Паралич гражданско-правовых отношений в Украине из-за блокирования электронных реестров Министерства юстиции частными компаниями — владельцами и держателями реестров "Арт-мастер" и "3-Т" — стал сенсацией и одной из самых острых проблем страны, фактически приведшей к полному приостановлению всех общественно-гражданских отношений в государстве. Причем полный контроль над информационными системами Минюста до сих пор не установлен, и нет никакой гарантии относительно аутентичности данных госреестров, которые сейчас работают благодаря поспешно разработанному патчу. Однако сенсацией это чрезвычайное бедствие стало только для общества и руководства государства. ZN.UA о возможности такого сценария сообщало читателям еще три года назад. Что же случилось в Минюсте? ZN.UA разбирается в этом по горячим следам с помощью эксклюзивных документов аудиторской проверки деятельности "Арт-мастера" и "3-Т" и устанавливает полную хронологию событий вокруг блокирования работы государственных реестров.
"Зеркало недели. Украина" — единственное издание, которое в течение 2010–2012 гг. систематически публиковало расследование выполнения программ информатизации и документооборота в Украине, являющееся одной из самых вопиющих действующих криминальных сделок в государстве и одним из наиболее скрытых и неявных преступлений. К сожалению, власть плохо следит за прессой, поскольку если бы наши публикации принимали во внимание во время подготовки решений, то нынешнего коллапса государство могло бы избежать. Особое внимание мы уделяли трем родственным структурам — консорциуму "ЕДАПС" и компаниям "Арт-мастер" и "3-Т", которые являются владельцами и держателями государственных реестров Минюста. Более двух лет ZN.UA было объектом судебных преследований со стороны "Арт-мастера" и ЕДАПСа, изо всех сил пытавшихся опровергнуть наши публикации и прекратить распространение информации о коррупционных схемах. Десятки обращений в суд, неоднократные заказные решения судов первой инстанции, которые мы опровергали в апелляции, сотни заказных материалов в Интернете и печатных СМИ и даже издание фальшивого тиража "Зеркала недели", распространяемого в Киеве для дискредитации нашей газеты, лично меня и редактора Ю. Мостовой. Это была отчаянная война, результатом которой стало поднятие этой острой проблемы на поверхность. Мы надеемся, что в отстранении ЕДАПСа от многих государственных процессов и в изобличении деятельности "Арт-мастера" и "3-Т" есть и наша небольшая заслуга.
Поводом к нашим расследованиям были материалы проверки КРУ (ныне — Государственная финансовая инспекция Украины), проведенной относительно деятельности государственных реестров в 2009 г. по приказу тогдашнего премьер-министра Ю.Тимошенко, которая разоблачила вопиющие коррупционные схемы в работе министерства, являющегося олицетворением украинской Фемиды. Тимошенко не успела принять решения относительно этой проблемы. ZN.UA впервые сделало достоянием гласности результаты проверки госпредприятия "Информационный центр" Минюста. Сделка заключалась в том, что из 18 государственных реестров, администрируемых "Информцентром", в собственности государства находились только три, а остальные принадлежали "Арт-мастеру" и "3-Т", с которыми "Информцентр" заключил соглашения на пользование программной продукцией без проведения тендеров.
Следите за масштабом аферы: во-первых, государство купило права на реестры без открытого тендера по непонятной цене; во-вторых, так же непрозрачно заключило соглашение об обслуживании этих реестров за дополнительные средства; в-третьих, уплатило авторское вознаграждение за весь период действия соглашения, но, в-четвертых, ежемесячно платило дополнительно авторское вознаграждение за каждое обращение к программам или фиксированную дополнительную сумму, причем, в-пятых, это дополнительное ежемесячное авторское вознаграждение превышает стоимость покупки самого реестра. Отсюда мы сделали два важных вывода: удержание средств с налогоплательщиков за пользование реестрами, приобретение которых они уже оплатили из собственного кармана, является даже не коррупцией, а откровенной циничной обдираловкой.
