Уже прошло более двух месяцев, как должность министра доходов и сборов спешно покинул Александр Клименко. Назначения его преемника не будет, потому что в скором времени на месте министерства будут созданы три различных органа: налоговая, таможня и служба финансовых расследований. Последняя соберет в себя все силовые подразделения, которые занимаются экономическими преступлениями. Тем не менее, результаты работы Миндоходов оценивать можно и нужно.
Уже почти два месяца на должности фактического руководителя министерства - председателя ликвидационной комиссии и первого заместителя министра доходов и сборов - работает Игорь Билоус.
Одновременно с ним был назначен замминистра Виталий Науменко, который курирует таможенное направление, и замминистра Владимир Хоменко, руководящий в министерстве силовым блоком.
Двух месяцев более чем достаточно, чтобы налогоплательщики почувствовали хоть какие-то изменения в работе главного фискального ведомства.
Тем более, что базы данных министерства никуда не делись. В них отражены все схемы, связанные с работой "площадок" в рамках "госпрограммы", "конвертационных центров", "налоговых ям" и прочих символов коррупции в налоговых органах.
Существование этих проблемных зон подтвердил и Билоус. Видимо, ознакомившись с этими базами данных, на одной из пресс-конференций он рассказал, что только через "налоговые ямы" ежегодно выводилось из бюджета 200 млрд грн.
Кроме того, еще есть наполовину находящийся в "тени" алкогольный рынок, "полудырявая" граница. Думается, объем потерь бюджета на алкоголе и на таможне никак не меньше суммы потерь, связанной с работой "налоговых ям". А вот объемы возмещения НДС "нужным" людям - возможно, даже больше.
Украинское общество после Майдана рассчитывает, что к управлению министерством пришли честные и незапятнанные люди, которые должны все описанное безобразие прекратить. Явным критерием их успешности стал бы огромный приток денег в госбюджет.
Навскидку, суммы дополнительных поступлений должны были составить десятки миллиардов гривен в месяц. Только увидев эти деньги, население страны признало бы, что новая власть лучше предыдущей.
Есть еще один критерий, по которому можно было бы назвать новую власть успешной и некоррупционной. Это личные впечатления бизнесменов от общения с представителями Миндоходов. Если новая власть действительно иная, то и стиль общения стал бы радикально другим.
Оправдались ли надежды общества? К сожалению, нет. Нет ни наполняемости бюджета, ни очищения налогово-таможенных органов.
Вместо этого украинский бизнес наблюдает перераспределение старых "схем", а также грандиозную по масштабам борьбу за контроль над силовыми подразделениями, которые занимаются экономическими преступлениями. То есть над органами, которые будут трусить бизнес, но уже под новой вывеской.
Миндоходов: итоги двух месяцев
Поступления в госбюджет, по сравнению с 2013 годом, падают. В этом действительно есть влияние революции, захвата Крыма Россией и царящего беспорядка. Однако вопрос в другом: ВВП упал не так значительно, как поступления в бюджет. Значит, есть вопросы к руководству Миндоходов.
Комментируя работу налоговиков, представитель премьер-министра Арсения Яценюка констатировал следующее.
"За две недели марта новому руководству удалось обеспечить 17,4 млрд грн налоговых поступлений. Это уровень марта 2013 года - 100,2%, несмотря на все сложности, в том числе - ситуацию в Крыму. В апреле, до 24 числа, было собрано 6,6 млрд грн. Это на 5% больше, чем за данный период 2013 года", - сказал он.
Впрочем, данные источников ЭП в Миндоходов показывают несколько иную картину. В феврале министерство собрало 73,5% от показателя 2013 года. Огромные поступления дал Национальный банк, который по традиции "напечатал" нужную сумму под предлогом передачи в бюджет своей прибыли.
"По данным Минфина, поступления в общий фонд госбюджета в марте 2014 года составляли 32,2 млрд. грн, из них прибыль НБУ - 7 млрд грн. Часть НБУ в общем фонде госбюджета в марте составила 21,7%", - рассказал представитель премьера.
