Сегодня сообщения с украинских автодорог напоминают сводки с поля боя: ежегодное количество убитых и раненых людей, разбитых и искореженных авто измеряется тысячами. Только за первое полугодие 2013 года на отечественных трассах было зафиксировано более 86 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 1700 человек и почти 15,5 тыс. травмировано. Что можно сделать, дабы уменьшить смертельную опасность наших дорог? Об этом — наш разговор с членом общественной организации «Товариство учасників руху» Виктором Козоризом.

Позади Европы всей…

— Сообщения о ДТП создают впечатление трагической неотвратимости, фатальности происходящего: вот человек вышел из дому, чтобы купить хлеба, — и был сбит автомобилем. А другой стоял на остановке, ожидая трамвая, и нашел свою смерть под колесами авто, вырвавшегося из-под контроля водителя. Кажется, всему виной прогресс: становится больше машин, они выпускаются все более скоростными... Говорят, такие трагедии — удел всех цивилизованных стран.

— Но если проанализировать статистику, приходишь к совершенно другим выводам: уровень автомобилизации нашей страны сильно не дотягивает до среднеевропейского, а вот по смертельным ДТП мы намного обгоняем Европу, — отмечает Виктор Козориз. — Только за прошедший год на дорогах Украины погибло 5094 человека (110 погибших на 1 млн. жителей страны), а в Евросоюзе гибнет 55 человек на 1 миллион населения. У нас количество жертв дорожного движения год от года растет (за прошлый год оно увеличилось на 3,8%), а в Европе за 2012-й смертность от ДТП снизилась на 9%. Впрочем, статистика показывает, что за первое полугодие с.г. ситуация на дорогах в Украине немного улучшилась, уменьшилось количество погибших в авариях, но это, скорее, временное явление.

— В чем же причина нашего «проигрыша» европейским странам? Почему у них машин больше, а жертв ДТП меньше?

— Сравнивая украинские и европейские стандарты безопасности на дорогах, приходишь к однозначному выводу: наше государство уделяет вопросам безопасности дорожного движения очень мало внимания. Особенно это касается пешеходов. В лучшем случае ГАИ проводит профилактические акции среди них или соревнования и конкурсы рисунков среди детей и т. п. Но этого катастрофически недостаточно! Необходима комплексная работа, в которой участвовало бы не только МВД, но и органы местного самоуправления, бизнес, общественность.

В начале этого года в Украине впервые была принята Государственная программа повышения уровня безопасности движения на период до 2016 года. Этой программой уже в этом году предусмотрено выделить из госбюджета 240 млн. грн. на модернизацию 2000 наиболее опасных пешеходных переходов, оборудовав их современными системами освещения, разметкой и т. д. Кстати, в центре Харькова, напротив мэрии, недавно оборудовали прекрасный пешеходный переход по новым стандартам.

Хочется верить, что такие же переходы появятся и на окраинах города, где тоже ходят люди. Пока же упомянутый пункт программы не выполняется и не финансируется. Поэтому нашей общественной организацией разработан проект концепции Государственной целевой программы повышения безопасности пешеходов. Если она будет принята и утверждена правительством, наши дороги перестанут напоминать поле боя.

— Бытует мнение, что многие пешеходы сами виноваты в том, что их задавили: мол, и пьяными бывают, и дорогу перебегают где попало...

— Пешеходы — это самая многочисленная категория участников дорожного движения. Смертность среди них в Украине составляет 42 человека на 1 млн. населения. По данным Минздрава, только в 2012 г. погибло 2418 пешеходов, почти половина из всех ДТП с летальным исходом произошли при участии пешеходов. А в Евросоюзе уровень «пешеходной» смертности не превышает 17%.

Действительно, нарушение правил дорожного движения пешеходами приобрело в нашей стране угрожающие масштабы. Но жизнь человека является наивысшей ценностью, поэтому нельзя подходить к этому вопросу так, что если человек допустил ошибку, то он не имеет права на жизнь! Нам надо избавиться от ущербной идеологии обвинения жертв ДТП, а заняться их комплексной превентивной защитой, которая включит в себя и обучение, и наказание виновных, и инженерно-техническую защиту.

Именно такая политика позволяет Евросоюзу защищать своих граждан, там пешеходы считаются особенной категорией участников дорожного движения. Еще в 1988 году была принята «Европейская хартия пешеходов», а с 2009 года действует директива Евросоюза, согласно которой все коммерческие автомобили обязательно оборудуются системами аварийного торможения, автоматическими системами, которые предотвращают столкновение с пешеходами и велосипедистами, а в случае наезда — снижают их травмирование. Во многих городах скорость движения автотранспорта не превышает 30-40 км в час, это снижает риск и тяжесть ДТП.

