За годы независимости не по своей воле расстались с жизнью, по крайней мере, 5 генералов МВД Украины. Все погибшие были людьми действительно незаурядными, прошедшими все ступени милицейской службы и по-своему преданными делу. Почти все эти ЧП государственного масштаба пребывали в очевидной связи с так называемым «кассетным скандалом». Ни одно из этих резонансных, государственного масштаба ЧП расследовано не было...
Бородич Леонид Васильевич
16 сентября 2000 года во время авиашоу на аэродроме киевского завода «Авиант» произошла трагедия — разбился Як-52, пилотируемый генерал-полковником милиции, первым заместителем министра внутренних дел Леонидом Бородичем. Генерал погиб на глазах жены, дочери и министра внутренних дел Юрия Кравченко,также присутствовавшего на II Международной выставке «Авиасвит-ХХІ».
Работала комиссия по расследованию катастрофы, ее вывод — «ошибка пилота». Интересный факт: в состав комиссии почему-то не включили никого из мастеров по высшему пилотажу — а ведь именно во время исполнения одной из фигур высшего пилотажа самолет Л. Бородича сорвался в штопор. А заключение экспертной комиссии почему-то никогда не было опубликовано.
Независимые эксперты называли две основные причины крушения самолета: ошибка в пилотаже и плохой бензин, из-за чего, якобы, «не тянул» мотор. Но развития последняя версия не получила...
...Известно, что Л. Бородич в последний момент, за секунду до своей смерти, успел обесточить двигатель, чтобы избежать взрыва при ударе о землю, — тем самым он спасал людей на земле.
С 1980 года — в органах внутренних дел. Прошел путь от милиционера патрульно-постовой службы до заместителя министра внутренних дел. С 1994 по 1998 год — депутат Верховной Рады, председатель комиссии по вопросам законности и правопорядка Верховной Рады. С 1998 г. — 1-й заместитель министра внутренних дел Украины, координатор комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Президенте Украины.
Выходец из простой семьи, в юности он трижды поступал в летное училище, но не поступил. Свою мечту — летать — он реализовал лишь в 1996 году, придя как простой человек «с улицы» на столичный аэродром «Чайка».
Генерал-полковника отличала скромность, уважительное отношение к людям, обстоятельность и взвешенность в изучении и разрешении любой ситуации. Деталь: как президент Федерации самолетного спорта Украины (с 1999 года) считал для себя неэтичным выступать на авиационных состязаниях, ставшее для него смертельным авиашоу было исключением...
Л. Бородич был «правой рукой» министра внутренних дел Юрия Кравченко. Его гибель — день в день с исчезновением журналиста Георгия Гонгадзе — многие коллеги Л. Бородича считают не случайной. Согласно одной из версий, убийство Л. Бородича, инсценированное под несчастный случай, являлось одной из составляющих спецоперации под уловным названием «кассетный скандал».
Одной из тактических целей которого, вероятно, была компрометация и отстранение от руководства МВД Юрия Кравченко — вероятного преемника Леонида Кучмы на посту Президента Украины. А стратегической — отстранение от власти Президента Украины Леонида Кучмы и передачи всей полноты президентской власти ставленнику Российской Федерации.
Повторимся: в тот же день, 16 сентября 2000 года, когда погиб Леонид Бородич, пропал журналист Георгий Гонгадзе. По свидетельству ряда компетентных источников автора этих строк, исчезновению журналиста никто из руководства МВД не придал серьезного значения — «парень молодой, пропал — найдется»: все министерство было шокировано произошедшим с Бородичем, готовились к похоронам; министр Юрий Кравченко находился с семьей покойного.
Еще один генерал, возглавлявший в ведомстве борьбу с оргпреступностью — начальник Главка УБОП Николай Джига — в эти дни пребывал в Виннице, где накануне было совершено дерзкое преступление — взрыв в лифте, на раскрытие которого были брошены лучшие силы угро и УБОПа. Фактически 16-17-18 сентября 2000 года — самые первые дни с момента исчезновения Гонгадзе и самые важные для раскрытия этого преступления — Министерство внутренних дел было обезглавлено; на хозяйстве остался один лишь Эдуард Фере. Который пережил Л. Бородича на 3 года и умер тоже не своей смертью.
Фере Эдуард Вадимович
Эдуард Фере, руководитель аппарата министра внутренних дел Юрия Кравченко, покровитель генерала-убийцы Алексея Пукача и прочих «оборотней» из Управления криминального поиска (т. н. «милицейской разведки») и лично знакомый со многими членами печально знаменитой «банды оборотней» (Киев) и «банды Гончарова» (Киев). А фактически — единой банды из числа работников МВД, милицейских агентов и уголовников, руководил которыми подполковник УБОП Игорь Гончаров, имевший рабочий кабинет в... СБУ.