В марте действительно удалось мобилизовать примерно ту же сумму, что и год назад, - 17 млрд грн. При этом переплаты выросли почти на 12 млрд грн. То есть, как и во времена Клименко, деньги были взяты наперед. К тому же, было возмещено вдвое меньше НДС, чем в марте 2013 года.
Не обошлось и без НБУ. "На 25 апреля 2014 года поступления в общий фонд составили 17,4 млрд грн, из них прибыль НБУ - 4 млрд грн или 23%. Ожидается, что в апреле доля НБУ в общем фонде составит 14,5%", - сообщил чиновник.
Стало быть, новое руководство министерства использует старые подходы. В частности, взимание налогов авансом и зачисление в бюджет эмиссии НБУ.
"Основной ресурс для наполнения бюджета - детенизация: борьба с воровством НДС, нелегальным оборотом подакцизных товаров и со схемами нелегального ввоза товаров. Благодаря этому, еще в марте Миндоходов возобновило возврат НДС. В марте вернули 2,3 млрд грн, в апреле - 1,5 млрд грн, еще около 2 млрд грн планируется к возврату в апреле", - заявил представитель Яценюка.
Однако детенизация почему-то не отражается на бюджете. Иначе не потребовалось бы взимать 12 млрд грн авансовых платежей по налогам.
Кстати, через две недели после высказывания о 200 млрд грн Билоус на заседании общественной коллегии при Миндоходов заявил следующее. Оказалось, что главная проблема министерства - утечка информации в виде общих цифр о результатах его работы. С чего бы новое руководство боялось общественного контроля?
Итак, напрашивается вывод первый: борьба с "теневыми" механизмами, о которой много говорит правительство, пока проводится больше на бумаге. Деньги по-прежнему не переходят из "теневых" схем в бюджет. Публичности в работе Миндоходов тоже нет. Это сфера ответственности Белоуса.
Чтобы такие выводы не выглядели голословными, нужно обратиться к фактам.
При представлении Билоус-Науменко-Хоменко министр финансов Александр Шлапак поставил им задачи: ликвидация криминальных схем, закрытие "теневого" рынка алкоголя, прекращение поборов на таможне, порядок в силовом блоке.
Первоочередных заданий было поставлено много. Их перечень можно посмотреть ниже, в разделе "Из стенограммы выступления министра финансов Александра Шлапака на представлении Билоуса, Науменко и Хоменко 13 марта".
Спустя полтора месяца не выполнена ни одна рекомендация.
Вывод второй: поставленные перед новым руководством министерства задачи не выполнены.
Для рядовых налогоплательщиков тоже ничего принципиально не поменялось. Разве что после принятия закона о "предотвращении катастрофы" эта самая катастрофа в виде увеличения поборов со стороны государства для них стала реальной. Впрочем, это как раз не вина Миндоходов.
Тем не менее, репутации нового руководства министерства есть от чего страдать. Например, сделки по-прежнему признаются "никчемными" по надуманным поводам - это прямой результат бездеятельности нового руководства Миндоходов. Результат - искажение отчетности по НДС не в пользу налогоплательщика.
Продолжает действовать и схема, основанная на отказе в регистрации налоговых накладных в Едином реестре. После получения отказа, чтобы не потерять всех контрагентов, любой плательщик НДС идет в налоговую "решать вопрос".
Также ходят упорные слухи, что за "жирные" места на таможне и в силовых структурах Миндоходов устраиваются чуть ли не аукционы.
О силовом блоке, возглавляемом Хоменко, стоит сказать особо. Долгое время налоговики зарабатывали тем, что возбуждали уголовные дела против налогоплательщиков. Закрывать их можно было по-всякому, но выгоднее всего - "договориться" с налоговиками, даже если предприятие ни в чем не виновато.
Силовой блок Миндоходов закрыл больше трети дел. "Если до назначения Владимира Хоменко следователями министерства велось 4 200 уголовных дел, то с 12 марта 2014 года их число сократилось до 2 564. Из них в суд направлено 206", - приводит статистику представитель Яценюка.
В частности, по обращению Европейской бизнес-ассоциации, налоговая милиция закрыла 700 дел, целью которых было не расследовать финансовые правонарушения, а отобрать бизнес.
