Помните сказку о богатыре, который стоял со своим конем на распутье перед камнем, пристально вглядывался вдаль и думал, какой же путь выбрать? А на камне объяснение: направо пойдешь — коня потеряешь, налево — голову, прямо — богатым станешь. Похоже, что сейчас наша система образования в таком же положении. Хотя с путем уже, кажется, более или менее определились.
Нас ждут хотя и нелегкие, но интересные времена. Времена, когда появляются новые возможности и перспективы, профессионализм переплетается с популизмом, а желание изменений — с искусством компромиссов.
Есть свежий закон «Об образовании», готовится проект закона «Об общем среднем образовании», а с 1 сентября по всей стране официально стартует Новая украинская школа (говорят, здесь использован опыт семи стран — не только Польши и Финляндии, но и Канады, Франции, Шотландии, Ирландии и Сингапура). Как все это заработает, где будут сильные и слабые места, по какому пути лучше всего идти к изменениям, а где голову потеряешь или коня? Хорошо было бы понять, как в других образовательных системах решались актуальные для нас сейчас проблемы и вопросы, что работает эффективно, а что является граблями, на которые уже наступали другие.
Весной этого года Украина впервые участвовала в одном из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования — PISA (Programme for International Student Assessment — Программа международного оценивания учащихся). Его инициатором является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Важно, что по результатам исследования PISA всегда готовятся отчеты, где видно сильные и слабые стороны системы образования каждой страны, а также даются рекомендации правительствам относительно образовательной политики (см. ZN.UA от 16 декабря 2016 г. «Украинских школьников будут сравнивать с ровесниками из других стран»).
Поскольку у нас в стране нет собственной концепции мониторинга качества образования, участие в международных исследованиях особенно важно. Кстати, в PISA-2018 вместе с нами участвовали 70 стран. Отчеты, в которых будет фигурировать Украина, должны быть готовы в декабре 2019 г. Ну а пока мы их ждем, вспомним несколько интересных выводов из предыдущих исследований PISA, которые содержатся в тематических отчетах (т.е. отчетах, посвященных определенным вопросам) 2009-го, 2012-го и 2015 гг. (исследование проводят раз в три года). Эти отчеты опубликованы на сайте PISA-Украина.
Как родители выбирают школу для своего ребенка
По данным PISA, при выборе школы родители чаще всего обращают внимание на то, чтобы окружающая среда была безопасной, а также на хорошую репутацию учебного заведения, внутренний «активный и приятный климат». Как показало анкетирование родителей, эти характеристики имеет большее значение, чем достижения учащихся школы. Не удержусь от того, чтобы не вспомнить наши рейтинги школ по результатам ВНО, которые очень раскритикованы экспертами, но ежегодно упрямо появляются в информационном пространстве. Результаты школы во ВНО часто влияют на выбор родителей и весят даже больше, чем микроклимат, расположение школы и все остальное. «В нашей школе как на зоне — очень жестко, так муштруют этих бедных детей! — рассказывала мне знакомая бабушка лицеиста. — Но ведь зато все потом хорошо сдают ВНО, поэтому можно и потерпеть».
Однако подавляющее большинство первоклассников в этом году идут в школу по прописке. Поэтому выбор у их родителей не такой уж и большой.
Что могут делать родители, чтобы помогать своим детям успешно учиться в школе
По результатам PISA было выявлено, что 15-летние ученики, с которыми родители много читали, когда те учились в первом классе, достигают значительно лучших учебных результатов, чем другие их ровесники. Независимо от социально-экономических предпосылок для обучения.
Так, баллы по чтению на тестировании PISA были значительно выше у тех учеников, чьи родители сообщили, что они «ежедневно или почти ежедневно» или «один-два раза в неделю» читали со своими детьми, когда те учились в первом классе. Ученики, чьи родители указали, что «никогда или почти никогда» не читали со своими детьми или делали это только «один-два раза в месяц», получили результаты ниже.
Второй фактор, связанный с родителями: ученики, чьи родители активно интересуются жизнью и обучением своих детей, получают значительно лучшие результаты.
Разные формы взаимодействия родителей с детьми по-разному влияют на учебные достижения учеников. Самое большее влияние имеют чтение вместе, обсуждение того, что делали в течение дня, рассказ сказок и историй детям. Меньше влияют такие формы взаимодействия, как, например, общая игра с целью изучения азбуки.
Данные исследования PISA также свидетельствуют, что 15-летние ученики, чьи родители регулярно (каждую неделю или каждый день) обсуждают с ними политические или социальные вопросы, в среднем получают на тестировании по чтению на 28 баллов больше, чем другие ученики.
«Интуитивно большинство родителей понимает, что проводить больше времени с детьми и активно участвовать в их образовании необходимо, чтобы обеспечить их определенными преимуществами перед другими уже в начале жизни, — идет речь в отчете. — Но большое количество родителей слишком занято исполнениям своих обязанностей на работе и дома, и времени на все, кажется, не хватает никогда. С другой стороны, часто родители не берутся помогать своим детям с домашними заданиями, считая, что им недостает определенных умений, содействующих успешности их ребенка в школе. Но родителей можно успокоить: анализ данных PISA показал, что для содействия успешному обучению ребенка в школе родителям не обязательно иметь степень кандидата наук или много свободного времени. Что действительно надо от родителей, так это проявлять настоящий активный интерес к учебе и жизни ребенка».
