Следующие две недели будут решающими для проведения пенсионной реформы в этом году. Вице премьер-министр по вопросам социальной политики Сергей Тигипко прогнозирует, что законопроект по пенсионной реформе будет принят до 4 июля. Премьер министр Николай Азаров более сдержан в прогнозах, но он уверен, что пенсионная реформа неизбежна, ее все равно придется делать.

Для внедрения пенсионной реформы, по словам Тигипко, необходимо преодолеть 2 проблемы: увеличить количество работающих и легализовать зарплату.

На прошлой  неделе, во вторник 31 мая, правительство успело получить из Верховной Рады отклоненный депутатами проект реформы, за день его откорректировать и в среду 1 июня, отправить обратно. Самая большая новация документа по сравнению с предыдущим - ограничение размера максимальной пенсии десятью прожиточными минимумами для нетрудоспособных (на 1 сентября - 7640 грн). Причем речь идет не только о новых пенсиях, но и о ранее назначенных. В первой редакции проекта ограничение в 12 минимумов должно было касаться только вновь назначенных пенсий. Женщины на первых порах смогут сами выбирать возраст выхода на отдых, а те, кто будет работать дальше, - получат доплаты.

Камень преткновения - предложение постепенно на протяжении следующих пяти лет увеличить пенсионный возраст для женщин до 60 лет. Каждый год он должен увеличиваться на 6 месяцев. Депутаты уже рвут на груди рубашку и рассказывают, что не допустят ущемления прав пенсионеров. «Мы категорически против повышения пенсионного возраста», - говорит народный депутат Петр Цыбенко, первый заместитель председателя Комитета по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Ему вторит один из лидеров фракции БЮТ, председатель комитета по вопросам промышленной политики Наталия Королевская. «Мы ни в коем случае не допустим повышения пенсионного возраста для женщин», - утверждает она. Более того. Она уверена, что в экономике есть ресурсы для повышения пенсий. «Без легализации теневой экономики, а сегодня 50% всей украинской экономики находится в тени, мы никогда не получим достаточный уровень пенсий», - говорит Королевская. Впрочем, о легализации теневой экономики разговоры идут уже лет 10, а воз и ныне там. Напомним, что, кроме заклинаний, сама г-жа Королевская и пальцем о палец не ударила для решения этой проблемы.

Социалистический рай

Проблемы с пенсионной системой в Украине сформировались не вчера, и даже не позавчера. Во времена  СССР Украина считалась лучшим местом для пенсионера, что-то вроде Флориды в США. Именно сюда стремились попасть отслужившие офицеры,  труженики Севера и прочие активные граждане. Хороший климат, развитая инфраструктура, казалось бы, чего еще хотеть, чтобы достойно встретить старость?

Сегодня многим жизнь пенсионера в СССР вообще представляется райскими кущами, где старики наслаждались всеми прелестями жизни при развитом социализме и заботой государства. Мягко  говоря, это было не так. Общегосударственная пенсионная система, охватывавшая все слои населения, появилась в Союзе в 1965 году, когда крестьяне вместе с паспортами получили право на пенсию. Небольшую, как правило, рублей в 30, но и тому были рады. Даже среди горожан очень немногие могли похвалиться пенсией в 120 рублей.

Никаких льгот на уплату коммунальных услуг или проезд не было и в помине. Более того, если пенсионер решал работать после наступления пенсионного возраста, пенсию он не получал. Правда, надо признать, что уволить работающего пенсионера было практически невозможно, поэтому их всеми силами пытались уговорить добровольно уйти на пенсию, чему они всячески сопротивлялись (подробности для всех желающих в фильме «Старики-разбойники»). Даже при таких скудных доходах старики в те времена умудрялись вести хозяйство, да еще и откладывать. Но в середине 80-х рухнули цены на нефть - основной экспортный товар СССР, экономику страны пришлось перестраивать, и пенсионеры оказались в числе первых пострадавших.

Трудности перехода

В 90-е ситуация была практически катастрофическая, но постепенно восстанавливалась экономика, государство становилось на ноги, улучшалась ситуация с выплатой пенсий.

Сказать, что в независимой Украине все, без исключения, пенсионеры живут хорошо, будет неправдой. Но тем не менее, есть отельные категории пенсионеров, которые чувствуют себя совсем неплохо. Депутаты, госслужащие, сотрудники правоохранительных органов, судьи, вполне комфортно встречают старость. Но в массе пенсионеры живут на 1000 гривен в месяц. Правда, у есть них бесплатный проезд в транспорте, что позволяет ими путешествовать по улицам своих городов и поселков, чтобы   мониторить цены на рынках и магазинах   в поисках лучшего ценового предложения.

Понятное дело, что в условиях свободы слова и полной доступности информации все пенсионеры смотрят телевизор и знают, что в России, в Польше, до недавнего времени в Белоруссии,  не говоря уже о Западной Европе, пенсионеры живут лучше. О том, что в Китае, который у нас любят приводить в качестве модели реформ, общегосударственной пенсионной системы нет вообще, и крестьяне совсем не получают пенсий, никто не вспоминает. О пенсионной системе в  Индии тоже  стыдливо умалчивают. Но это понятно, ведь  наш идеал Европа!

Загвоздка лишь в том, что экономика Европы посильнее будет. Да и пенсионное законодательство намного более жесткое. В результате пенсионеров на душу населения в стареющей Европе  приходится куда меньше, чем в Украине.