Впрочем, это официальная сторона. По многочисленным рассказам источников ЭП в бизнесе, самые "вкусные" дела налоговики не стали закрывать.
Пускай часть из них - реальные преступления, которые заслуживают наказания. Однако есть и огромная часть дел, которые возбуждены не для отбирания бизнеса, а для "развода на деньги". Такие уголовные дела, по словам предпринимателей, продолжают активно "расследоваться".
По отзывам источников, дела возбуждаются и сегодня. Силовиков от Миндоходов, которых курирует Хоменко, не смущает, что налоговое уведомление-решение, на основании которого возбуждено дело, обжалуется в Миндоходов или суде.
Суть в том, что после возбуждения дела контрагентам жертвы мгновенно направляются запросы на выемку оригиналов первичных документов, связанных с сотрудничеством с фирмой-жертвой.
Эти запросы являются огромным ударом по репутации предприятия и прямым приглашением бизнесмену быстро "решить вопрос". Иначе бизнесу конец.
"Площадки" и "госпрограммы" ликвированы. Спросите сейчас у участников рынка, возможно ли работать через площадки. Возможно ли работать через госпрограммы, и возможно ли обналичить деньги, как их обналичивали раньше", - говорит представитель Яценюка. ЭП спросила.
Да, "госпрограмм" уже нет. Нет рекомендованного "свыше" перечня компаний, которые проводят услуги по "обналичке", а часть доходов перечисляют в бюджет. Теперь есть просто "обнальные" фирмы, услуги которых стоят дешевле, но и скорость работы которых ниже. В бюджет они, естественно, не перечисляют ничего.
Возможно, существование "обнальных" структур - это правильно. В украинских реалиях бизнес может работать преимущественно благодаря им. Значит, правительство поступает мудро, не ликвидируя "прокладки". С другой стороны, вроде бы не за такую Украину стояли люди на Майдане.
Вывод третий: схемы по принуждению бизнеса к "неофициальным выплатам" продолжают действовать. Продолжают работать и "обнальные" фирмы. Это сфера ответственности Хоменко.
Есть еще один важный аспект работы силового блока Миндоходов.
Хоменко реанимировал проект Андрея Головача по создания мегамонстра - Службы финансовых расследований. Сам Хоменко утверждает, что его проект отличается от идеи Головача в корне. Возможно, сейчас это действительно так.
Однако ЭП имеет на руках исходный вариант, который замминистра направлял в Кабмин. Местами в проекте Хоменко стояли прямые цитаты из документа Головача.
Головача считали одним из друзей Александра Януковича. Впрочем, он не входил в "семью" и проиграл позиционную войну Клименко за контроль над налоговой. Ослабить влияние Головача было одной из причин создания Миндоходов.
В свою очередь, бывший налоговый милиционер пытался восстановить свое влияние. В том числе, он продвигал проект Службы финансовых расследований, которая отдала бы под его контроль всех "экономических" силовиков. Реализовать свой проект он так и не смог из-за противодействия со стороны "семьи".
Однако нынешнее правительство твердо намерено создать данную службу.
"Это не сверхорган, а единый орган финансовых расследований. МВД, СБУ, Генпрокуратура, Фининспекция и Налоговая милиция расследуют дела, результатом которых является взяткоемкость. Абсолютно естественно подготовлен проект закона о создании единого органа финансовых расследований", - объяснил Яценюк.
В этом деле премьер сделал ставку на Хоменко. Как и Головач, глава "налоговых силовиков" хочет наделить новое ведомство бесконечным количеством полномочий.
В частности, он намерен объединить функции налоговой милиции с функциями отделов МВД по борьбе с экономической преступностью, контрразведывательную защиту интересов государства в сфере экономической безопасности, которой занимается СБУ, и функции Госфининспекции по контролю над госсредствами.
Соответствующий законопроект продвигает премьер. Вскоре этот документ будет вынесен на Кабмин, после чего в кратчайшие сроки пойдет в Верховную раду.
Естественно, такие грандиозные планы вызвали противодействие со стороны руководителей МВД и СБУ - Арсена Авакова и Валентина Наливайченко. Им вряд ли хочется отдавать из-под своего контроля столь "рыбные" направления работы.