Кроме того, передача государством всех рычагов управления в руки одного разработчика-администратора-управленца — это фактически потеря всех возможностей реально контролировать его деятельность. А теперь вспомним пошагово историю аферы.
Государственное предприятие "Информационный центр" образовано в 1997 г. и входит в сферу управления Министерства юстиции. Руководителя предприятия назначает и увольняет непосредственно министр юстиции.
Генеральным директором предприятия, начиная с марта 2000 г., является Виталий Добжанский, который на протяжении почти 13 лет бессменно "пересидел" всех министров юстиции, занимавших эту должность в указанный период. И каждый министр юстиции утверждал эту крайне невыгодную, коррупционную и очень опасную для государства схему. Напомним министров, во время работы которых рождалась и крепла афера: С.Станик, Р.Зварич, С.Головатый, Н.Онищук, А.Лавринович. Что это? Недосмотр или понимание того, что средства за роялти очень легко выводятся за границу и раскассовываются по нужным банкам?..
В 2010 г. сменилась власть, но важно, что новый глава Госфининспекции Петр Андреев продолжил расследование, начатое при Тимошенко. Когда "Арт-мастер" начал судебную войну, ZN.UA совместно с Госфининспекцией отстояло в судах право на публикацию материалов проверки КРУ в СМИ. Мы выиграли это дело, что бы ни писали в Интернете на лживых сайтах. Но, признав правильность и достоверность наших расследований, государство не совершило никаких действий! Время наступило только сейчас.
Поэтому я никоим образом не согласен с трактованием этого события как "рейдерский захват" и "конфликт интересов", выдвигаемым защитниками Добжанского и К°. Мы будем внимательно следить за деятельностью Елены Лукаш, направленной на возобновление работы госреестров, однако одобрения достоин уже тот факт, что именно Лукаш стала министром впервые за 13 лет, признавшим уголовную аферу в "Информцентре" Минюста и
сознательно привлекшим к решению проблемы ГПУ и СБУ, что привело к возбуждению уголовных дел.
Намного легче было бы поступить традиционно — требовать свою долю и подписывать платежки. Если госпожа Лукаш создаст прозрачную схему государственного контроля и управление реестрами — это будет мужественный и принципиальный подход. Это будет настоящая борьба с коррупцией. Поскольку признание проблемы и попытка уничтожить схему — только первый шаг к очищению. За остальными мы будем следить.
А теперь относительно событий 1 октября 2013 г., когда Министерство юстиции Украины на своем интернет-сайте сообщило о блокировании реестров, обеспечивающих деятельность Государственной регистрационной службы Украины, Государственной исполнительной службы Украины, органов юстиции и нотариусов. Итак, Генеральная прокуратура Украины сообщила о выявлении факта вмешательства в информационные сети Министерства юстиции и открытии по этому поводу уголовного дела.
Под вечер 1 октября Министерство юстиции Украины сообщило, что произошел сбой программного обеспечения, разработанного ООО "Арт-мастер" и ООО "3-Т", вследствие чего была заблокирована деятельность всех пользователей указанных реестров. Физические и юридические лица были лишены возможности реализовать свои конституционные права и свободы.
В сообщении отмечалось, что тщательный осмотр программного обеспечения и анализ ситуации подтвердил несанкционированное вмешательство в работу компьютерного оборудования, автоматизированных систем и компьютерных сетей Министерства юстиции, что привело к блокированию информации и нарушению установленного порядка ее маршрутизации.
ZN.UA удалось получить от следственных органов аудиторский отчет Минюста. Мы получили эксклюзивные данные относительно средств, которые за последние 3 года подгребали предприятия, обслуживающие реестры. За все это Минюсту, который содержится из бюджета государства, граждане дополнительно платят из своих карманов.
