Как и предполагалось, Украина с треском проиграла в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) по 211 делам. Наиболее резонансным является решение по жалобе заключенных тюрьмы города Изяслав, которые обвиняли украинские власти в пытках и различных нарушениях прав человека в период их содержания под стражей. По данному иску ЕСПЧ обязал украинскую сторону выплатить каждому из заключенных в качестве компенсации по 25 тысяч евро, а также 10 тысяч евро одному из них в качестве компенсации судебных издержек.
Что ж, в очередной раз Украина предстала в обличье страны, в которой не соблюдаются права человека. Но на этот раз это не только доклады и сообщения отечественных и иностранных правозащитных организаций, а решения уважаемой и авторитетной судебной инстанции. Кстати, согласно украинскому законодательству, ее решения являются обязательными к исполнению. А то, что государство Украина, как заявил в эфире телеканала ТВi судья Европейского суда Станислав Шевчук, не выполнило 95% решений этого суда, вызывает соответствующее отношение и следующие судебные решения. «Если посмотреть статистику Комитета министров Совета Европы... Это орган, который наблюдает и контролирует за выполнением решений Европейского суда, — речь идет о решениях, по сути, judgments принятых, — Комитет министров следит за их выполнением Украиной. И пока это не будет снято с контроля, решение считают невыполненным. Так вот, статистика: 900 решений по существу продолжают находиться на контроле. Из них 736 решений — «усиленный контроль».
В общей сложности по удовлетворенным искам из государственного бюджета должно быть выплачено более 1 млн евро только по упомянутым 211 делам. С учетом ранее принятых решений ЕСПЧ и не выполненных государством сумма фактически удваивается и это по самым скромным подсчетам. Более точную не знает даже министр юстиции Александр Лавринович, так как по его словам, она постоянно меняется. Судя по происходящему, только в сторону увеличения.
Такая волна удовлетворенных исков вызвала весьма своеобразные комментарии чиновников самого высокого ранга. Хотя в комментарии газете «Известия в Украине» председатель Верховной Рады Владимир Рыбак коснулся дела Тимошенко, но оно тоже рассматривается в ЕСПЧ и, возможно, его Украине тоже придется выполнять. «К тому же в самой Европе уже посадили в тюрьму семь или восемь премьер-министров, почему же вы, европейцы, не считаете, что они осуждены за политику? Почему в Грузии каждый день садят чиновника, но о них Европа ни слова не говорит. Украина представила европейцам все документы по делу Тимошенко. Пожалуйста, примите решение! Или, к примеру, в США осудили нашего соотечественника, недавно только его тюремный срок закончился. Дайте нам его сюда, мы его в Трускавце лечить будем».
Надо полагать, что спикер имел в виду Павла Лазаренко. Передергивание фактов — давно известная черта политиков-регионалов. Павел Лазаренко снова не осужден американским судом, а обвиняется соответствующими службами в незаконном въезде в США и сейчас находится под стражей в ожидании решения Министерства юстиции.
Но особенное недоумение вызывает заявление министра Лавриновича. По его словам, украинцы так часто обращаются в Европейский суд по правам человека, потому что «Мы хорошо работаем в том плане, что в Украине очень хорошо поставлено правовое образование в части деятельности Европейского суда по правам человека».
И это при том, что все кому не лень жалуются на правовую безграмотность подавляющего большинства наших граждан. Логику министра понять невозможно. Ведь европейцы гораздо более подготовлены в юридическом отношении. Такая там жизнь, где все приходится делать по закону, а, значит, часто обращаться в суды. По Лавриновичу как раз из стран Старого Света должно было бы быть наибольшее число обращений в ЕСПЧ. Наблюдается же прямо противоположное. Какие-то обращения есть и в целом по европейским странам их наберется достаточно, но чтобы так много из одной страны, то этого и близко нет.
Наши граждане обращаются в ЕСПЧ по связанным между собой причинам. Во-первых, они не могут добиться защиты своих прав в украинских судах, так как судебная система насквозь коррумпирована и подлежит не реформированию, а тотальной замене. И это касается в том числе и прокуратуры. И, во-вторых, даже получив положительное решение суда, часто невозможно добиться его выполнения. И не только из-за злой воли соответствующих чиновников, а из-за общей политики государства. Типичный пример. В соответствии с законом «Про соціальний захист дітей війни» должны осуществляться льготные выплаты гражданам, на которых распространяется его действие. Есть решения судов, в том числе апелляционных по обязательной выплате. И что же? А ничего. В Пенсионном фонде один ответ: денег нет, так как их выделение не предусмотрено бюджетом. Это какую нужно иметь юридическую подготовку, чтобы додуматься до простой истины: государство не собирается выполнять свои обязательства и единственный выход заставить его сделать это — обращение с иском в ЕСПЧ.
В-третьих. И это самое главное, нарушение прав человека в Украине носит тотальный характер. Правовая система в принципе не направлена на защиту прав и свобод человека, а наоборот, на его подавление и угнетение. Вот в чем главная проблема. И решения ее власть не видит, более того, делать в этом направлении ничего не хочет, так как в этом состоит для нее главная опасность.
