Наша страна, несомненно, обогатит мировую сокровищницу философской мысли, а также теорию государства и права термином, перевод которого не требует познаний в греческом языке. Но на всякий случай: педократия — это власть детей. Детей из власти. На смену золотой молодежи, жившей шикарно по советским и постсоветским меркам, учившейся в престижных вузах и не имевшей оснований переживать за свое будущее, гарантированное по праву рождения, пришла новая молодежь, которую просто назвать золотой — обидеть. Они живут, словно боги, попутно верша судьбы родины. Невинно и наивно выглядит с высоты современного опыта государственного строительства Галина Брежнева со своими женскими слабостями: любовью к бриллиантам, выпивке и мужчинам…
Судя даже только по поддающимся официальному учету итогам деятельности одноименной фирмы, на грани гениальности находятся профессиональные способности Максима Лавриновича. Лавринович-младший с партнерами настолько юридически подкованы, что решают практически любые вопросы, в том числе в наших непростых судах. Злопыхатели находят другие причины нереального успеха молодого юриста года, но зря. Фирма-то называется не «Лавринович, папа и партнеры».
Не так уж много существует вопросов, касающихся многогранной деятельности правоохранительных структур, по которым не подсобил бы при желании влиятельнейший человек Артем Пшонка. Соответственно, от стремящихся получить у него аудиенцию отбоя нет.
На таком фоне риторически звучит вопрос: кто, по специфическому нашему праву, должен занимать первые места в табели о рангах первых «детей города»? Последний повод говорить об этом возник в результате того, как в Крым крепить макеевскую вертикаль власти и украинско-татарскую дружбу отбыл экс-министр внутренних дел А. Могилев, при этом трогательно декламируя строки о том, что нисходящее свыше «надо благодарно принимать». Впрочем, в последнем случае влияние детей на формирование государственной политики имеет свои особенности.
У человека, обладающего властью и (или) значительными финансовыми ресурсами, число тех, кому он доверяет, меняется обратно пропорционально увеличению его могущества и срока пребывания на вершине пирамиды. Поэтому у занимающего высшую государственную должность количество таких людей уверенно стремится к нулю. Несложно понять, в сколь тяжелом положении находится этот человек, вдобавок отягощенный специфическим жизненным опытом, вынудившим очень рано прийти к выводу о враждебности окружающего мира. Из позволяющего выжить постулата «не верь, не бойся, не проси» именно «не верь» — самое легко выполнимое. Сочетание личностных характеристик первого лица государства с объективными реалиями его жизненного пути закономерно обеспечили почти абсолютную неспособность доверять кому бы то ни было, кроме членов семьи. Членам семьи это предоставило доселе невиданную власть, возможность влияния на принятие решений государственного уровня. В том числе — кадровых назначений.
Может быть, единственным не членом семьи, пользовавшимся доверием В. Януковича, был Э. Прутник, с которым они были близки еще со времен первых опытов на поприще бизнеса. Но то дела прошлые. Сегодня роль главного коммуникатора президента выполняет сын Александр. Он доносит пожелания сверху, пожалуй, не избегая интерпретаций, передает информацию снизу. Близкая связь Александра — руководитель Нацбанка Украины Сергей Арбузов — слывет мозговым центром очередной «молодой команды». Лично знакомые с Арбузовым банкиры такой славе, правда, дивятся. Тем не менее результаты реализации масштабных схем налицо. Только стройности оборота «конвертов» позавидует любая почта мира. Реализуют изобретенные схемы также люди приближенные. Но важных для государственного строительства мест ощутимо больше, чем соответствующих кадров, поэтому иногда — хоть разорвись. Например, во время визита Арбузова в Вашингтон на переговорах с представителями МВФ Виталий Захарченко был представлен как будущий министр финансов. И хотя, пожалуй, назначение его в МВД гораздо более логично, если учитывать образование и опыт работы Захарченко «доналогового» периода, очевидно, не эти соображения были определяющими.