Итак, общая сумма выплат госпредприятию "Информационный центр" от Минюста за 2010–2013 гг. за то, что украинцы пользовались принадлежащими государству реестрами, составила 1 миллиард 115 миллионов 120 тысяч гривен!
Из этих средств "Арт-мастер" и "3-Т" зачислили себе 411 млн. Интересно, что за последние года сумма авторского вознаграждения заметно возросла по сравнению с 2007–2009 гг., когда Минюст уплатил частным компаниям вознаграждение на сумму "всего" 205 млн грн. Увеличились аппетиты или количество участников сделки?
И к тому же после начала расследования Лукаш заблокировала перечисление сразу почти 53 млн грн "Информцентру", что и стало непосредственной причиной конфликта.
Как свидетельствуют должностные лица министерства, в ходе аудита, который был назначен в июле, у них не было возможности получить хоть какую-то информацию о деятельности "Информцентра". Кстати, до июля 2013 г. никаких аудиторских проверок "Информцентра" Министерство юстиции не проводило.
17 сентября 2013 г. аудиторское заключение было подготовлено. Разумеется, в нем не было ничего отрадного для Добжанского, который, словно предчувствуя неладное, еще с августа сначала ушел в отпуск, а потом внезапно заболел.
В связи с этим, с целью недопущения нецелевого использования государственных средств Министерство юстиции приостановило перечисление средств предприятию. При этом было обеспечено финансирование расходов, необходимых для поддержания работы реестров и выплаты заработной платы работникам предприятия.
По результатам аудита, охватившего 2012 г. и первую половину 2013 г., было установлено ненадлежащее состояние финансовой дисциплины, выявлены нарушения ведения бухгалтерского учета и недостатки в его организации. Кроме того, проверкой установлено, что служебными лицами государственного предприятия искусственно занижались плановые показатели доходов для получения перевыполнения плана, установлены факты начисления и выплаты необоснованных премий, выявлены признаки построения схемы минимизации налогообложения вследствие выплат авторских вознаграждений и роялти за программное обеспечение ведения реестров и т.п.
На момент окончания аудита Добжанский на связь уже не выходил. Во время его отсутствия обязанности генерального директора исполнял В.Сорвенков. С заключением по результатам аудита Сорвенков, конечно, был ознакомлен, но после завершения проверки он внезапно исчез. Злые языки поговаривают, что один сейчас находится в Израиле, второй — в Турции. "Главным" на предприятии остался юрист — Вадим Хорунженко.
Результаты аудита стали причиной досрочного расторжения контракта с бывшим генеральным директором Виталием Добжанским и его последующего увольнения. Соответствующий приказ был подписан 20 сентября 2013 г. Конечно, на вызов Добжанский не явился. Интересный казус получился с его домашним адресом, по которому пытались вручить приказ об увольнении. По одному адресу никакого дома вообще не было. По другому — находился дом-интернат. В конце концов приказ был вручен представителям государственного предприятия.
23 сентября 2013 г. материалы внутреннего аудита были переданы в Генеральную прокуратуру Украины, которая начала досудебное расследование в уголовном деле по ст. 191 ч.5, ст. 364 ч.2 УК Украины по фактам растраты государственного имущества в особо крупных размерах, злоупотребления служебным положением служебными лицами государственного предприятия.
Приказом Министерства юстиции от 23 сентября 2013 г. выполнение обязанностей генерального директора временно было возложено на Леонида Богданова.
Вы думаете, это кого-то остановило? Отнюдь... 30 сентября 2013 г. руководство ООО "Арт-мастер" от своего имени и от лица ООО "3-Т" выдвинуло требование о выплате задолженности на сумму почти 90 млн грн.
1 октября 2013 г. в связи с техническими проблемами, возникшими во время ведения реестров информационной сети Министерства юстиции Украины, осуществляемого государственным предприятием "Информационный центр" Министерства юстиции Украины, был прекращен доступ к реестрам, обеспечивающим деятельность Государственной регистрационной службы Украины, Государственной исполнительной службы Украины, органов юстиции и нотариусов.