К сожалению, Украина очень далека от этих стандартов. А ведь над их внедрением надо работать уже сегодня не только из-за того, что этого требует Евросоюз или политическая конъюнктура, а потому, что это касается человеческой жизни, которую можно сохранить! Первым шагом к внедрению таких стандартов могло бы стать общее ограничение скорости движения в населенных пунктах с 60 до 50 км в час, а в жилых зонах — до 30 км в час. Необходимо также устранить норму о допустимом превышении скорости движения на 20 км/в час. Все это мы предлагали при обсуждении изменений к Правилам дорожного движения, но чиновники нас, увы, не услышали.

Парковки-убийцы

— Зачастую автомобили припарковывают на тротуарах и газонах, так что по некоторым улицам вообще невозможно пройти. Что вы об этом думаете?

— Это — варварство. Недавно департамент Госавтоинспекции МВД Украины обнародовал проект изменений Правил дорожного движения, который предусматривает введение ограничений на обустройство парковок на тротуарах и проезжей части дорог. Т. е. власти, наконец, обратили внимание на ситуацию, которая давно вышла из-под контроля, особенно в крупных городах. Из-за припаркованных авто, многочисленных рекламных конструкций, киосков, летних площадок кафе ходить пешком, например, по Киеву становится все труднее. Ситуация в Харькове — не намного лучше. В конечном счете, из-за всего этого под колесами машин гибнут люди, для которых не осталось места на тротуарах.

— Что же делать?

— Перенимать европейский опыт. Но — настоящий, а не выдуманный нашими чиновниками. Там проблемы решаются не за счет расширения парковочного пространства, а наоборот — благодаря ограничению мест для остановки автомобилей, что позволяет вытеснять личный автотранспорт с улиц, снижать количество вредных выхлопов, бороться с пробками и т.д. Логика очень проста: города построены для людей, а не для автомобилей, поэтому последним не место на многолюдных территориях: на тротуарах, в пешеходных зонах, в исторических центрах. Пешеходный центр, где остается лишь необходимый минимум общественного транспорта, а право проезда имеют только машины «скорой помощи», полиции и спасателей — это стандарт для европейских мегаполисов.

В последнее время такие подходы очень активно демонстрирует Львов, где местная власть ограничивает парковки в центре города и создает там пешеходные зоны. Кстати, мы предложили харьковским властям сделать то же самое — создать пешеходную зону в историческом центре города, ограниченном улицами Университетской и Квитки-Основьяненко. Сейчас там сплошная парковка. Чиновникам идея как будто бы понравилась, но с ее реализацией они почему-то не спешат. Возможно, ждут, когда в начале улицы Пушкинской построят подземный паркинг и будет куда убрать припаркованные автомобили с центральной части города.

Место смерти — остановка

— За последние годы в Харькове и в других городах Украины произошло несколько трагедий: люди гибли, казалось бы, на безопасных участках — остановках общественного транспорта. Как избежать этого?

— Да, такие случаи не редкость. 25 марта этого года в Днепропетровске вследствие столкновения двух авто одно из них на огромной скорости протаранило автобусную остановку. В результате пять находившихся там человек, в том числе 9-летний ребенок, погибли, шестеро получили травмы. 25 мая похожий случай произошел в Запорожье, где иномарка после столкновения вылетела на остановку и травмировала 5 человек. 13 июля уже в Харькове на перекрестке проспекта 50-летия СССР и Салтовского шоссе столкнулись две легковушки. Одна из них вылетела на бордюр, перевернулась и сбила трех женщин, стоявших около троллейбусной остановки. Две из них, к сожалению, погибли.

Обстоятельства этих происшествий позволяют утверждать: гибель людей на остановках — это не только трагическая случайность, но и результат безответственности органов власти, которые отвечают за строительство, содержание и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры.

— В чем это проявляется?

— Большая часть остановок общественного транспорта сооружены с грубейшими нарушениями строительных норм. Например, есть норматив, согласно которому остановки городского транспорта обязательно должны быть оборудованы пешеходными ограждениями и другими техническими средствами для обеспечения безопасности дорожного движения. Вы видели на наших остановках такие приспособления?!

Наша общественная организация, а также «Общественный союз защиты пешеходов» обращались к премьер-министру и другим должностным лицам с предложением провести обследование всех остановок общественного транспорта в Украине относительно их безопасности, пересмотреть строительные нормы и правила содержания таких объектов. Но получили в ответ лишь отписки. Пока такое отношение к причинам трагедий будет наблюдаться — никто из нас не будет чувствовать себя в безопасности, ожидая приезда трамвая или автобуса...