Все чаще и чаще встречаю призывы к гражданам РФ покаяться за содеянные Кремлем преступления. Покаяться перед чеченцами и грузинами, перед украинцами, а теперь еще — и сирийцами… Дескать, путинщина ничем не лучше гитлеризма…
Не лучше, согласен.
Ну, так давайте и возьмем этот тезис за основу.
Если это так, то вспомним, как был побежден гитлеризм. Он был побежден силами антигитлеровской коалиции, после чего состоялся Нюрнбергский трибунал. Кто-то ушел от наказания, кого-то казнили, но главное — в том, что чудовищу, взращенному в гитлеровской Германии, была дана внятная юридическая, историческая и моральная оценка.
Но даже после этого Германия официально не извинялась достаточно долго. Впервые (насколько мне известно, если не так — поправьте меня) официальное покаяние было совершено канцлером ФРГ Вилли Брандтом 7 декабря 1970 г., во время его визита в Польшу (на фото). Позже главы ФРГ неустанно приносили свои извинения отдельным странам. К примеру, перед Беларусью извинились лишь… 5 мая 2015 года.
Это — так, для справки. Кому интересно — могут уточнить, когда ФРГ извинилось перед Израилем, перед Францией и другими отдельными странами…
Вопрос покаяния отнюдь не простой. Его нельзя закрыть, условно встав на колени перед границей с Украиной или Южной Осетией и, воздев руки к небу, произнести «простите, дяденьки, засранцев». Это — исторически долгий путь осознания, причем — всем населением, начиная с высшего руководства страны. А оно у нас — сами знаете какое.
Скажу больше.
Похоже, что после того, как все грохнется и «накроется вертикалью» — населению будет совсем не до покаяния. В лучшем случае, оно будет метаться по углам и, заламывая руки, вопить: «Мы — потерпевшие! Нас обманули, раздели, разули, ограбили! Пожалейте нас, несчастных! Украинцы — это были не мы, это все — Путин, будь он проклят!.. Пришлите нам немного еды, а то наши дети умирают с голоду… Это не мы, не мы, не мы… Это Путин все разворовал, а нам обещал золотые горы и сплошные победы путем поднятия с колен!.. Бедные мы, несчастные… Пожалейте, вы же — не звери…» Понимаю, что тема непростая и болезненная. Но боюсь, что именно так и будет в первые годы после путинизма. Ну, а как будет потом — зависит от того, в каком виде и состоянии Россия (или то, что от нее останется) выкарабкается из этого жуткого омута. Если выберется вообще.