Предлагаем вашему вниманию интервью с Еленой Решетько - учредительницей гражданского движения "Экоцид.net". В 2012 году госпожа Елена подала иск в суда на ЧАО "Харьковский коксовый завод" и ЧАО "Термолайф" в связи с загрязнением этими предприятиями окружающей среды. Экологическими проблемами занимается более 3 лет.
Елена Сергеевна, как Вы считаете, почему Харьковский коксовый завод перешел в такое активное наступление на общественность: похищение ключей от помещения, где происходило собрание по экологическим вопросам, пикет, искаженные телесюжеты… С чем это связано?
- Желающих подать в суд на Харьковский коксовый завод становится все больше. Около 2-3 недель назад в суд обратились еще три человека. На стадии подготовки десятки новых исков. Люди требуют материальной компенсации за причиненный вред здоровью. Именно в это время Харьковский коксовый завод и пикетировал облсовет.
В местных новостях прозвучало имя народного депутата от ВО "Свобода" Игоря Швайки и информация о том, что будто бы под прикрытием экологического движения он хочет завладеть предприятием. Игорь Швайка подал какие-то судебные иски, депутатские запросы или с чем, по Вашему мнению, связана такая агрессия?
- На фоне того, что экологические преступления Харьковского коксового завода и предприятия "Термолайф" стали явными, тяжкие последствия обнародованы, огромное количество пострадавших собирается в суд, подпольные (потому что разрешений на выбросы нет) и опасные предприятия решили выдвинуть абсурдные обвинения против народного депутата Украины Игоря Швайки, который стал на защиту жертв экоцида и истцов, которых они сделали инвалидами.
Знаете, мы обращаемся к депутатам от разных партий. Кто поможет - тому и будем признательны. Нам все равно кто это сделает. Я уже три года обращалась к чиновникам. Это безрезультатно.
Сейчас именем Игоря Швайки просто спекулируют. У них нет разрешений на выбросы, статистика заболеваемости зашкаливает. Им просто больше ничего сказать в свою защиту кроме: "Швайка рейдер!!! Приходите работать к нам".
Настолько мне известно, после того как Вы начали заниматься экологическими вопросами на Вас началась судебное давление со стороны КП "Харьковские тепловые сети".
- Да, я подозреваю, что эта судебная волокита связана с моей экологической деятельностью. Судебные заседания в деле Харьковского коксового завода и КП "Харьковские тепловые сети" очень часто назначают на одно и то же время.
И во время рассмотрения такого важного экологического дела мне нужно тратить свое время и силы, чтобы заставить КП "Харьковские тепловые сети" проверить мои счетчики на воду. Это полный произвол.
Я своевременно плачу за воду, мои счетчики установлены законно, зарегистрированы, опломбированы - пусть приходят проверяют. А они начисляют оплату за воду по количеству прописанных и фактически требуют двойную оплату. А нормы у них такие, что слона можно трижды в месяц купать.
Представители Харьковского коксового завода часто апеллируют к тому, что предприятие существует очень давно, а гражданское движение "Экоцид.net" возник относительно недавно. Где же Вы раньше были? Что Вы могли бы сказать?
- В 2003 году на месте старой лаборатории Института Гипрококс, некое ООО "Аромасервис" на основании договора аренды земли, подписанного тогдашним мэром Шумилкиным в 2003 году, провело реконструкцию и построило полноценный коксовый завод, который заработал на полные обороты с выбросами в атмосферный воздух ядовитых веществ.
Смрад от коксования угля по сей день расползается по жилому микрорайону, который расположен в глубочайшей яме города Харькова, и стоит в воздухе круглые сутки.
Обратить внимание на то, что в микрорайоне творится что-то неладное меня заставило то, что начали внезапно умирать мои знакомые, которым еще не исполнилось 50 лет. Совсем молодые люди 30-летнего возраста умирали от онкологических заболеваний печени, крови, костей. Начали рождаться глухонемые дети, слепые и умственно отсталые.
В 2009 году к токсичным выбросам коксового завода добавились выбросы ЧАО "Термолайф", сведенного на территории ЧАО "Харьковский коксовый завод". И это все без никакого официального документу, даже, без договора аренды земли и согласований на размещение опасных предприятий с ответственными организациями согласно законодательству.
Собственное в это время я и начала свою борьбу за право на экологическую безопасность.
Что Вам удалось выяснить с помощью информационных запросов в разные госучреждения?
- Согласно данных Главного управления статистики в Харьковской области, общая сумма токсичных выбросов в атмосферный воздух от созданного комплекса потенциально опасных объектов в центре города Харькова составляет более 60 тысяч тонн в год.
Уровень заболеваемости в микрорайонах, приближенных к Харьковскому коксовому заводу достиг ужасных цифр. Превышение заболеваемости бронхолегочной системы в сравнении с отдаленным районом Рогань достигло 3078 раз, эндокринной системы - 19,9 раз, болезней кожи - 20,5 раз, болезни систем кровообращения - 15,5 раз. Цифры взяты из официальных отчетов районных поликлиник №22 и №9 города Харькова.
Обращались ли к государственным чиновникам и прокуратуре?
- Были десятки обращений к чиновникам всех уровней, прокуратуры (от районной до областной) и никакого содержательного ответа, никакого действия по прекращению уничтожения людей.
Доведенные до отчаяния люди подали в суд. И в суде выяснилось, что разрешения на выбросы ядовитых веществ и выбросы парниковых газов выдает только Минприроды, они же делают заключения о проведенной государственной экологической экспертизе. Для ЧАО "Харьковский коксовый завод" Минприроды таких выводов никогда не предоставляло, а разрешение на выбросы предоставило управление охраны окружающей природной среды в Харьковской области без проведения экологической экспертизы.
Санитарно-эпидемиологическая служба уменьшила размер санитарной зоны с 1000 до 500 метров. Инспекция по техногенной безопасности никакого контроля за предприятиями не осуществляет. В суд не предоставлены ни протоколы идентификации, ни паспорта безопасности, ни декларации безопасности потенциально опасных предприятий. В суде также выяснилось, что предприятия работают под черным флагом на протяжении многих лет и забрали здоровье у десятков тысяч людей.
Возможно, что-то хотели бы добавить от себя?
- Ситуация, которая сложилась в Харькове - это преступление местной власти против украинских граждан. Отдавать свои жизни и жизнь детей и внуков откровенным преступникам никто не собирается. Поэтому борьба длится. И все больше людей понимают опасность, в которой они оказались по вине конкретных лиц, которые имеют фамилии и должны нести ответственность за совершенное.
Благодарю Вас за активную гражданскую позицию и содержательный разговор.