Уже не первую неделю (впрочем, не первый месяц и не первый год) действиями и высказываниями Президента Украины правит элементарный страх утратить власть в 2015 году. Но отчетная неделя стала особенно яркой иллюстрацией того, что Виктор Федорович по-прежнему считает основной угрозой для своей власти Юлию Владимировну. И ради того, чтобы не допустить ее возврата в активную политику (не говоря уже о выборах-2015), готов пожертвовать европейской интеграцией Украины. Депутат «Батькивщины» Андрей Пышный выразился метко: в данной ситуации Виктор Янукович ведет себя не как Президент, а как кандидат в Президенты.

Зачем Квасьневский Кокса контрабандой возил?

На протяжении недели Янукович сделал два заявления, которые трудно трактовать иначе, нежели как подготовку к неподписанию ассоциации в Вильнюсе. Во-первых, слова о том, что никаких «эксклюзивных подходов» в решении «вопроса Тимошенко» не будет. Дескать, все граждане Украины перед законом равны, «верховенство закона и верховенство права прежде всего, и это касается всех». А из пяти зарегистрированных в ВР проектов рабочей группе нужно совместно «слепить» один.

Ключевой пассаж: «Если такой консенсус будет найден, будет выписана соответствующая процедура, и если это не будет технологией ухода от уголовной ответственности, я думаю, такой закон будет принят, и он будет касаться не только Тимошенко – он будет касаться всех граждан»».

И кому европейские политики столько месяцев толковали, что ввиду избирательности украинского правосудия Тимошенко как раз должна быть освобождена от уголовной ответственности за свои политические решения? Что случай, когда экс-премьера и лидера оппозиции садят в тюрьму за эти самые политические решения, как раз является эксклюзивным и требует эксклюзивного подхода? Зачем Квасьневский (как шутят в Интернете) контрабандой возил Кокса через украинскую границу на многочисленные встречи с Януковичем? Непонятно… Точнее, к сожалению, понятно.

И второе заявление: для модернизации украинских стандартов до уровня европейских нужно — от $100 млрд. до $500 млрд. Вряд ли Виктору Федоровичу не докладывали, что ЕС называл на три порядка меньшие суммы, которые он готов выделить Украине. Например, макрофинансовую поддержку - в размере 610 млн. евро. Деловые издания трактуют заявление следующим образом: «Киев подготовил основание для возможного отказа Евросоюзу даже в случае, если Брюссель согласится предоставить финансовую помощь».

В субботу 16 ноября европолитики быстренько отреагировали на оба заявления. Поскольку в первом заявлении Януковича продолжала сквозить надежда на то, что «подпишут и без освобождения» (от уголовной ответственности не уйдет!), то для ясности и министр иностранных дел Гидо Вестервелле, и посол ЕС в Украине Ян Томбинский весьма однозначно напомнили: без решения «проблемы Тимошенко» ассоциация не будет подписана, экс-премьер должна быть освобождена.

И тот же Томбинский дал ответ и на второе заявление украинского президента: ЕС готов помочь провести в Украине реформы, но не собирается финансировать долги Украины (видимо, только деликатность дипломата помешала ему добавить «и аппетиты коррумпированных чиновников»).

Борьба фобий уводит от Европы

Бывший руководитель Freedom House Адриан Каратницкий считает, что Янукович не боится Тимошенко, а боится показать любое проявление слабости или способность поддаваться на любое  давление. Однако представляется, что один страх другого вовсе не исключает. Общий страх сродни тому, о котором Ницше сказал: «Испытываешь ужас при мысли о том, что испытываешь ужас», соединяется с совершенно конкретным страхом перед хрупкой и слабой женщиной.

Она вряд ли составит конкуренцию на президентских выборах со своей неснятой судимостью. Но если накопившая за годы заключения невообразимый заряд мести Юлия Владимировна выйдет из тюрьмы на оперативное политическое пространство, мало Виктору Федоровичу уж точно не покажется. Знаменитое «замордоване страусятко» отдыхает. И никакая охрана в Вильнюсе ее, в случае чего, не заблокирует и от телекамер не оттащит, увы, туда батальон «Беркута» не вывезешь.

Доказательствами этого страха могут быть и не совсем адекватные действия правоохранительных органов, которые явно не могли быть предприняты без согласования с Банковой. Речь идет об уведомлении защитника Тимошенко Сергея Власенко о подозрении в совершении преступления (знающий народ немало потешила шутовская экспертиза побоев пятилетней давности, ну да киреевых в украинских судах – непереводно). В том же ряду недопуск Арсения Яценюка и четы Луценко на свидание к Юлии Тимошенко на основе выдуманного «вертухаями» ОРВИ Юлии Тимошенко. Не дай Бог, злоумыслили бы все вместе какую-нибудь пакость для власти накануне Вильнюса.

«Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости». Лучше Гельвеция не скажешь.