Вкратце жизненный путь Э. Фере: генерал-полковник МВД; родился в 1936 г. в Винницкой области, русский. Окончил юрфак Киевского госуниверситета им. Т. Шевченко. С 1962 г. в органах МВД. Прошел путь от оперуполномоченного отдела дознания Жовтневого райотдела МВД в г. Киеве до заместителя министра внутренних дел. С 1969 г. — старший инспектор Управления уголовного розыска МВД УССР. В 1974-1976 гг. — зам. начальника милиции Полтавской области. С 1977 г. Э. Фере постоянно работал в главке МВД Украины — и.о. начальника и зам. начальника Управления уголовного розыска.
В 1984-1992 гг. — заведовал 7-м Управлением МВД, в 1992-1995 гг. возглавлял Главное управление криминального поиска. С 1995 г., после назначения главой МВД Ю. Кравченко, Фере возглавил Аппарат министра. В ноябре 2001 г. перешел на работу в ДУС, став советником ее руководителя Юрия Дагаева.
Эдуард Фере впал в кому в июле 2003 года вместе с генералом Ю. Дагаевым, в ту пору — главой Госуправления делами («Державне управління справами» — ДУС).
Никто так и не опроверг версию, что оба — и Дагаев, и Фере — были отравлены на одном из генеральских застолий «в тесном кругу» как люди, частично осведомленные о планировании и осуществлении спецоперации «кассетный скандал», а также ее истинных заказчиках. Организаторы «кассетного скандала» их убрали, как нежелательных свидетелей. Физическая смерть генерала Фере наступила 31 мая 2009 года — почти шесть лет он провел в коме, не приходя в сознание...
Ни руководство МВД, ни, понятное дело, Генпрокуратура, ни, тем более, СБУ не расследовала загадочную гибель двух милицейских генералов. Все свелось к констатации официальной версии: у Фере — «сердечный приступ», у Дагаева — «инфаркт», осложненный отказом почек (редчайшее сочетание).
Очевидно, необходимому следствию не дали ход, прежде всего, влиятельные участники фатального застолья, среди которых был вероятный отравитель. Но этот вопрос никогда не расследовался — в силовых ведомствах началась кадровая чехарда: во власть заходила «когорта» СДПУ(о); напомним: за год до ЧП с Фере и Дагаевым главой администрации Президента стал Виктор Медведчук. А его ставленники один за другим занимали государственные посты, в том числе в ГПУ, МВД И СБУ.
Таким образом тайны Фере и Дагаева — а знали эти генералы очень многое — ушли с ними в могилу. И вовсе не факт, что оба они являлись подельниками организаторов «кассетного скандала» — все могло быть как раз наоборот. Если от Фере еще тянулись прочные ниточки к Пукачу, ряду «оборотней» и 5-му — «диссидентскому» — Управлению КГБ УССР и к его последнему руководителю Евгению Марчуку, то Юрий Дагаев был «человек Президента» и пребывал в прекрасных товарищеских отношениях с министром Юрием Кравченко. И потому участвовать в «контрах» против министра не мог.
Дагаев Юрий Александрович
Юрий Дагаев, генерал-полковник МВД. Родился 03.08.1950 г. в Харьковской области, русский. С1972 г. — в органах МВД. Служил рядовым милиционером в Жовтневом РОВД г. Харькова. В 1978 г. окончил Харьковский юридический институт. В 1993 г. возглавил Управления МВД на Южной железной дороге. В 1996-1998 гг. возглавлял ГАИ МВД Украины. До февраля 2000 г. — заместитель Министра внутренних дел Украины. 23.02.2000 г. указом Президента Л. Кучмы с грифом «опубликованию не подлежит» назначен руководителем Государственного управления делами Украины.
22 июля 2003 года, на 53-м году жизни, Юрий Дагаев скончался...
Расследование вероятного убийства Ю. Дагаева не проводилось. А уже полтора месяца спустя МВД получило нового руководителя — им стал Николай Белоконь. Тот самый, что после бегства из Украины в 2005-м «всплыл» в гостеприимной для такого сорта людей России — при миллионах, миллионной недвижимости и даже конюшне с элитными скакунами.
Кочегаров Олег Дмитриевич
Генерал-лейтенант Олег Кочегаров скончался 2 июня 2006 года в возрасте 60 лет. Возглавляя областную милицию Черкасщины с 1998 года, утром 4 марта 2003 года он якобы совершил попытку самоубийства, выстрелив себе в подбородок в своем служебном кабинете. Пуля изувечила лицо генерала, которого от тяжелого ранения лечили в Германии, потом — в Украине. Оставив службу по инвалидности, генерал коротал время на пенсии в Крыму, где и скончался.
Следствие по делу о «самостреле Кочегарова» ни к чему не привело. Основная, озвученная МВД версия произошедшего — попытка суицида якобы в связи с негативной публикацией в газете «Антенна» — была явно кем-то инспирирована, чтобы увести следствие по ложному следу.