Не до конца понятна и мотивация Хоменко. Сам он в интервью ЭП дал понять, что для него это дело чести. Действительно, генерал-полковнику милиции Хоменко уже за 60, и в таком возрасте может хотеться войти в историю. Такое тоже бывает.
Чем прославится Служба финансовых расследований - коррупцией или честью - украинцы узнают уже в ближайшем будущем.
Вывод четвертый: продолжаются попытки создания еще более комфортных условий для давления на бизнес. Ключевой пункт - создание Службы финансовых расследований.
С возмещением НДС тоже происходят невероятные чудеса. Например, Хоменко еще до 1 апреля заявил, что возмещение НДС приостанавливается. Налоговый кодекс такой шаг не предусматривает, хотя, возможно, это правильно при смене власти. Однако бизнес говорит о другом аспекте, который связан с возмещение налога.
Если НДС все же возмещается, то с сопутствующей "просьбой" заплатить от 10% до 100% суммы возмещения в счет уплаты налога на прибыль. И это при том, что у некоторых предприятий-экспортеров налог на прибыль уплачен наперед на два года. Это уже прямой шантаж - якобы в интересах государства.
К слову, на начало апреля переплаты достигли невероятной величины - 37 млрд грн. Прибавка со времен "злочынной влады" составила 12 млрд грн.
Кроме того, поговаривали, что реестр предприятий, которые получат возмещение НДС, проходит сверку с депутатом Виталием Хомутынником. Он является главой налогового комитета Верховной рады и фактическим руководителем фракции "Экономическое развитие", созданной из "регионалов"-перебежчиков.
Сам Хомутынник опровергает эти заявления.
Вывод пятый: НДС продолжает возмещаться непрозрачно.
Недавние события подняли кадровый вопрос.
Игорь Белоус до назначения министром в налоговых органах никогда не работал. До последнего времени он был главой инвестиционно-банковского управления инвесткомпании "Ренессанс капитал" в Украине и странах центрально-восточной Европы. Там же он являлся содиректором киевского регионального офиса.
Год назад он закрылся, после чего Билоус курировал ранее заключенные сделки слияния и поглощения, но уже без директорской должности.
В отличие от своего коллеги Виталий Науменко проработал на таможне много лет и знает ее изнутри. В последнее время он занимал должность руководителя группы таможенных процедур и международной торговли KPMG в Украине, а также сопредседателя таможенного комитета Американской торговой палаты.
Стоит заметить, что Американская торговая палата "заточена" под лоббирование интересов иностранных поставщиков конечной продукции в Украину. Преимущественно, это иностранные корпорации и их местные представители.
Сейчас, судя по отзывам логистических компаний, "махровое" взяточничество на таможне не возродилось. СБУ с удвоенной энергией проводит следственные действия в отношении чиновников ведомства.
Впрочем, реальных перемен логисты не видят - просто затяжной период смуты. По его окончании, говорят они, могут возродиться схемы с "модными" фирмами.
Тут опять всплывает Хомутынник. По слухам, Билоус и Науменко назначены по рекомендации Хомутынника, который якобы имеет на них серьезное влияние.
Впрочем, по словам источника ЭП в Кабмине, эти слухи безосновательны. "Хомутынник не имеет отношения к их назначению. Билоус - амбициозный молодой менеджер, который прошел благодаря премьеру", - сказал он.
Сам Хомутынник опроверг и эти слухи. Хотя источники ЭП в бизнесе утверждают, что разговоры возникли отнюдь не на пустом месте.
Так или иначе, в профессионализме Хоменко никто не сомневается. Он профессиональный милиционер с большим стажем работы в МВД.
После создания ГНАУ Хоменко возглавил налоговую милицию в Черновицкой области. В 1998 году перешел на должность первого заместителя председателя ГНА в Крым, а в 2003 году - на такую же должность в Севастополь. Успел поработать в СБУ и опять в МВД - в 2007-2009 годах был замминистра.
Хоменко не отрицает, что давно хорошо знает Яценюка. Его нынешнее возвышение связывают именно с премьером. Однако не обошлось без слухов. Говорят, Хоменко родственник Яценюка по линии его жены. Хоменко это отрицает.