Отчетная неделя показала также, что страх перед Тимошенко борется в душе гаранта со страхом перед Путиным. Причем, обе фобии уводят его прочь от Европы. Две поездки к Путину, утверждают информированные источники в АП, результатов не дали никаких. Тот требует от Януковича однозначности: никакой ассоциации с ЕС и полноценное вступление в Таможенный союз.

Не от желания ли смягчить непреклонного ВВП (ну, и пошантажировать на всякий случай ЕС, вдруг получится?) власть столь резко накренила свою информационную политику от Европы к России? Тут и «красный директор» Валентин Ландык, падающий к ногам Президента с нижайшей просьбой отложить евроинтеграцию, а то Россия связи рвет (кто бы сомневался, что сценарий этого спектакля на Банковой и писался!).

Потом глава правительства Азаров, пройдясь по «подлой» Европе, которая не желает помогать Украине в условиях экономического давления России через таможенную политику и нужды в инвестициях на модернизацию экономики до европейских стандартом, сообщил, что Президент поручил правительству «разблокировать сотрудничество с Россией».  После этого арест русофила Маркова за «антиевропейские настроения» стал напоминать аресты в СССР летом 1941 года «за антинемецкие настроения».

Но виноватыми никому быть не хочется

Тем не менее, власти и Янукович лелеют еще один страх: очень боятся быть ответственными за срыв евроинтеграции. Сами раскрутили маховик агитации «за», теперь могут сами от этого пострадать. Социология демонстрирует, что за подписание ассоциации с ЕС уже выступает практически половина электората ПР. Отсюда – целый залп заказных публикаций в прессе на тему «это оппозиция срывает Вильнюс, не такие законопроекты подает, на самом деле не хочет, чтобы Тимошенко вышла на волю и конкурировала на выборах с лидерами оппозиции». Возникает вопрос, на кого эта «крутая» аргументация рассчитана, и кто в этой стране сомневается, что решение всех вопросов нынче – в руках всевластного Президента. Герой Фенимора Купера говорил: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми». Можно добавить, что страх к тому же делает глупых смешными.

Но оппозиция, тем не менее, тоже боится прослыть ответственной за срыв евроинтеграции. И изъявила готовность пойти на уступки, которые еще несколько дней назад казались немыслимыми. А именно – согласиться на условие возврата Тимошенко после лечения в Германии для отбывания наказания. Сергей Мищенко уличил лидеров оппозиции в том, что они скопировали его законопроект, который ранее называли «предательским». А некоторые СМИ уже упрекают оппозиционеров в том, что они фактически проиграли законодательную дуэль власти. Правда, у тех есть свой довод (хотя в СМИ он открыто практически не звучит): пусть только выпустят, назад не вернется… И все равно вспоминается Блаженный Августин: «Страх перед злом есть зло».

А Юлия Владимировна боится еще как минимум двух лет тюрьмы. И ее можно понять. Перед ней стоит непростая дилемма: то ли продолжать нынешнюю тактику информационного прессинга власти, которая, скорее всего, приведет к срыву евроинтеграции. То ли реанимировать ее вероятность, призвав Европу снять условие ее освобождения для подписания ассоциации. В конце концов, после подписания соглашения Европа будет иметь рычаги давления Януковича. В случае неподписания – практически никаких.

Конечно, и европейские политики боятся срыва евроинтеграции, он может не только отрицательно отразиться на их личных карьерах, но и бросить в перспективе Украину в медвежьи объятия России. Но еще больше европейцы боятся потерять лицо: «благословить» выборочное правосудие, преследование политических оппонентов и тем самым предать основоположные принципы, на которых построено европейское сообщество. Это будет уже не конец карьеры, а крах ценностей.

Хук справа по… союзникам

Смешной выглядит власть и в своих страхах вдругорядь проиграть уже проигранные в 2012 году 5 «проблемных» округов. Клоны, двойники, мелкотравчатые предатели, зарегистрированные техническими кандидатами для борьбы с согласованными кандидатами, откровенная подготовка комиссий к фальсификациям, мобилизация админресурса. Право слово, перебор.

С другой стороны, у Януковича будет убавляться страху перед 2015 годом, если политик-боксер Виталий Кличко и дальше будет делать заявления, раскалывающие оппозицию. В интервью одному из журналов он сказал следующее: «Баллотирование Арсения Яценюка и Олега Тягнибока усложнит задачу оппозиционных сил, откроет поле для манипуляций власти. В таком случае нет стопроцентной гарантии, что во второй тур сможет выйти представитель оппозиции».

Куда большее поле для манипуляций власти открывают подобные заявления. Чем они продиктованы? Уж не тем ли, что Виталий Владимирович не уверен, что и в дальнейшем будет опережать по рейтингу своих союзников-конкурентов?

P.S.

Страх не должен подавать совета

(Алигьери Данте)