходящие данные нужны субъектам избирательного процесса! А «Народная самооборона» не выставляет своего кандидата на президентских выборах. Поэтому пусть г-да Пискун, Присяжнюк и все остальные внимательно читают Закон Украины!
- В пресс-релизе «НС» сказано, что депутаты от ПР выломали дверь в офис с помощью своих охранников…
- Вопрос в другом. Выломали двери в приемную народного депутата Новикова, где я хранила свою… то есть получается, что собственность одного народного депутата хранилась в собственности другого народного депутата! Они нарушают уже законы собственности, Закон о статусе народного депутата! Знаете, бандитские методы есть бандитские методы! Сегодня они украли частную собственность, завтра начнут заходить в чужие квартиры.
- Еще раз: взлом двери имел место?
- Имел.
- Ломали охранники народных депутатов?
- Я не знаю, кто ломал, меня там не было. Я нахожусь совсем в другой части страны и знаю это из общения, скажем так. Вот то, что было взломано место, - это факт. То, что кража имела место, - это факт. То, что уничтожили мою частную собственность, - это тоже факт.
- У вас есть мысли относительно того, откуда в ПР узнали о разгрузке машин с листовками?
- Нет, этого я не знаю.
- Вы связывались с г-ном Новиковым? Может, он намерен подать в суд?
- Свяжитесь с г-ном Новиковым самостоятельно. Потому что я, например, собираюсь свою частную собственность отстаивать. Извините, завтра они вынесут у меня стул, шкаф, кровать, я не знаю что! Не имеет значения, какая это собственность! Сегодня они уничтожат мои листовки, завтра – уничтожат мой костюм, послезавтра – мою квартиру! И это я, народный депутат! А что говорить про простых граждан?
«А простых граждан никто и не спрашивает», - решил «Обком» и, по совету г-жи Лукьяновой, позвонил ее соратнику по фракции Олегу Новикову.
- Факт вышибания двери представителями «Регионов» в ваш офис действительно имел место?
- Вы знаете, я сейчас в городе Николаеве…Я не думаю, что кто-то выбивал двери. Ну, как все происходило на полиграфкомбинате «Украина»? Наверное, пришли депутаты, с охраной. То, что улицу джипами перегородили, - это правда. Охрана, как обычно влетела в офис, важно вошли депутаты…
- Нардеп Присяжнюк говорит, что местный руководитель «НС» Мороз чуть ли не сам перед телекамерами подтвердил разгрузку листовок. А водители якобы не имели ни накладных, ни грузо-путевого листа; признались, что их наняли по Интернету. Это правда?
- Вы знаете, вопрос относительно тиража – это не ко мне, а, скорее, к депутату Лукьяновой, которая является его собственницей.
- Депутат Лукьянова только что «отфутболила» нас к вам.
- Понимаете, тираж принадлежит ей. То есть она мне позвонила и сказала: «Мне нужно сгрузить тираж агитпродукции в житомирском офисе». Я сказал: «Никаких вопросов, пожалуйста, сгружай».
Что касается самого инцидента, то мне действительно перезвонил Сергей Сергеевич Мороз и сказал: «Вот, такая вот ситуация, пришли депутаты из Партии регионов с представителями СБУ и требуют, чтобы я им показал…». Я говорю: «Ну, если требуют – показывай. Единственное, о чем я прошу, - это чтобы в офисе был порядок и чтобы никаких разгромов не было». Хотя я вам скажу честно, что, как народный депутат Украины я пользуюсь неприкосновенностью, и никто без разрешения суда не имел права проводить в моем офисе какие бы то ни было действия.
- У вас есть мысли о том, как в Партии регионов узнали о разгрузке машин под вашим офисом?
- Я думаю, что, поскольку первыми появились представители СБУ, то это обыкновенная тривиальная «прослушка».
- Николай Присяжнюк говорит, что на здании не было никаких указателей на то, что это офис депутата.
- Это неправда, на центральном входе в офис висит табличка «Народная самооборона» и «Приемная народного депутата Новикова». Может быть, они пришли, табличку оторвали и сказали: «Ой, а мы не знали, что здесь вообще офис и приемная, поэтому взяли и вошли».
- Вы намерены обращаться в правоохранительные органы с жалобой?
- Разумеется. Я обязательно до следующей сессионной недели подготовлю все необходимые запросы в СБУ и прокуратуру.
… Подведем итоги: одни депутаты заготовили 10 тонн веселой «чернухи» против кандидата в Президенты, перевезли их в офис и рассчитывали загадить улицы этим продуктом в канун второго тура выборов, а когда не вышло – стали кричать, что у них двери сломали и бумаги порвали.
Другие - подозрительным образом (не исключено, что в тесном сотрудничестве с СБУ) узнали о готовящейся «подляне» и дружной депутатской бригадой (в сопровождении челяди) устроили облаву на «смертельный груз». Наплевав при этом на вроде бы близкий по духу депутатский статус.
В общем, хороши и те и другие. Все-таки не зря одним из немногих заимствований из «великого и могучего русского языка» в английском стало колоритное словечко «pogrom». События последних дней могут обогатить этот лексикон новым оборотом: «predvyborniy pogrom».