Разный возраст и профессиональный опыт привели к тому, что из Билоуса, Науменко и Хоменко сложился "террариум единомышленников". Например, Билоус взял себе помощника, который призван курировать силовой блок Миндоходов в противовес Хоменко. Им стал генерал-майор СБУ в отставке Андрей Таранов.
Разумеется, Хоменко отрицает серьезность положения Таранова. Впрочем, в отношении своего руководителя он проявляет небывалую уверенность.
Например, в докладной на имя Билоуса замминистра пишет, что подписанный тем приказ №236 от 11 апреля 2014 года "Об индикативных показателях доходов на апрель 2014 года" является "не соответствующим законодательству".
Билоус старается не вступать в конфронтацию с опытным аппаратчиком Хоменко. Он использует Таранова в качестве буфера в общении со своим замом.
Пока оба чиновника на месте, а Хоменко даже получил от премьера полномочия, в соответствии с которыми он самостоятельно может назначать и увольнять руководителей силовых подразделений на местах. Все произведенные им назначения и увольнения будут незаконны, однако кадровые изменения проводятся.
Любопытно другое: зачем Яценюк стравливает двух руководителей налоговой?
Вывод шестой: руководителей Миндоходов нельзя назвать единой командой. От нее сложно требовать повышения прозрачности работы Миндоходов.
Вот еще две иллюстрации к вопросу о кадровой политике в министерстве. Среди руководителей среднего звена слишком много людей, близких к экс-министру финансов и экс-главе ГНАУ Федору Ярошенко. Причем многие из этих людей имеют весьма неоднозначную репутацию даже среди своих коллег.
Ярошенко никак нельзя считать прогрессивным министром финансов. Он был типичным апологетом "азаровского" стиля руководства: жесткого, репрессивного и потенциально коррупционного. Как могут делать рыночные реформы люди, которые всю свою карьеру занимались выбиванием денег из предприятий?
К слову, совсем недавно был назначен четвертый по счету замминистра доходов и сборов. Им стал Михаил Ноняк - бывший сотник Майдана. ЭП уже писала о том, как общественные активисты копались в секретных документах Миндоходов. Видимо, назначение "хорошего парня" Ноняка является продолжением данной традиции.
Как и Билоус, Ноняк не является профессиональным налоговиком. В 2002 году он закончил Надворнянский коледж НТУ по специальности "техник-механик автомобилей и двигателей", а в 2007 году заочно получил диплом Ивано-Франковского НТУ нефти и газа.
Бурение нефтяных и газовых скважин вряд ли пригодится в налоговой деятельности, хотя послужной список геолога Николая Азарова доказывает обратное.
О трудовой деятельности Ноняка вообще мало известно. Видимо, работать в новой должности ему поможет то, что он является председателем Ивано-Франковской областной организации "Федерация рукопаша гопак". Александр Клименко не зря оборудовал ринг в здании Миндоходов.
Следовательно, напрашивается вывод седьмой: кадровая политика катастрофична и никак не стыкуется с будущими реформами.
* * *
Виталий Хомутынник, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, фактический лидер депутатской группы "Экономическое развитие"
- Говорят, налоговики сверяют с вами списки на возмещение НДС: кому давать, а кому нет. Это правда?
- Подобные разговоры - это полная ерунда. Ее озвучивают люди, не имеющие представления о налоговой системе и процедурах администрирования налогов, прописанных в Налоговом кодексе.
Предприятия получают НДС в автоматическом режиме при условии соблюдения всех критериев, прописанных в Налоговом кодексе. Это касается предприятий - экспортеров собственной продукции, выплачивающих достойную зарплату, соответственно, работающих легально.
Сейчас возмещение НДС "автоматом" получают около 70% предприятий. До конца 2014 года мы планируем создать условия для увеличения этого количества за счет смягчения критериев по возмещению НДС. Такой законопроект уже готовится в комитете по вопросам налоговой и таможенной политики.
При наличии ресурса, что в последнее время с учетом сложностей в бюджете бывает редко, НДС практически весь возвращается предприятиям в виде авансового налога на прибыль.