В отчете международного исследования PISA подчеркивается, что одна из задач учителей, школы и образовательной системы страны — это поиск путей, которые помогли бы привлечь слишком занятых родителей к активному участию в образовании своих детей.
Что мешает обучению
По мнению директоров школ стран-участниц исследования, это — прогулы учеников, сопротивление изменениям со стороны учителей, травля одними учениками других, издевательство одних учеников над другими. Но больше всего, считают директора, мешают прогулы учеников и сопротивление учителей.
Влияют ли на результаты тестирования большие объемы домашних заданий и дополнительные занятия
«Школьные системы, где учащиеся проводят больше времени за учебой после школы, выполняя домашние задания или дополнительно занимаясь с учителем либо самостоятельно, как правило, имеют результаты ниже», — говорится в одном из отчетов PISA, посвященного изучению естественных дисциплин в школах.
Что влияет на результаты
Исследование PISA изучает, как сформированы у школьников из разных стран читательская, математическая и естественная грамотность. В отчете, посвященном изучению естественных дисциплин в школах, указано, что результаты тестирования учащихся и выбор ими будущей профессии зависят от того, что именно происходит в классе, как работает в нем учитель. И это даже важнее, чем материальные ресурсы школы и внеклассные мероприятия.
Почти во всех образовательных системах ученики, получающие лучшие оценки по естественным наукам, отмечают, что их учителя объясняют и демонстрируют научные идеи, обсуждают интересные для них вопросы, адаптируют уроки к их потребностям и знаниям или предоставляют индивидуальную помощь, если у учеников возникают трудности с пониманием темы или заданий. Внеклассные природоведческие занятия проводят на свежем воздухе, в научных центрах и музеях.
Ну и, конечно, имеет значение количество уроков по тому или иному предмету: чем больше уроков в неделю имеют ученики, тем лучше их результаты. «Учащиеся набрали на пять баллов больше по естественным дисциплинам за каждый дополнительный час, проведенный в неделю на регулярных уроках», — говорится в отчете.
Но даже дополнительные уроки не являются панацеей. «Самым важным является качество преподавания в учебном заведении и отношение учащихся к обучению, а не количество часов, потраченных на него, — указано в одном из отчетов. — Ученики должны поверить в важность того, что они изучают. Учащиеся из стран ОЭСР, которые сообщили, что хорошо изучать естественные науки очень важно, при увеличении времени на изучение естественных дисциплин в школе на один час получают в тесте PISA в среднем на 26 баллов больше. У учеников, сообщивших, что хорошо знать естественные науки не очень важно, увеличение времени на изучение естественных дисциплин в школе на один час дает повышение результата на 22 балла».
Может ли стратегия начисления заработной платы учителям улучшить качество преподавания в школе?
Не все национальные бюджеты имеют возможность платить высокую зарплату каждому учителю. Поэтому многие страны повышают зарплату не всем, а учителям тех школ, где их не хватает, или где есть острые материальные потребности. В других странах школам разрешается разрабатывать гибкие схемы начисления учителям заработной платы.
Есть страны, в которых действует система индивидуальных денежных поощрений, т.е. оплата труда педагога зависит от его производительности. Но у такого подхода есть как приверженцы, так и противники. Аргументы «за»: справедливее платить больше тем, у кого результаты лучше, чем начислять одинаковую для всех зарплату. Кроме того, это побуждает учителей работать лучше и «вместе с тем содействует установлению ощутимой для общества связи между бюджетными затратами и результатами обучения в школе».
Противники системы денежных поощрений оперируют другими фактами: «достичь справедливой и точной оценки производительности труда в педагогической сфере чрезвычайно тяжело, поскольку результаты такой работы трудно измерить объективно. К тому же такой подход не содействует налаживанию сотрудничества между учителями, а работа учителя со временем сосредотачивается на ограниченном количестве критериев, используемых для оценивания эффективности его преподавания».
Анализ данных PISA показал, что, по большому счету, результаты той или иной страны не зависят от того, привязана ли заработная плата учителей к производительности их труда. «Уровень заработной платы — это только один из многих признаков профессиональной среды, — говорится в отчете. — Странам, где профессию учителя считают привлекательной, достичь такого мнения общества удалось не только за счет повышения заработной платы учителей. В этих странах большей привлекательности профессии учителя придало повышение статуса преподавания как рода деятельности и открытие новых перспектив профессионального роста в педагогической отрасли. К тому же на учителей была возложена большая ответственность как на профессионалов и лидеров в вопросах реформирования образования. Чтобы пройти все эти этапы, страны должны обеспечить такую подготовку педагогических кадров, которая повысит статус учителей, позволит им стать педагогами-новаторами и исследователями в образовательной сфере, а не теми, кто только выполняет учебные программы».