Возьмем, к примеру, любимую нашими согражданами Германию.  При населении в 80  млн. человек граждан старше 65 лет всего 16,7 млн. человек. Но при этом выход на пенсию там общий для мужчин и женщин -  65 лет, а с 2012 года будет  уже  67. В Польше ситуация похожая. Да, поляки получают больше, но пенсионеров у них всего немногим более 5-ти млн человек при населении в 38 млн, и экономике, которая раза в четыре больше нашей. При этом, ни о каком бесплатном проезде, медицине или коммунальных льготах речь вообще не идет.

Гуру современного менеджмента Питер Друкер еще 10 лет назад прогнозировал, что пенсионный возраст в развитых странах придется повышать до 79 (!) лет. «В ближайшие 20-30 лет, -  писал он в 2001 году, - надо  увеличить пенсионный возраст  примерно до 79. Именно возраст 79 лет с точки зрения продолжительности жизни и состояния здоровья, соответствует сегодня возрасту 65 лет, который в 1936 году был признан пенсионным», - говорит Друкер.

Можно с уверенностью сказать, что, если украинским борцам за низкий пенсионный возраст удастся победить, то они повернут вспять все течение экономической эволюции. По словам  того же Друкера,  старение населения   - общемировая тенденция. В развитых странах, начиная с XVIII, и особенно XIX века, наблюдается устойчивый рост продолжительности жизни. Отметим, что даже в Украине в начале ХХ века средняя продолжительность жизни составляла 35 лет,  а сейчас 63 для мужчин и 74 года для женщин. Темпы роста продолжительности жизни на протяжении последних 50 лет не намного, но  превышают темпы роста  предыдущих 150 лет. И поэтому понятно,  как справиться с этой проблемой. Безусловно, решение это неприятное - повышение пенсионного возраста. Но в нем есть свои плюсы. «Очень часто говорят, что если люди будут дольше работать, у них же будет больше проблем со здоровьем, они не будут доживать до пенсии. Ничего подобного, мы видим на примере всех стран, кто повышает пенсионный возраст, продолжительность жизни от этого только растет», - уверена ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ Лидия Ткаченко. (Подробное интервью Лидии Ткаченко, которая она дала «Полемике» - здесь).

О Родине

 В Украине ситуация усугубляется не только значительным количеством пенсионеров, но  и тем, что это «молодые» пенсионеры. К примеру, граждан старше 65 лет в Украине всего 6,8 млн человек, а пенсионеров уже 13,7 млн. Иными словами,   семимиллионная армия молодых пенсионеров активно отбивает «свой» кусок хлеба у тех, кто старше. Если предположить, что пенсионерами у нас становились бы в 65, то даже при аналогичных доходах Пенсионного фонда, пенсии можно было бы поднять вдвое. Понятное дело, что украинцы мечтают выходить на пенсию пораньше (некоторые сразу после яслей), а получать побольше (хотя бы на уровне судьи Верховного суда), только это не никак не получится. Слишком много желающих.

Маленькая пенсия в Украине производная от большого числа пенсионеров и в частности, от «молодых» пенсионеров, которые намного младше 65 лет.

Понятное дело, что радикальных планов поднять возраст выхода на пенсию до 65 лет  ни у кого нет. Все-таки мы живем в демократической стране, где власти регулярно вынуждены ходить на выборы и подтверждать мандат доверия у граждан, а пенсионеры традиционно самый активный электорат.

Сейчас правительство предлагает очень умеренную схему - постепенно поднять возраст выхода на пенсию до 60 лет для женщин. Причем те, кто хочет уйти раньше, могут это сделать, хотя и потеряют в деньгах. Но ведь это справедливо, кто-то же должен заплатить за ускоренный выход на отдых? В общем, если правительство стоит критиковать, то  скорее за слишком мягкий и нерешительный подход к пенсионной реформе.

Тем же, кто сегодня вопит, что никогда не допустит повышения пенсионного возраста, стоит записать свои заявления. Если сравнительно мягкая правительственная реформа не пройдет, то легче от этого никому не станет. Не за горами 2013 год, когда Украине предстоят максимальные выплаты по внешним долгам, а дефицит пенсионного фонда еще подрастет, и придется очень напряженно думать, как латать финансовые дыры. Тогда выход на пенсию придется увеличивать не на 6 месяцев, а на несколько лет сразу. Причем и для мужчин и для женщин.

Кроме того, борцам за права «молодых» пенсионеров надо понимать, что за жалкие условия, в которых живут старики 30-40-х годов рождения, в первую очередь отвечают те, кто рвется на пенсию в 35, в 43 или 55 лет, и их защитники. «Если посмотреть на данные статистики, то самые бедные пенсионеры -  это люди, которым уже за 75, которые, даже если бы и хотели, не могут уже работать»,  - говорит социолог Ткаченко. Она отмечает, что женщины 50-54 лет, которым собираются как бы повышать возраст, родились уже после 1960 года, т.е. ни войны, ни голода, ни сталинских экспериментов это поколение  не пережило. «Да, они работали, но, как правило, уже не так тяжело, как их матери. Получается, что, если вот эти женщины поработают чуть дольше, они просто помогут своим матерям», - говорит Ткаченко. К сожалению, мечта поскорее оказаться на пенсии и получить свою небольшую ренту от государства  напрочь убивает чувство долга, реальности и, не побоюсь этого слова,  совести у украинцев молодого, но предпенсионного возраста.