Содержащая негатив публикация, из-за которой, якобы, пытался покончить с собой генерал, была датирована 2000-м годом, то есть увидела свет за ти года до попытки самоубийства. Местные журналисты, проведя собственное расследование обстоятельств случившегося, считали вполне вероятной версию физического устранения О. Кочегарова, что открыло бы перспективу карьерного роста в регионе «нужному человеку», ставленнику неких политических сил, пришедших в 2003-м к власти в Украине (в СМИ прозрачно намекали на СДПУ(о)).
Не исключалась и месть со стороны криминалитета — через подкупленных сотрудников Черкаского облУВД. Ведь Олег Кочегаров большую часть службы проработал в Крыму в уголовном розыске и возглавлял УБОП, переловив собственноручно едва ли не каждого крымского бандита. Крымские бандиты его ненавидели. И уважали — по отношению к уголовному элементу он был жестким и бескомпромиссным человеком.
Сам О. Кочегаров этот инцидент никогда не комментировал. Выбравшись из комы и встав на ноги, он в близком кругу лишь высказывая горечь по поводу того, что ему так и не вернули личные вещи, оставшиеся в его служебном кабинете. Среди которых были памятные для него предметы. Все это, якобы, приобщили к материалам уголовного дела, которое так и не было расследовано. Такое могло произойти только в одном случае: кому-то это было невыгодно.
Вот краткий послужной список Олега Кочегарова. В 1978г. окончил Киевскую высшую школу МВД СССР. На протяжении 1979-1983гг. — заместитель начальника отдела розыска управления уголовного розыска УВД Крымского облисполкома. В 1983-1995гг. — заместитель начальника, позже — начальник управления уголовного розыска УВД Крымского облисполкома.
С января 1996г. — 1-й заместитель начальника Управления — начальник управления по борьбе с организованной преступностью ГУМВД Украины в Крыму. В 1998г. назначен на должность начальника Управления МВД Украины в Черкасской области. Заслуженный юрист Украины. Награжден почетным знаком отличия Президента Украины «Іменна вогнепальна зброя», знаками отличия МВД Украины «Хрест Слави», «Почесний знак МВС України».
Юрий Федорович Кравченко
Об более чем вероятном убийстве Юрия Кравченко, экс-министре внутренних дел, мы обстоятельно писали, и потому повторяться не будем.
Лишь еще раз отметим, что убийство этого незаурядного человека, произошедшее в сумбурные месяцы после победы «оранжевой революции», никто толком не расследовал. И в этом прямая, персональная вина министра внутренних дел того времени Юрия Луценко, председателя СБУ Александра Турчинова и Генпрокурора Святослава Пискуна. Давать более развернутые характеристики трем этим персонажам — не тема этой публикации.
Подытоживая череду генеральских смертей, отметим: все эти ЧП государственного масштаба имели место в контексте и почти все — в очевидной связи с так называемым «кассетным скандалом» («делом Гонгадзе»).
Все погибшие были людьми действительно незаурядными, прошедшими все ступени милицейской службы и по-своему преданными делу.
Ни одно из этих резонансных, государственного масштаба ЧП расследовано не было. А значит, не были установлены вероятные убийцы и организаторы убийств.
Эти люди и сегодня на свободе.
А генерал Алексей Пукач жив только потому, что шкурную жизнь свою он купил соучастием, вольным или невольным, во всех этих преступлениях. Какими бы идеалами он не прикрывался и какими резонами бы не руководствовался. Он предал товарищей по службе, которых враг выбивал одного за одним; он встал на службу уголовников — погоны каких бы спецслужб они б не носили.
Кстати, о генералах украинских спецслужб — как ни странно, за годы независимости не погиб ни один. И вряд ли это результат высокого профессионализма генералов того же СБУ. Возможно, причина отменного здоровья и финансового процветания «конторских» генералов объясняется успешным осуществлением неизвестными силами «кассетного скандала», беспрепятственной работой спецслужб РФ и прочих государств на территории Украины. А по времени совпадает с «расцветом» киллерских «банд оборотней» в городах-миллионниках Украины, бесконечного сериала резонансных убийств в Киеве, Одессе, Днепропетровске, Донецке и Луганске, начиная с середины 1990-х годов.
В тему: Киллер Дикаев работал на высшее руководство милиции Украины. «Оборотни» в МВД — разведка России?
Создается твердое убеждение: если бы Украина осуществила люстрацию работников советских спецслужб на заре своей государственности, трупов и многих прочих бед в масштабе государства было бы намного меньше.
Сегодня, когда «свидетели» в деле об убийстве Евгения Щербаня со слов покойников «хоронят» тайну расстрела «донецкого клана», много-много генералов в Украине на радостях могут хлопнуть сотку-другую: и эта спецоперация удачно «схлопывается», еще немного, и — концы в воду. «Повесили» на Юлю — не беда: ей сроком — больше, сроком — меньше, а людям в лампасах — спокойная пенсия.
Единственный, у кого волосы на голове должны стать дыбом от такого «следствия» и вероятных последствий — Президент Виктор Янукович. Потому что Юлю посадить можно. Но на него, очень даже вероятно, охотятся те, кто изощренно и безнаказанно убивал украинских генералов.
Эти, повторимся, на свободе.