В ближайшее время Украина может получить статус «Второго туманного Альбиона» - страну уже несколько дней к ряду заливают дожди, сопровождающиеся резкими порывами ветра. Но в отличие от англичан такие погодные условия заставляют украинцев сутками сидеть без света. Причиной тому является критическое состояние энергетической инфраструктуры, в котором она оказалась из-за недостаточных инвестиций в ее «апгрейд».

28 июня Министерство по чрезвычайным ситуациям Украины сообщило об обесточивании 217 населенных пунктов в 11 областях страны. Больше других досталось жителям Одесского региона, в котором 105 городов и поселков осталось без электричества. Затяжные дожди в Украине продолжаются и сейчас, из-за чего число отключений постоянно растет. Поэтому скоро одесситов может легко догнать Киевская область, в которой уже на сегодняшний день без электроснабжения «сидит» минимум 50 населенных пунктов.
Из официального сообщения МинЧС следует, что причиной сбоев энергоснабжения является не только дождь, но и сильные порывы ветра. При этом ведомство Виктора Балоги успокоило общественность новостью, что бригады местных облэнерго уже начали восстанавливать подачу тока, поэтому скоро в равных условиях окажутся все владеющие лампочками жители Украины. Складывается впечатление, что в таких условиях нужно обвинять не отечественных энергетиков, а погоду. Тем более, что сбои в энергоснабжении происходят даже в самых зажиточных странах мира (например, 22 июня гроза оставила без света более 270 тыс. жителей американского города Чикаго и его окрестностей). Правда, при более внимательном изучении ситуации картина выглядит абсолютно иначе: непогода в Чикаго была столь сильной, что местные власти отменили сотни авиарейсов, из-за чего своевременно не смог вылететь в Вашингтон даже вице-президент США Джозеф Байден. В Украине же разгул стихии был на порядок скромнее, но последствия почти соответствуют американскому урагану.
Главной причиной масштабных сбоев в энергоснабжении является низкий уровень капиталовложений в соответствующую инфраструктуру. Так, в соответствии с «Энергетической стратегией Украины на период до 2030 года», в течение 2008-2012 гг. дистрибуционные компании (облэнерго) должны были вкладывать в свои сети почти 5 млрд. грн./год. Но по факту объемы финансирования на несколько порядков ниже. К примеру, в 2007 г. Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики утвердила для облэнерго инвестиционные программы по строительству и замене линий электропередачи и трансформаторов на общую сумму 3 млрд. грн., а уже в 2009 году эта цифра сократилась почти в два раза - до 1,8 млрд грн. Причиной тому стал тот факт, что с начала кризиса (с осени 2008 г.) в Украине был введен мораторий на повышение тарифов на электроэнергию, в котором учитываются затраты облэнерго на развитие ЛЭП.
В прошлом году этот мораторий был отменен, что позволило НКРЭ постепенно повышать отпускной тариф на ток, а вместе с ним и бюджет инвестиционных программ дистрибуторов. По данным «Комментариев», благодаря этому в текущем году облэнерго смогут увеличить вложения в сети примерно до 2,5 млрд. грн., а в следующем и вовсе вернуться к докризисной отметке в 3 млрд грн. Но даже этих денег явно недостаточно для того чтобы привести в порядок 1 млн. км воздушных и кабельных распределительных линий электропередачи, 20% которых (или около 140 тыс км) подлежат реконструкции и замене.
Понятно, что резко наращивать бюджет инвестиционных программ за счет тарифной составляющей государство не будет, поскольку это резко ударит по карману потребителя энергии. Но ведь есть масса других способов перехода от стратегии «латания энергетических дыр» к полномасштабной реконструкции энергетической инфраструктуры. Один из способов – создание условий, при которых в ЛЭП будут вкладывать собственные деньги хозяева облэнерго. К примеру, Великобритания уже давно стимулирует местных энергетиков к инвестициям в сети за счет внедрения механизма компенсации убытков потребителю. Работает эта схема довольно просто: если потребитель был лишен энергии по вине ее поставщика, последний обязан выплатить пострадавшей стороне штраф, многократно превышающий размер причиненного убытка (например, оплатить сгоревший холодильник). Понятно, что дистрибуторы не заинтересованы в этих выплатах, поэтому делают все возможное для того чтобы эксплуатируемое ими оборудование работало без перебоев.
Самое интересное, что если бы в Украине были введены аналогичные требования, то от этого выиграли также и владельцы энергокомпаний. Это легко доказать: сейчас величина так называемых технологических потерь электроэнергии в украинских ЛЭП составляет около 25 млрд. кВт-ч что соответствует почти 15% общего объема поступлении тока в сеть. Этот показатель минимум в 2 раза больше чем у государств с развитой экономикой, и сократить его можно как аз за счет интенсификации развития основных энергетических фондов. Пока этого не произойдет, лампочки и свечи будут гаснуть в Украине синхронно – при каждом резком дуновении ветра.