Более того, по нашей инициативе для обеспечения прозрачности процесса списки на возмещение НДС согласно "антикризисному" закону правительства теперь публичны и доступны каждому на сайте Государственного казначейства Украины.
- Говорят, что руководители налоговой и таможенной служб были назначены по вашей протекции.
- Информация о том, что я имею отношение к назначению руководителей налоговой и таможенной служб, не соответствует действительности.
Всем известно, что они были назначены после консультаций с компаниями большой аудиторской четверки, Европейской бизнес-ассоциации и Американской торговой палаты в Украине. Поверьте, очереди на эти должности не было - я знаю нескольких человек из аудиторских компаний, которые отказались.
Я и члены комитета в постоянном режиме общаются с руководством служб, потому что у комитета есть не только законодательная функция, но и контрольная по выполнению Налогового и Таможенного кодексов.
* * *
Из выступления министра финансов Александра Шлапака на представлении Игоря Билоуса, Виталия Науменко и Владимира Хоменко 13 марта.
Отже, завдання на сьогоднішній день.
Перше з них - ліквідація всіх кримінальних схем, які, на жаль, як ракова пухлина, як метастази покрили все міністерство.
Будь-який копійчаний "відкат" з податку на додану вартість, чи це буде стосуватися "автомату" чи без нього, це кримінальна справа, негайна кримінальна справа.
Далі. Негайна ліквідація всіх конвертаційних площадок і порушення кримінальних справ проти осіб, що забезпечують їх існування. Я вам приніс тут "подметные письма" які до міністра попадають. Читаю. Без підпису.
"Мы собрали объем на наших компаниях около полтора миллиарда гривен при получении условий, объем увеличим в два раза. Для дальнейшей работы нам необходимы условия, правила, получение прихода, безопасность, куратор. Существовала формула: 9,17%, из нее бюджет - 2%, остаток распределялся между куратором и участниками по направлению согласований". Інструкцій хочуть.
Прошу мені ці записки не писати, прошу не писати їх і керівникам підрозділів. А гроші, які ви там наскладали на площадках, краще добровільно повернути до бюджету.
Якщо ми, Володимир Петрович, в першу чергу, це вас стосується, знайдемо ці площадки і людей, які за цим стоять, і вони не будуть негайно заарештовані протягом короткого часу, значить, ми не на ту людину поставили у податковій міліції.
Далі. Негайне закриття "лівого" ринку горілчаних напоїв. Ось це ми вип'ємо з вами через два роки, коли з усім справимося. Такими горілчаними напоями завалений весь ринок. Це не акцизна марка. Це чортзна-що.
Оця марочка - привіт від Іванющенка, щоби податкові міліціонери сахалися від таких виробів, як чорт від ладану. Щоб повністю позбавитися конкуренції, тут є бірочка, під кришечкою 5 грн, які можна повернути собі, не доплативши їх до бюджету держави.
16 млн пляшок такої горілки продавалося в державі протягом року. Мало того, що ми зруйнували ринок, але й дозволяти собі податковим міліціонерам ходити і відвертатися від такого товару. Це недостойно звання податкового міліціонера.
Якщо протягом тижня знайдеться хоч одна пляшка такої горілки у сільських чи районних магазинах, а у нас є ким проконтролювати, я наполягаю: виганяти з роботи міліціонерів, які відповідають за цю ділянку роботи.
Щодо митниці. Побори з кожної партії товарів, на превеликий жаль, тривають. Вони повинні бути припинені. Думаю, Віталій Петрович розуміє, як це зробити.
Пропуск через митницю без сплати ПДВ та акцизів так званих транзитних товарів, в першу чергу нафтопродуктів. Хочу вас попередити: перший же сигнал буде розцінено урядом як такий, що керівництво не може справитися з цим завданням.
Реальна боротьба з дірками у так званих зелених зонах. Ви знаєте, про що іде мова. У першу чергу - про кордон з Придністров'ям, наведіть там порядок.
Нам не потрібно, щоб український виробник не міг нормально конкурувати з контрабандним товаром, який іде через ці території. За моїми підрахунками, підрахунками експертів, тільки закриття цих дірок дозволить поповнювати бюджет 4-5 млрд грн щомісячно. Це той результат, який ви повинні показати.
