В середине сентября 2017 года первый заместитель главы МВФ Дэвид Липтон в своем интервью коллегам из «Экономической правды» подчеркнул, что для Украины автоматический пересмотр (читай - повышение) цен на газ имеет «решающее значение, и мы ожидаем, что правительство будет придерживаться этого обязательства». При этом важно, чтобы повышение определялось рыночными сдвигами и адресными субсидиями.
Категорически с этим не согласен премьер-министр Владимир Гройсман: «Никаких оснований говорить об увеличении цены на газ для населения нет. Цены по решению Правительства увеличиваться не будут». А министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик допускает даже снижение цены на газ.
Что стоит за этими противоречивыми заявлениями: популистские попытки правительства защитить нас от посягательств «зловредного» МВФ или потребности реальной экономики? Насколько неизбежно повышение цен на газ, а значит и очередной рост коммунальных тарифов? Попробуем разобраться.
«Рыночные сдвиги»: где они?
Закон о рынке газа в Украине начал действовать с октября 2015 года. Параллельно правительство приняло соответсвующее постановление, которое откладывало запуск рынка для населения до конца отопительного сезона 2017 года. Данный документ устанавливал граничную цену природного газа для населения, а на распределяющие компании (облгазы) накладывались спецобязательства по его поставке бытовым потребителям.
Подобные меры должны были минимизировать социальную напряженность из-за резкого роста тарифов на газ и коммунальные услуги. Предполагалось также, что за два года в стране сформируется конкурентный рынок в сфере поставок газа населению. С апреля 2017 года это постановление утратило силу.
В марте Кабмин принял аналогичное постановление №187, продлив норму о граничной цене для населения еще на один отопительный сезон – до апреля 2018 года.
Тариф на газ в Украине должны пересматриваться два раза в год - до первого апреля и до первого октября. При пересмотре тарифа будут учитывать среднемесячные показатели цен на газ на немецком хабе NCG (за полугодие) с учетом затрат на транспортировку до украинской границы и входа в ГТС в пересчете на официальный курс НБУ, а также тарифы на транспортировку, распределение и наценку «Нафтогаза».
Если окажется, что цена на доставленный импортный газ больше, чем на десять процентов от действующего тарифа, стоимость голубого топлива увеличат. Для этого ввели временный механизм автоматической коррекции.
Наши чиновники любят похвастаться тем, как Украина борется за энергетическую независимость. С ноября 2015 года мы полностью отказались от российских поставок и закупаем газ в странах ЕС, экономя деньги. Однако распиаренная правительством энергетическая диверсификация пока не касается рядовых украинских потребителей. Они до сих пор не имеют выбора и должны пользоваться услугами безальтернативных поставщиков – бывших облгазов.
Областные газораспределительные компании - монополисты и имеют почти безграничную власть над своими клиентами. Более 70% облгазов принадлежат структурам, контролируемым Дмитрием Фирташем (интересную статью об этом опубликовали наши коллеги из Бизнес.Цензора). Обычно облгазы оформлены на офшорные компании, часто потребители даже не знают, кому именно они платят за газ. Это, по-своему, уникальные предприятия. Они являются операторами областных газораспределительных сетей, принадлежащих государству государству. С одной стороны, подобные стуктуры не заинтересованы осуществлять значительные инвестиции в сети, с другой - они могут блокировать использование сетей другими поставщиками. А это значит, что конкурентный рынок в данной сфере появится не скоро.
Ответ монополистам
Отсутствием конкуренции в сфере поставок газа для населения и предприятиям теплокоммунэнерго в Украине в очередной раз озаботился секретариат Европейского Энергетического Сообщества (ЕЭС). Во второй половине августа еврочиновники направили руководителям энергетического блока украинского правительства проект, в котором предлагается демонополизировать продажи газа государственной компанией «Укргаздобыча». Приобрести государственный газ смогут все желающие поставщики на оптовом рынке, в том числе и облгазы, на равных условиях. В вопросе цены предлагается сохранить действующую формулу, передав полномочия по ее утверждению независимому энергетическому регулятору.
Такой механизм, считают авторы проекта, разрушит существующую монополию и создаст необходимые условия для развития конкуренции на рынке поставок газа для населения.
Данные предложения ЕЭС были поддержаны «Нафтогазом», который активно критикует существующую систему распределения газа бытовым потребителям. «Если газсбыты не смогут выполнять возложенные на них обязанности поставлять газ населению на равных условиях, «Нафтогаз» сможет делать это самостоятельно, без лишнего посредника». Таким образом, сбытовые компании облгазов получат конкурентов, по крайней мере, в лице «Нафтогаза».
Действующие газораспределительные компании сопротивляются появлению независимых поставщиков, ссылаясь на то, что они должны выполнять спецобязательства по поставкам газа населению. Кроме того, при наличии независимых поставщиков, облгазы утратят контроль над денежными потоками. Нерешенная проблема монетизации субсидий также тормозит появление независимых поставщиков газа.
Можно предположить, что правительство также не устраивают предложенные нововведения. Прежде всего потому, что придется поднять закупочную цену на газ как минимум на 10%. Очевидно, что тарифы для населения также вырастут.
С другой стороны, совершенно справедливы требования МВФ деполитизировать вопрос цены на газ и выполнять установки по ее соответствию рыночному уровню. Попытки правительства обойти ранее согласованные показатели могут привести к тому, что очередной транш от МВФ не будет получен. Манипуляции с методикой расчета цены на газ могут отсрочить, но не решить проблему. В связи с этим понятна озобоченность наших западных партнеров возможностью отката реформ в Украине.
Учитывая, что в 2019 году грядут очередные парламентские выборы, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что в ближайшие два отопительных сезона резких подвижек в тарифах не предвидется. А также можно не ожидать ускорения рыночных реформ. Популизм живет и побеждает.