Генеральный штаб анонсировал планы по призыву в Вооруженные силы Украины около 4 тысяч офицеров запаса, окончивших военные кафедры вузов и до сих пор не проходивших военную службу.
И это, конечно, правильно: война должна быть для всех, а не только для тех, кто не нашел денег на военную кафедру, или попросту откупился от военной службы и продолжает это делать до сих пор. Призыв офицеров запаса — это, прежде всего, акт восстановления справедливости: если ты офицер, пусть даже и «запасник», то будь добр, послужи, покажи, чему тебя учили, докажи делом свой патриотизм.
В совковые времена офицеры запаса в обязательном порядке отслуживали положенные для каждого гражданина мужского пола два года «священной обязанности» в офицерском звании на офицерских должностях. Таких называли «двухгодичниками», их всегда отмечали по нелепой гражданской выправке, они привносили в строгий офицерский коллектив неистребимый дух студенческой вольницы. В свободное время в офицерской общаге у двухгодичников часто собирались с вином и гитарой и отводили душу...
Нынешних «пиджаков» собираются отправить в зону АТО на 18 месяцев. Вряд ли они возьмут с собой туда гитары. Можно ожидать, что бОльшая часть офицеров запаса найдет тысячи причин и сотни возможностей закосить от призыва, а те, кого все же отловят и призовут, не смогут закрыть собой чудовищный некомплект личного состава на передке.
Понятно, что у Генштаба все распланировано. В апреле по долгожданному закону начнут уходить на дембель «бессрочники» — те, кто подписал в 2014 году контракт «на особый период», и тут им на смену должны прийти «запасники». Ведь контрактников на войне по-прежнему хронически не хватает, и несмотря на все победные реляции Минобороны, никакого повода для оптимизма нет. А объявлять мобилизацию — смерти подобно для команды действующего президента, сделавшего ставку на демилитаризацию страны...
Станет для армии призыв «пиджаков» на войну плюсом или минусом — зависит от того, насколько хорошо их подготовят и на какие должности поставят. Запасники — заведомо плохие военные, никчемные командиры, «бумажные» офицеры.
Если Генштаб ограничится привычной месячной «подготовкой», после чего этих «офицеров» будут назначать на должности младшего командного состава — такой подход может иметь катастрофические последствия и для самих «пиджаков», и для армии в целом. Ибо на войне нет ничего хуже, чем плохо подготовленный, немотивированный, неавторитетный командир.
Призыв «пиджаков» на войну — это не только акт восстановления справедливости, но и яркое свидетельство беспомощности нашей военной политики.
До сих пор — спустя три года войны — не проведена реформа военного образования и не выстроена стройная система военной подготовки различных групп населения. Генштаб работает в авральном режиме, затыкая дыры плохо подготовленными, не желающими служить людьми.
А десятки тысяч истинных патриотов выдавлены из воинских частей, или же не призваны на военную службу — из-за страха правящей плутократии перед вооруженными и мотивированными гражданами. Поэтому «пиджаки» рулят — и в Генштабе, и в стране...