Завдання друге - мобілізація доходів до державного бюджету. Я дуже прошу нових колег, яких я вам представив, аби вони розібралися, наскільки реальні плани до вас доведені. Напевно, вони завищені, якщо мати на увазі, що треба і собі залишити близько 30% бюджету. Якщо ж це все в бюджет віддати, показники реальні.
У всякому разі, коли ми 65% не можемо зібрати за податками і платежами, а за митними платежами - 50%, це ненормально. У нас товарообіг впав на 14,7%, але не на 50%. У нас економіка просіла серйозно, відсотків на дев'ять, але не на 35%.
Тут, як каже Жванецький, щось не так у консерваторії. Друзі, розбирайтеся, дивіться. Я маю надію, що ми з вами швидко порядок наведемо.
Питання окремих податків. Велика проблема для нас і для мене як міністра фінансів: ми вже маємо переплат за податками на 15 млрд грн. Що ми будемо з цим робити? Я чекав би відповіді від нових керівників, так само, як чекав би відповідь на те, що будемо робити з невідшкодованим ПДВ. 17 млрд грн не відшкодовано.
По-перше, я не впевнений у цій сумі і просив би ще раз уважно обрахувати.
По-друге, протягом останнього місяця ми не відшкодували ні копійки податку на додану вартість. Більше того, ми повернули висновки з казначейства вам. За нашою інформацією, у цьому списку на 3,5 млрд грн є надто багато тих, кому не те що не потрібно відшкодовувати, а кого треба притягати до кримінальної відповідальності.
Я наполягаю на тому, щоб список був переглянутий, і з нього були негайно вилучені ті, хто працював з конвертаційними площадками. Після цього якомога швидше слід повернути список до казначейства, тому що повертати ПДВ ми будемо.
Що робити з цим боргом - чекаю ваших пропозицій. Просив би вас значно активніше використовувати сумнозвісний додаток 5. Ви можете бачити в реальному часі появу чергових податкових ям. Не допустити їх - наше головне завдання.
Хочу попередити представників бізнесу: шановні платники податків, не працюйте з конвертаційними центрами, інакше ми не будемо з вами партнерами. Ми не будемо відшкодовувати ПДВ тим, хто користується послугами центрів з мінімізації.
Про горілку. Прошу негайно навести порядок, протягом найкоротшого часу проаналізувати зловживання, допущені керівним складом Міндоходів, і доповісти уряду та громадськості. Винні повинні бути негайно притягнуті до відповідальності.
Наполягаю на тому, щоб Міндоходів і силовий блок негайно припинили кримінальне переслідування платників податків за 212-ю статтею Кримінального кодексу на підставі актів податкових органів, складених без податкових повідомлень-рішень.
Це розправа над людьми, що позбавлені елементарних прав захисту. Ми з вами потім розберемося із засудженими, таких дуже багато. Якщо є відкриті кримінальні справи, і людям пред'явлені акти без рішень, що може бути підставою для оскарження, негайно припиніть цю практику. Проінформуйте нас, як ви це зробили.
Наступне, щодо відкритості в роботі і роль громадськості. На моє переконання головною ознакою змін в роботі міністерства буде реальне, а не бутафорне залучення громадськості до співпраці і контролю за діяльністю міністерства.
Я є віце-президентом Асоціації платників податків, з багатьма з вас зустрічався на узгоджувальних радах і скажу відверто: мало приємного у мене залишалося не від самого факту спілкування, а за результатом таких зустрічей. Фактично всі прохання і звернення, з якими зверталася асоціація, залишалися поза увагою.
Сьогодні відсутня адміністративна процедура оскарження дій податкової, хоча в законі це прописано. Я знаю, про що говорю. Формальні відписки, починаючи від районних органів і закінчуючи центральними. Потім у суді нараховують фантастичні штрафи, і податківці доповідають: ми зберегли для бюджету мільярди гривень.
Однак ці кошти ніколи не повертаються до бюджету. Вони стають предметом торгу з платником податку на предмет його лояльності. Ця практика повинна бути похована.
