Сегодня в той или иной мере налоговые льготы имеют более десятка отраслей. Обычно фискальных послаблений удостаиваются предприятия после непродолжительной подготовки со стороны уполномоченных представителей инвесторов.

К примеру, энергоемкие заводы добиваются специальных (заниженных) тарифов на оплату электроэнергии, обосновывая свои требования возможной остановкой производства, тысячными сокращениями персонала и локальным социальным апокалипсисом в районе расположения градообразующих предприятий.

Как правило, подобная тактика срабатывает. И на какой-то период, скажем год-два, группа предприятий может работать в режиме наибольшего благоприятствования. Затем все повторяется по накатанной схеме.

К чему приводит такая политика? Обычно лишь к росту прибылей владельцев активов. Ведь примеров, когда налоговые льготы способствовали расцвету целых отраслей, в новой украинской истории нет.

Более того, экономисты считают, что введение локальных и временных послаблений для бизнеса ничего хорошего не несет. Гораздо более ощутимых успехов можно было бы добиться внедрением понятных и прозрачных правил игры для всех, обеспечением доступа к недорогим кредитам, ликвидацией административного пресса и другими мерами, которые у нас принято называть реформами.

Железная пята олигархии

Первым по-настоящему масштабным проявлением экономического патриотизма государства стала поддержка украинского горно-металлургического комплекса на протяжении 1999–2001 годов. Вполне благие намерения специалистов производственно-хозяйственного объединения «Металлургпром» (Днепропетровск) не встретили возражений от тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы.

В результате летом 1999 года Верховная Рада утвердила Закон «О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины». В соответствии с документом ставку налогообложения прибыли предприятий ГМК снизили до 30%, а разница в поступлении этих средств направлялась на пополнение оборотных средств заводов. Наполовину уменьшили сбор в Государственный инновационный фонд. Наконец, для предприятий отменили отчисления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог.

Следует понимать, что к тому моменту отрасль находилась в плачевном состоянии, а доля бартера в ГМК лишь немного недотягивала до 50%. За два года эксперимента в нем участвовали семь десятков металлургических предприятий, которым к тому же реструктуризировали задолженность. В результате доля бартера при расчетах металлургов снизилась до 14%. ГМК увеличил производство продукции почти на 20% (+ 30 млрд. грн.). Почти в два раза увеличились платежи в бюджет и в полтора — в Пенсионный фонд.

Тем не менее на фоне финансовых успехов предприятий ГМК были испорчены отношения с соседями — партнерами по сбыту отечественного металла за рубежом. Государственная поддержка отрасли не только позволила нарастить производство продукции, но и организовать внешние поставки проката по заниженным ценам.

Результат — резкое увеличение антидемпинговых расследований против отечественной металлопродукции в ЕС, США и России. Но антидемпинг оказался в то время единственным видимым негативным последствием господдержки ГМК. Предприятия наращивали прибыли, а фамилии Ахметова, Таруты, Пинчука, Коломойского и Нусенкиса надолго закрепились в рейтингах самых богатых украинцев.

Помогло ли это отрасли в долгосрочной перспективе? Пожалуй, нет. Владельцы заводов тратили средства на реконструкцию и модернизацию в основном мощностей первого-второго переделов (производство чугуна и стали). И сырьевая ориентация отечественного ГМК больно удалила по отрасли во время кризиса 2008 года.

Металлургия осталась чрезвычайно зависимой от внешней конъюнктуры. Внутренний рынок металлопотребления не развивался, ведь смежные с ГМК отрасли никогда не имели столь мощной господдержки. И даже если вынести за скобки сегодняшнее военно-политическое противостояние на востоке страны, то ситуация на экспортных рынках отнюдь не способствует развитию отрасли сейчас. Китай резко сократил потребление проката, что привело к мировому падению цен на железную руду. В результате себестоимость украинской и китайской металлопродукции сократилась до минимума, что дает возможность конкурентам из КНР теснить отечественных металлургов на их традиционных внешних рынках сбыта.

Разгул приоритетов

Практически весь период независимости государство периодически предоставляло те или иные преференции убыточным секторам. А поскольку украинская экономика еще никогда не переживала сколь-нибудь значительных подъемов, под льготирование могли попасть практически любые предприятия — от сферы топливно-энергетического комплекса до легкой промышленности, машиностроения и АПК. Летом прошлого года концепция поменялась, и парламент принял решение о поддержке только приоритетных отраслей. К ним среди прочих причислили сельское хозяйство и IT-индустрию.

Впрочем, после многочисленных переговоров с основными финансовыми донорами Украины, прежде всего с МВФ, ревизии подверглась и эта точка зрения — правительство заявило о сворачивании преференционных программ, особенно касающихся налога на добавленную стоимость.

Отмена льгот для айтишников мало повлияет на состояние отрасли. В принципе, вообще не понятно, зачем государство решило помогать и так неплохо чувствовавшей себя сфере. Ведь украинские IT-фирмы работают в основном как аутсорсинговые компании-разработчики для заказчиков из-за рубежа. И поставка программного обеспечения и так освобождена от НДС.

А вот с аграриями все гораздо сложнее. В конце декабря прошлого года Верховная Рада упразднила возмещение НДС при экспорте зерновых и технических культур как для производителей, так и для трейдеров.

Но на днях группа нардепов внесла на рассмотрение ВР законопроект №2003 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно возмещения НДС при экспорте сельхозпродукции)». Согласно этому документу предполагается возмещение НДС в объеме 100% производителю зерновых и технических культур, который самостоятельно осуществил экспорт. А первому покупателю, который приобрел сельхозкультуры у производителя, депутаты предлагают возмещать 50% НДС.

И если возмещение НДС сельхозпроизводителю на словах поддержал премьер Арсений Яценюк, то по поводу трейдеров он остался непреклонен.

К чему приведет политика выборочной государственной поддержки, можно проследить на примере металлургов. Параллели хоть и не прямые, но результаты могут оказаться похожими.

Наделить статусом льготника всех невозможно, ибо задачу наполнения государственного бюджета еще никто не отменял. По мнению экспертов, принятый перед Новым годом Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс» мало коснется финансово-промышленных групп, зато предельно усложнит жизнь всем остальным бизнесменам вне зависимости от размеров их предприятий. Сегодня в рейтинге Всемирного банка легкости ведения бизнеса Doing Business наша страна находится на 96-м месте. Намного выше Украины расположилась даже считающаяся авторитарной

Беларусь (57-я строчка). И похоже, наш экономический патриотизм распространяется сейчас всего лишь на ничего не решающий бойкот товаров российского производства.