При этом она сама себе создает трудности, и нельзя сказать, что успешно их преодолевает. Первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов и министр финансов Юрий Колобов поехали в США в поисках инвестиций. Скорее всего, ничего существенного привезти не удалось. В противном случае была бы поднята информационная волна минимум в 9 баллов. И это не случайно, а закономерно. Кто же в здравом уме и твердой памяти будет вкладывать свои кровные в государстве, где даже решения ЕСПЧ не спешат, подозреваем, и не собираются выполнять в полном объеме. Таких любителей острых ощущений среди деловых людей на Западе нет и быть не может. Да и как можно доверять словам этих высокопоставленных чиновников, если каждый день приходят сообщения о рейдерских захватах. И не только киосков или маленьких заводиков, а о наездах на олигархов. Если нет независимых от власти судов, и тем более, если игнорируются решения ЕСПЧ, то и инвестиций ждать не приходится.
И еще одно. Почему за вопиющие нарушения прав человека, подтвержденные решениями ЕСПЧ, никто не несет ответственности. В первую очередь, за растрату бюджетных средств и прямой финансовый ущерб государству. Причем в особо крупном размере. Почему этот факт выпадает из поля зрения прокуратуры и соответствующих органов. Или им некогда такими «мелочами» заниматься.
Но это все последствия экономические, финансовые и юридические. Гораздо важнее в наших условиях и для власти в первую очередь, результаты решений ЕСПЧ в политической плоскости.
Европейский суд по правам человека 9 января обязал Украину восстановить Александра Волкова в должности судьи Верховного Суда Украины. В этом решении ЕСПЧ установил, в частности, нарушение статьи 6 Конвенции по правам человека (право на честное (судебное. — Авт.) производство) в связи с тем, что часть депутатов парламента Украины голосовала за других, отсутствующих на момент голосования в зале парламента.
Это даже не мина замедленного действия, а бомба огромной бризантной силы. Мы же прекрасно знаем, что подавляющая часть законов и решений парламентом принимается с нарушением этой нормы. Поэтому их легитимность может быть поставлена под сомнение. А это грозит самыми непредсказуемыми политическими последствиями для власти. Оппозиционеры уже начали подавать соответствующие иски в суды, пока национальные. Но до Страсбурга не так уже и далеко во времени.
Конечно, господа регионалы тут же заявили о необходимости изменения конституционной нормы, которая позволит по примеру американских конгрессменов голосовать прямо из своего офиса. В наших условиях — это легализация кнопкодавства. Сравнение с американским конгрессом некорректное. Любой конгрессмен или сенатор, уличенный даже прессой, в голосовании за «того парня» просто на улицу выйти не сможет. У нас же депутат-регионал Владимир Олийнык перед телекамерой канала «1+1» признается в нарушении закона и не сильно стесняется этого.
Член правления Украинского Хельсинского союза по правам человека Владимир Яворский считает, что ситуация с невыполнением решений ЕСПЧ формируется сознательно. «Это финансовая пирамида, организованная государством. К примеру, принимается закон о льготах матерям, но им платят меньше. Только небольшая часть из них пойдет в суд. Из тех, кто выигрывает суд, но не получает денег, только часть подает в ЕСПЧ... Вот государство и думает, что легче заплатить немногим и потом, чем всем и сразу».
Как показывает практика, финансовые пирамиды — вещь очень неустойчивая. В конце концов, они имеют свойство обрушаться и чаще всего могут погрести под обломками своих создателей.
«День» имеет собственный опыт поиска справедливости в европейском правосудии. В 2005 году Европейский суд по правам человека принял решение по заявлению издателя газеты «День», АОЗТ «Украинская пресс-группа», которым признал государство Украина виноватым в нарушении права на свободу слова. А речь тогда шла об обжаловании решений украинских судов, которые признали нашу газету виноватой в причинении вреда чести и достоинству Наталии Витренко и Петра Симоненко — кандидатов в президенты на выборах 1999 года. Своим решением Европейский суд по сути еще раз подтвердил общеевропейскую практику: оценочные суждения нельзя квалифицировать как факты, а любой политик должен быть готов к усиленной критике в свой адрес. Но то, что было аксиомой для европейских судов, стало открытием для политиков. Как видим, до сих пор отечественная судебная система фактически заставляет наших граждан искать справедливости в Европейском суде. Проигрыш государства Украина, хотя, наверное, правильнее будет сказать, нынешних руководителей, по рекордным 211-ти делам свидетельствует, что выводы не сделаны. Кстати, мы обратились за комментарием к уполномоченному Верховной Рады по правам человека Валерии Лутковской. Руководитель пресс-службы омбудсмана Татьяна Лупова нам ответила: «Валерия Владимировна занимается правами человека на территории Украины. Но по этому поводу у нас всегда комментарий один — все решения Европейского суда должны обязательно выполняться».