Отже, шановні нові керівники, ми наполягаємо: слід відновити роботу гарячої лінії в податкових і митних органах, але з особливими умовами залучення до них громадськості та силовиків для негайної реакції.
Інша умова - публічність цих ліній, фіксація кожного запиту і реакція на них. Я мрію про той час, коли, приїхавши в район, я зможу натиснути кнопку і подивитися, щодо яких питань зверталися люди, і якою була реакція податкової. Давайте доведемо це до такого стану. Технічна можливість у вас для цього є.
Дуже прошу вас, шановні керівники міністерства, якомога швидше налагодити хороші стосунки з громадськими організаціями, які займаються захистом платників податків. Це наші партнери. У першу чергу звертаю вашу увагу на Асоціацію платників податків, яка об'єднує, напевно, найбільшу їх кількість.
Ми рік зверталися до міністерства з проханням підписати меморандум про співпрацю. Врешті був підписаний меморандум, у якому нічого не залишалося. Такі меморандуми необхідно підписати у центрі і на місцях, де певні зобов'язання візьме на себе міністерство, а певні - візьмуть на себе представники громадськості.
Меморандуми повинні передбачати взаємне представництво у керівних органах, обмін інформацією, обов'язкове створення конфліктних комісій, де можна у досудовому порядку розібратися, що робиться, і зрозуміти, що робити далі.
Необхідно повернути практику щомісячних зустрічей з платниками податків, починаючи з центрального і закінчуючи районним рівнями. Також треба повернути практику укладання нормативних і регулятивних документів Міністерством доходів і зборів та його підрозділами тільки після їх публічного обговорення.
Ваша справа ці акти приймати, але платники повинні знати, які рішення готуються. У всякому разу, на засіданнях уряду присутні Рада підприємців, Рада роботодавців, профспілки. Вони будуть отримувати всі документи до засіданню уряду і будуть мати можливість висловитися. Такий же порядок слід завести і тут.
Прошу продовжувати правильну тактику попереднього керівництва Міністерства доходів і зборів - переходу від фіскального органа до сервісної служби. Цей напрямок повинен бути продовжений. Мені сьогодні подзвонив знайомий банкір і сказав, що з нашим приходом розцінки на послуги податкової піднялися.
Виявляється, банкіри давним-давно звертаються із запитами до податкових органів на предмет відповідності позичальників їх фінансовому стану. Купують базу на Петрівці (ринок у Києві. - ЕП) або звертаються до податківців. Донедавна послуга коштувала 45 грн, зараз - 55 грн. Припинить це.
Банкіри не вимагають доступу до публічної інформації, вони просять підтвердження, що людина працює там, де вказала, і отримує вказані доходи.
До речі, таку систему вони запустили з міліціонерами з приводу транспортних засобів. Це дозволило поховати схему, коли позичальники брали кредити під неіснуючі транспортні засоби. Зробіть інтерфейс, де б ви надавали послуги не "наліво", а легально, отримуючи собі партнера в особі банків.
Необхідно також максимально активізувати контакти з пресою. Брифінги, конференції. Запрошуйте засоби масової інформації на всі заходи, що проводяться спільно з громадськістю. Нам потрібна максимальна відкритість.
І, мабуть найголовніше. Ми в рамках радикальних змін, що проводяться у нашій державі, повинні повністю змінити стосунки податкових органів і платників податків.
Я коли йшов на службу міністром фінансів, багато знайомих говорили: "Що ти будеш робити з величезною армією людей, які працюють у силових, податкових та митних органах? Вони живуть трошки за іншими правилами, їх поміняти неможливо". Я вважаю, що це можливо. Риба гниє з голови.
Мушу сказати вам дуже відверту і неприємну річ. Як міністр фінансів, який уже ознайомився із станом справ у державі, хочу вас запевнити: ми у кількох кроках від хаосу і фінансової катастрофи, які призведуть до хаосу і насилля на вулицях.
Значна частина з вас уже зустріла в офісах озлоблених людей. Можливо, хтось і в оселях зустрів. Цей громадських контроль буде висіти над нами. Мене попередив щойно старший від самооборони, що вони будуть неусипним оком, і це нормально.