Налоговая, в свое время укомплектованная «птенцами гнезда» Александра Януковича (Виталий Захарченко, Александр Клименко, Андрей Головач), нынче достаточно укреплена. Работает практически как часы. Часы, конечно, «с боем», но зато и поступления в государственный бюджет увеличиваются впечатляющими темпами: шутка ли, собрано почти в полтора раза больше, чем в прошлом году! За иные бюджеты, еще более приоритетные, тем более можно не беспокоиться. Достижениям налоговой, конечно, можно было бы отдавать должное. Если б не осознание того факта, что выжимаются средства в бюджет для того, чтобы потом вынуть их и перенести из госбюджета в частные карманы то ли путем заведомо «удачных» тендеров, покупки двух вышек по цене четырех, строительства дорог по сто миллионов за километр, подготовки к Евро-2012, то ли иных мероприятий, осуществляемых за счет бюджета.
Поскольку излишняя концентрация сверхценных кадров на четко работающем конвейере финансовых схем нецелесообразна ввиду кадрового голода, самое время перекинуть кого-то на другое важное направление. Например, на милицию, которая, того и гляди, действительно окажется с народом. И тогда может пропасть если не все, то очень многое из нажитого «непосильным трудом». Тем более, насколько известно, А.Могилев отказался «дать зуб», что подчиненные ему менты, некогда воины-интернационалисты, станут надежной опорой власти в противостоянии под парламентом с братьями по оружию — «восставшими», местами искренне, афганцами.
При Виталии Захарченко приоритетные направления в налоговой курировали Клименко (аудит, НДС) и Головач (скажем так, эффективное применение налоговой милиции). Как утверждают люди знающие, в налоговой, несмотря на официальную должность руководителя, сам Захарченко ключевой роли не играл. Не исключено, что такое же соотношение должности и реальных полномочий ожидает его и в МВД. Кстати, многие сослуживцы считают его неплохим человеком, отмечая несомненные аналитические способности.
Александр Клименко, который на будущей неделе отметит свой 31-й день рождения, как известно, возглавил налоговую. Так что о делах страна сама может составить себе представление. Справедливости ради нельзя не отметить, что земляки Клименко с малой родины свидетельствуют: Александр, боксер-любитель, неплохо учился, а к выполнению должностных обязанностей всегда относился творчески, в числе его инициатив — реальные шаги по легализации занятости населения. Впечатлениями от иных инициатив полон интернет. Но объективно Александр Клименко способен создать продуманный, безотказный инструмент для достижения поставленных целей и применить его без рефлексий.
В итоге креатуры Александра Януковича — во главе Нацбанка, налоговой, МВД. В ГПУ тоже не чужие люди сидят. В результате последних кадровых рокировок на высшем уровне завершено создание замкнутого цикла принятия решений. Проще говоря, западня захлопнулась: возможности договориться, перебить решение «щемящей» кого-то милиции, например, при помощи прокуратуры, больше не существует; с налоговой не поспоришь; на суды надежды нет давно, ведь теперь судьи разве что строем не ходят где-нибудь на плацу перед Высшим советом юстиции…
От этого поступательного движения спасения, кажется, нет. Но, окончательно перекрыв кислород и законопатив последние щели, оставлявшие возможность для маневра, фактически прибегая к тактике выжженной земли, молох власти совершает роковую ошибку. Кто-то пилит сук, на котором сидит, кто-тозакладывает мину, а нынешние лелеют «остеопороз» собственных конечностей. Если раньше так называемые госслужащие наверх передавали в пределах 60 — 70% «прибыли», то сейчас им не остается практически ничего. Не получающие достаточного количества жизненно необходимых элементов эти «нижние конечности», которые стоят на «земле» и от нее черпают силу, слабеют и перестают понимать, чего ради им таскать на себе эту ненасытную, совершенно не заботящуюся о них тушу. Когда осознают окончательно, пусть и задним умом, туша рухнет. К сожалению, в принципе, на это пока что вся надежда.
Чего ожидают от будущего люди, превращающие Украину в ЗАО? Чего добиваются, накинув еще и петлю на горло страны, и так испускающей дух под натиском их орды? На кого рассчитывают, объедая собственных опричников? Где именно они собираются жить вечно, чтобы успеть потратить то, что «отжали» не просто у целой страны, но и у будущих ее поколений?