Нашим новым Законом «Об образовании» предусмотрена сертификация педагогов, которую в народе называют «учительское ВНО». Постепенно она должна заменить устаревшую систему аттестации кадров. Учителя, изъявившие желание пройти сертификацию, получат надбавку 20% к должностному окладу и будут делиться своим опытом с другими.
Предполагается, что сертификация украинских педагогов должна проходить в два этапа: независимое тестирование (его будет проводить Украинский центр оценивания качества образования), которое проверит теоретические знания по учебному предмету, методике преподавания и возрастной психологии, и мониторинг работы учителя в школе и классе(будет проводить Государственная служба качества образования). По нашей информации, пока что продолжается обсуждение, как конкретно это должно происходить. Горячие дискуссии идут в кабинетах всех уровней.
Влияет ли автономия школы на успешность учеников?
Оказывается, очень влияет. «Более высокие результаты в тестировании PISA получают страны, где школам разрешено по своему усмотрению определять системы оценивания учеников, перечень дисциплин для преподавания, содержание таких дисциплин и учебные пособия для них. Чем больше автономия у школы,.. тем выше учебные достижения учеников этой школы. Самые лучшие результаты обучения показывают те ученики, в чьих школах, кроме автономности, есть практика обнародования данных об учебных достижениях учеников. Автономность и подотчетность школы тесно связаны между собой», — говорится в отчете PISA.
Все эти вопросы очень актуальны для нас. До сих пор наши школы не имели особой свободы в составлении планов, программ, оценивании учащихся. Недавно был принят новый Закон «Об образовании», открывающий такие возможности. Теоретически у школ появился шанс разрабатывать и утверждать свои планы и программы. Но эти нормы еще не заработали на полную мощность. И к тому же сейчас готовится проект закона «Об общем среднем образовании», где все эти вопросы будут детализированы. От того, как это сделают, зависит, будут ли школы иметь реальную автономию, или она останется красивыми фразами на бумаге. Говорят, что разделы проекта закона «Об общем среднем образовании», посвященные учебным планам и программам, уже многократно редактировались, и вокруг них еще до сих пор продолжаются дискуссии.
В одном из тематических отчетов PISA, посвященных изучению естественных дисциплин, проанализирована взаимосвязь между ответственностью за управление школой (ответственностью директора, наблюдательного совета, управления образования и национального органа управления образованием) и успешностью школы.
Интересный нюанс — данные относительно влияния наблюдательного совета на успешность работы школы. Конечно, этот вопрос нуждается в более детальном анализе и обсуждении, но следует напомнить, что наш новый Закон «Об образовании» также содержит норму (ст. 29) о создании наблюдательного (попечительского) совета, который имеет очень широкие полномочия — от поиска источников финансирования и до участия в определении стратегии развития школы, контроля выполнения этой стратегии и оценки деятельности руководителя школы и инициировании отзыва его с должности. Сейчас как раз готовится проект закона «Об общем среднем образовании», где все это должно быть детализировано.
Широкие полномочия наблюдательного совета как-то прошли мимо внимания широкой общественности при обсуждении Закона «Об образовании». А вот теперь, в процессе их детализации в новом законе, вызывают споры. С одной стороны, — не мешайте профессионалам-педагогам выполнять свою работу. С другой, — так сложилось, что в обществе, к сожалению, не очень большое доверие к школам (поборы, буллинг, не всегда качественное преподавание), и лишний контроль, дескать, не помешает.
Финансирование образования. Все ли зависит от объема инвестиций
Правительства стран, участвовавших в исследовании, пытаются сокращать государственные затраты и тщательно контролируют государственные средства. Но «результаты PISA позволяют сделать обнадеживающие для родителей и педагогов выводы: успех системы образования той или иной страны зависит не от объема инвестиций, а от того, на что тратятся предназначенные денежные ресурсы. Страны с самыми высокими результатами PISA не принадлежат к самым богатым, вместе с тем они тратят на образование больше денег, чем другие страны», — указано в отчете.
Интересно, что в странах с высоким уровнем доходов и успешной системой образования наблюдается такая тенденция: преимущество предоставляется инвестированию в повышение качества преподавания, а не уменьшению количества учеников в классах, что связано с финансовыми затратами.
Страны с высокими результатами PISA вкладывают в образование не только средства, но и веру в успех в обучении всех своих учеников. В отчете по результатам исследования подчеркивается, что школы и учителя в этих странах не дают неуспешным ученикам испытывать неудачи в обучении. Они не оставляют слабых и проблемных учеников на второй год, не переводят их в другие школы, не формируют классы по способностям: «Следовательно, страны могут достигать высоких результатов в тестировании PISA независимо от уровня национального богатства: если страна стремится к тому, чтобы все ученики были успешными в обучении, и берет на себя как финансовую, так и политическую ответственность за это, ее ученики будут иметь высокие учебные достижения. Высоких результатов PISA обычно не достигают страны, где существует практика отдельного обучения учеников с низкими учебными достижениями, с проблемным поведением и/или с особыми потребностями».
Ну что же, будем ждать результатов PISA. А тем временем продолжаем искать свой путь вперед.