Не секрет, что пенсии для простого люда в Украине одни из самых низких в Европе. Даже если человеку повезло заработать себе выслугу лет или «вредность», то он может рассчитывать максимум на 3-4 тысячи гривен. Смех и слезы по европейским меркам, но очень хорошо по украинским, поскольку больше простым смертным тут не платят. К тому же таких счастливых пенсионеров немного, им завидуют, они считаются идеальными супругами и родителями - поскольку они всегда дома и при деньгах, а у экс-силовиков с выходом на пенсию вообще начинается вторая жизнь.
Большинство украинских пенсионеров получает в два раза меньше – и при этом очень довольны, потому что остальные (добрая треть) выживают на минимум в 1-1,5 тысяч гривен. Оформляют субсидии, экономят воду и электричество, кушают жидкий супчик с дешевым хлебушком, донашивают старые ботинки - и ещё пытаются отложить себе на похороны, потому что собрать на лечение тут уже всё равно не удастся.
«Фактически, когда в 1992 Кучма стал премьер-министром, он разделил Пенсионный Фонд на две категории: сделал пенсии в сельской местности мизерными, а представителям силовых структур оставили, как было. Фактически, развал начался с 1992 года», - поясняет такую ситуацию с размерами пенсий для разных категорий граждан экс-депутат Валентина Семенюк-Самсоненко.
Однако вся эта нищета, с бюджетными дефицитами, экономическими кризисами и развалом социального сектора, ощутима только для народа. А вот наша элита живет как бы в другом мире, в другой Украине – сверкающей и гламурной, существующей только для них. Где существуют другие правила, где доходы стабильны и высоки, где их обслуживает vip-больница и vip-санатории, где vip-пенсии превышают общеукраинские в разы и всегда выплачивались вовремя. Впрочем, пенсия для нашей элиты – всё равно что зарплата для ГАИшника. Она наверняка отдает её внукам на игрушки. Лишь для очень немногих из бывших vip-украинцев персональная пенсия является основным источником дохода.
Вот, к примеру, ушедшие на пенсию бывшие депутаты Верховной Рады, коих в Украине набралось аж 800 человек, получают пенсии в размере от 11 до 16 тысяч гривен - и, наверное, могут позволить себе и густой наваристый суп, и крупный жемчуг.
«Давайте посмотрим шире, ведь такие высокие пенсии получают не только депутаты, не надо делать их крайними», - возражает экс-президент Леонид Кравчук. Действительно, Леонид Макаревич прав: vip-пенсии получают не только бывшие депутаты, но и бывшие губернаторы, министры, генералы и адмиралы, а также бывшие президенты.
Год назад глава Пенсионного Фонда Борис Зайчук озвучил количество украинских vip-пенсионеров. 107 тысяч бывших госслужащих средних рангов в среднем получали пенсию в размере 5,6 тысяч гривен. Еще 3 тысячи «слуг народа» получали от 10 тысяч и выше (в их число входят вышеупомянутые экс-депутаты), а шестеро отдельных «супер-випов» (возможно, экс-президенты и экс-спикеры) получают от государства свыше 20 тысяч гривен ежемесячно. А вот абсолютными рекордсменами (это уже по словам Олега Ляшко) тогда было бывшее руководство Нацбанка, получавшее пенсии размером от 50 до 130 тысяч гривен.
Сейчас, возможно, vip-пенсионеры получают еще больше. Но уж точно не меньше. Когда год назад в парламенте обсуждался вопрос некоторого сокращения депутатских пенсий в рамках пенсионной реформы. Многие депутаты очень расстроились. «На 9 тысяч пенсии прожить можно. Скромно, но можно», - печалился тогда депутат от БЮТ Владимир Яворивский относительно инициативы правительства ограничить максимальный размер vip-пенсии. Интересно, а смог бы этот видный украинский патриот прожить на пенсию в одну тысячу гривен? И чтоб без всяких грантов от диаспорянских фондов! Вряд ли…
Вообще, депутаты, действующие и бывшие, весьма скептически реагируют на идеи уровнять их пенсии с общеукраинскими, считая их глупым популизмом. И это совершенно естественно, кто же нынче, пребывая в здравом уме, добровольно откажется от денег? Тем более, если человек привык к жизни на высшем уровне, а потом оказался за его бортом с одной только пенсией, пусть и персональной.
Дело в другом: никто не может дать действенного рецепта решения проблемы. Ведь она заключается вовсе не в том, что 110 тысяч «бывших» получают слишком большие, по нынешнем меркам, пенсии. А в том, что миллионы «маленьких украинцев» доживают свои дни на гроши.
Если бы все наши дедушки и бабушки получали пенсии европейского уровня, хотя бы по 500-800 долларов в месяц, то тема размера доходов, зарплат и пенсий украинской элиты сразу перестала бы интересовать и злить украинский народ. Но так как они хлебают жидкую похлебку, то болезненно воспринимают каждое повышение цен на хлеб (например, нынешнее), но и социальное неравенство. И вот как тут быть?
«Естественно, благосостояние чиновников должно быть синхронным с народом, с тем, как он живет. Но мы не с того начинаем. Нужно начать с того, кто должен быть депутатом. Если у нас будут нормальные депутаты, то их пенсия не будет 15 тысяч. Конечно, говорят, что если зарплата депутата будет, например, 6 тысяч гривен, то это – прямой путь для коррупции. Но, с другой стороны, народный депутат не может иметь высокую зарплату при том состоянии, в котором находится государство», - считает экс-депутат Степан Хмара.
«Когда мы пришли депутатами в первый созыв в 1994 году, зарплаты у депутатов были очень маленькие, и олигархи перекупали этих бедных депутатов. А что касается депутатской пенсии, то надо говорить не о ней, а о том, чтобы пенсия была в соответствии с уровнем экономики в стране», - оказалась несколько солидарна с ним Валентина Семенюк-Самсоненко.
Однако в том-то и беда, что нынешняя украинская «народная» пенсия как раз соответствует нынешней украинской экономике. Её полуживому состоянию и тому, что львиную долю всех доходов забирает себе «элита». Поэтому говорить о поднятии пенсий для населения – это просто говорить ни о чем. Ведь для реализации этих планов нужно провести масштабную экономическую и социально-политическую реформу, с потом и кровью - а это уже из области фантастики. В Украине нет сил, готовых и способных провести такие реформы, зато предостаточно сил, которые будут этому активно препятствовать. И это ещё не самое худшее!
«Та пенсионная реформа, принятая нами в 2004 году, где у каждого человека должно было быть 3 пенсии - государственная, солидарная и накопительная - сегодня эта реформа сведена только к поднятию пенсионного возраста. А государственная накопительная система не введена по той причине, что нужно все распродать, и тогда не будет материального подтверждения, а будет то, что фактически произошло в Косово, когда зашли частные страховые компании, собрали у всех деньги и вывели в другие страны» - рисует мрачную картину будущего Валентина Семенюк-Самсоненко.
Что же, в ситуации, когда поднять пенсии народа нет никакой возможности, народу остается лишь злобно бурчать о том, чтобы опустить пенсии vip-пенсионеров до уровня минимальных. Пускай, мол, и сами поживут на полторы тысячи гривен в месяц, как мы! Однако эти мечты не менее фантастичны…