Получение $15 млрд кредита на два года под 5% (купон облигаций составит 5% годовых) и снижение на треть цены на газ до $268,5 за тыс. куб. м без каких-либо «дополнительных условий» выглядит как победа украинской дипломатии. Однако после более пристального изучения вопроса становится понятным, что и без «тайных договоренностей» и «сдач стратегических интересов» московский кредит не приведет к существенным улучшениям в украинской экономике.
Уникальный случай
Этих денег надолго не хватит. Покрытие дефицита бюджетов 2013 и 2014 годов (более $12 млрд), выплаты в 2014 году по кредиту МВФ ($3,7 млрд) и погашение суверенных и гарантированных еврооблигаций ($2,6 млрд) полностью перекрывают российские деньги. После этого на пополнение международных резервов, которые активно расходуются на поддержание курса гривни, ничего не останется.
«Я думаю, что тут дело даже не в дефиците бюджета. 2014-й - год до президентских выборов, что подразумевает дополнительную нагрузку на государство», - считает президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.
Эти опасения подтверждаются и выступлением Николая Азарова на открытии заседания Кабмина. Премьер заявил, что теперь и речи быть не может о девальвации гривни до рыночного уровня, а социальные выплаты, капитальные инвестиции и прожиточный минимум в следующем году продолжат расти.
«Я сегодня могу твердо заявить, что мы удерживаем как социальную, так и финансово-экономическую стабильность, - сказал Азаров. – В условиях мирового кризиса мы чуть ли не единственная европейская страна, которая продолжает политику повышения социальных стандартов, увеличения зарплат и пенсий».
Можно предположить, что сохранится и искусственное сдерживание инфляции как одного из важных показателей «стабильности».
Сугоняко отметил, что не видит возможностей для проведения необходимых экономических реформ при нынешней власти, так как власть будет популистскими методами бороться за избирателей.
«Никто не поверит, что причиной болезненности реформ являются месячные акции протеста в центре Киева, а не стратегические просчеты, - отметил Сугоняко. – Даже человек с четырьмя классами образования».
Кредит без условий?
«Это (выделение кредита) не связано с какими-то условиями: ни с повышением, ни с понижением, ни с замораживанием социальных стандартов, пенсий, пособий или затрат. И хочу всех успокоить, сегодня мы вообще не обсуждали вопрос о присоединении Украины к Таможенному союзу», - сказал Владимир Путин после переговоров.
Это идет вразрез с устоявшейся практикой, поскольку никто не дает кредиты на «проедание», не убедившись, что к моменту выплаты долга ситуация поменяется и у банкрота появятся деньги.
По словам выдающегося польского экономиста, автора плана быстрого перехода от плановой коммунистической к рыночной экономике Лешека Бальцеровича, он бы ни при каких условиях не купил сейчас украинские облигации.
«Только если финансовые знания не применять. Это политика, а у чистой политики неэкономические цели. России нужно не чтобы Украина стала сильнее благодаря реформам, а чтобы была слабее», - сказал эксперт.
Он отметил, что МВФ предлагает кредиты дешевле рынка, но только при проведении реформ, благодаря которым страна в состоянии вернуть деньги. Просто так, безо всякой цели никто денег не даст.
Именно поэтому, когда в 2011 году Беларусь договаривалась с Россией о кредите $3 млрд., бывший на тот момент министром финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что условия могут оказаться близкими к условиям МВФ. В итоге деньги были предоставлены по ставке 4,1% в обмен на приватизацию белорусских активов на $7,5 млрд, сокращение дефицита бюджета и либерализацию валютной политики.
Тогда белорусский рубль девальвировал на 52%, инфляция за 2011 год составила 108,7% (по официальным данным). В то же время более дешевый кредит МВФ был недоступен из-за политических последствий последних выборов Александра Лукашенко.
Молчание МВФ
В понедельник, 16 декабря, совет директоров МВФ должен был рассмотреть рекомендации Украине по результатам последнего визита миссии Фонда. Этот анонс получил широкое освещение в СМИ, однако результаты заседания до сих пор неизвестны. При этом отчеты по двум другим странам, вопросы которых также обсуждались в понедельник, были опубликованы в тот же день.
В представительстве Фонда в Украине ответили, что они также не располагают никакой информацией. И, как ни странно, это положительная новость для сторонников евроинтеграции, ведь по сути требования Фонда к Украине не меняются уже более трех лет. Зато сам факт задержки отчета может означать смещение приоритетов в сторону чистой политики.
Конечно, несмотря на все «позитивные сигналы», о которых говорили в последнее время члены правительства, ответ был очевиден и в этот раз. Однако теперь его объявлять не спешат.
Альтернативы нет
По словам главы представительства ЕС в Украине Яна Томбинского, власти Европы прислушиваются к мнению МВФ и также считают необходимыми предусмотренные фондом реформы.
«МВФ пришел с решениями, что можно сделать, с поддержкой, и если бы это было сделано… Со стороны ЕС был разработан целый план, как помогать Украине после подписания соглашения об ассоциации. (Мы хотели) прийти с деньгами, и этих денег хватило бы. Это была бы большая помощь, чем-то, что предоставила Россия», - подчеркивает дипломат.
С ним соглашается и Бальцерович, который считает, что Украине необходимо действовать быстро и решительно.
«Чем больше времени упущено, тем быстрее надо действовать. Можно действовать, потому что есть потенциал для улучшения условий для честной работы и честных предпринимателей. Это важнее, чем капитал, потому что только условия использования этого капитала могут изменить ситуацию», - сказал экономист.
За счет российских пенсионеров
По словам Путина, кредит будет предоставлен Украине через выкуп Фондом национального благосостояния еврооблигаций Украины на $15 млрд. Стоит отметить, что этот фонд формируется за счет налогов и таможенных пошлин на нефть и газ и призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу.
В то же время, согласно постановлению правительства России «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния», Фонд может вкладывать деньги лишь в ценные бумаги ограниченного круга стран. Это относится к облигациям Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии.
Кроме того, стоит ограничение и на кредитный рейтинг. Так, иностранные эмитенты долговых обязательств должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств Fitch-Ratings или Standard & Poor´s либо не ниже уровня «АаЗ» по классификации рейтингового агентства Moody´s Investors Service.
Рейтинг Украины по оценкам Fitch и Standard & Poor´s равен В-с негативным прогнозом, а рейтинг гособлигаций по оценке Moody´s - Саа1 также с негативным прогнозом.
При этом даже в случае изменений в постановление правительства РФ ради договоренностей с Украиной, очевидно, что это будет нарушением принципов надежности инвестиций, на которых строился ФНБ.