По информации, предоставленной "Информцентром", произошел сбой программного обеспечения, разработанного ООО "Арт-мастер" и ООО "3-Т", вследствие чего была заблокирована деятельность всех пользователей.
Изучая детали остановки работы Государственных реестров, 1 октября 2013 г. работники государственного предприятия совместно со специалистами СБУ выявили факт несанкционированного вмешательства в работу автоматизированной системы Государственных реестров (ст. 361 УКУ), следствием чего стало нарушение работы государственных органов, что привело к причинению значительного имущественного ущерба как Государственному бюджету, так и гражданам Украины, которые не могли заключать договоры купли-продажи, залога недвижимого имущества, выдавать доверенности, регистрировать свои права и т.п.
Такие действия, по мнению следствия, были осуществлены группой лиц с целью влияния на принятие решений или совершение действий органами государственной власти, а именно: выплаты Министерством юстиции Украины свыше 90 млн грн роялти владельцам авторских прав за использование программного обеспечения Государственных реестров.
По данным ZN.UA, во время досудебного расследования следователи Генеральной прокуратуры Украины и Службы безопасности Украины установили, что группа лиц — сотрудников ООО "Арт-мастер" во главе с его руководителем — разработала и передала в эксплуатацию государственному предприятию "Госинформюст" специализированное программное обеспечение ведения Государственных реестров, технологической особенностью которого (заложенной во время создания) была возможность постоянного несанкционированного вмешательства в работу автоматизированной системы Государственных реестров путем установки срока действия лицензионных ключей системы.
При этом — внимание! — устанавливали сроки действия ключей исключительно сотрудники ООО "Арт-мастер" через выделенный сертификационный сервер, доступ к которому имели только они. Сервер обнаружили специалисты СБУ. Существование собственного частного сервера, который, фактически, был шлюзом и накапливал всю конфиденциальную информацию о гражданских правоотношениях граждан, стало возможным именно по причине полной монополизации всех звеньев работы реестра в руках одних и тех же коммерческих структур. А если вспомнить, что все эти возможности, наконец, принадлежали держателям офшоров, может, нам, налогоплательщикам, на содержании беспомощного СБУ сэкономить?
На данный момент специалисты государственного предприятия "Госинформюст" совместно со специалистами ГСТЗИ, СНБО, МВД Украины, СБУ Украины приняли технические меры для устранения препятствий в использовании госреестров и исправляют ошибки в специализированном программном обеспечении. А раньше где все были — "при делах" или "не в теме"?
Силовики считают, что в ближайшее время исчезнувших руководителей "Информцентра" объявят в международный розыск. Причем, кроме финансовых нарушений, главным обвинением им может стать само незаконное использование информации госреестров и возможное внесение изменений в реестры через частный сервер. Главными подозреваемыми в деле пока что являются четыре руководителя "Информцентра".
Но самое интересное для Украины — будет ли действующая власть привлекать с такой же принципиальностью к ответственности владельцев "Арт-мастера" и "3-Т"? Интересно, будут ли хотя бы отвечать на вопросы следствия экс-депутат Василий Гуреев (Партия регионов) и Юрий Деревянко, самовыдвиженец-мажоритарщик из 87-го округа, ставший в этой Верховной Раде "тушкой" и фактически принадлежащий к провластному большинству. Он был в составе "Фронта перемен", но еще до выборов, 10 августа 2012 г., заявил о выходе из ФП якобы "в связи с несогласием с принципами принятия решений в партии". Вот такой принципиальный человек. Хотя, по нашим данным, заявление стало следствием отказа взять Деревянко и его людей в список ОО. По данным ZN.UA, ни один из выгодополучателей схем "Информцентра" пока не является фигурантом уголовного дела. Мы подождем.