Без паспорта валюту в Украине не купишь и не продашь. К этому украинцы уже привыкли. Паспортизация при обмене валюты была введена Нацбанком еще 23 сентября 2011 года. Правда, до 1 января 2013 года сдать наличные доллары или евро можно было, просто показав документ. Теперь же кассиры обменников оставляют еще и копию, но, как выяснили «Комментарии», не все и не всегда.
Плевать на правила
Оказалось, что кассиры обменных пунктов выполняют правила обмена валют по-разному. Некоторые их попросту игнорируют. В итоге проведенного опроса сотрудников ряда обменников выяснилось, что обязательная паспортизация при обмене наличной валюты привела к изрядному хаосу.
С одной стороны, в обменниках, которые находятся в отделениях банков, копию паспорта делают как при покупке, так и при продаже инвалюты. С другой - в торговых центрах и на базарах с этим не заморачиваются. «Не нужен мне ваш паспорт - давайте валюту», - заявила журналисту «Комментариев» кассирша обменного пункта по ул. Красноармейской.
Советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ считает, что разное выполнение директив Нацбанка вызвано разной ответственностью собственников обменников. «Есть обмен валют в банковских отделениях – там жесткие требования по обмену валюты, и есть обменные пункты, которые работают с банками по агентским соглашениям. Агентские обменные пункты всегда были менее дисциплинированы», - отмечает Алексей Кущ. По словам эксперта, в случае нарушения при обменных операциях банк рискует своей валютной лицензией, что является очень существенным фактором. Для агентских обменных пунктов такой угрозы нет.
Ксерокс паспорта при продаже валюты не нужен
Другая крайность – сделать чуть больше, чем требует НБУ. Дело в том, что банки сегодня делают ксерокопии паспорта и при продаже, и при покупке валюты.
Но, по информации регулятора, это не так. Как сообщили «Комментариям» в пресс-службе Национального банка Украины, согласно постановлению Правления НБУ №364 от 11.10.2011 года, при покупке валюты банком на сумму до 150 тыс. грн. копирование страниц документа запрещается. Данные идентификации клиента, который совершил продажу иностранной валюты, должны указываться только в квитанции.
Алексей Кущ говорит, что, перевыполняя требования НБУ, банки перестраховываются.
«Есть определенные инструкции, которые даются банкам. Там четко указано, что должна быть подтверждена резидентность покупателя или продавца валюты. В кассовый ордер, например, вносится фамилия, имя и отчество человека. И нужно подтвердить его резидентность. А ее можно подтвердить только ксерокопированием паспорта», - отмечает эксперт.
Копии паспортов – лишний хлам
Сколько ежемесячно операций по обмену валют происходит в Украине – не известно. Эту статистику никто не ведет. Каждый банк отвечает сам за себя и перед регулятором не отчитывается. По словам представителей крупных украинских банков, все правила хранения личной информации клиентов они соблюдают. Копии документов перевозятся инкассаторами в банковские хранилища. Кроме этого, информация дублируется в электронном виде на защищенных серверах.
Это официальные ответы пресс-служб банков. На практике, большинство обменников заставлены ящиками с ксерокопиями паспортов клиентов. «Они никому не нужны. Их не вывозили уже около года», - откровенничает сотрудница обменника, расположенного в одном из ТЦ на Петровке.
Зачем такие трудности? Все ради борьбы с отмыванием денег. Для этого и ввели в свое время «паспортный контроль» при обмене валют. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» утвержден перечень контролирующих госорганов, которые могут получить информацию у банков о том, кто и сколько поменял валюты, чтобы выявлять нарушителей и налоговых уклонистов. Эффективность этой меры вызывает откровенные сомнения. «Комментарии» разослали запросы структурам, которые могут запрашивать у банков информацию о гражданах, меняющих наличные доллары до $20 тыс. за раз: (Генпрокуратуру, МВД, СБУ и Госслужбу финансового мониторинга).
Нас интересовало, сколько раз за все время действия «паспортного контроля» полученные банками данные пригодились фискалам и правоохранителям.
МВД и СБУ – этот информационный запрос попросту проигнорировали. Из Генпрокуратуры и ГНА пришли откровенные «отписки», суть которых сводится к тому, что они не ведут учета этих данных. Дать ответ смогли лишь в Госслужбе финансового мониторинга Украины, на которую, собственно, и возложена реализация государственной политики в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных незаконным путем и финансирования терроризма. «За период с начала 2012 года до 17 мая 2013 года Госфинмониторингом проведен анализ поданных субъектами первичного финансового мониторинга 1207 сообщений о финансовых операциях (на суммы менее 150 тыс. грн.), которые подлежат финансовому мониторингу и связаны с проведением физлицами валютообменных операций на общую сумму 144,4 млн грн», - подсчитали в госслужбе. Но эта сумма выглядит смешной, если вспомнить, что с начала 2012 года по 1 мая 2013 года украинцы купили и продали валюты банкам на сумму около $50 млрд.
Меньше долларов покупать не стали
Еще одна задача, которую должно было решить введение паспортизации валютно-обменных операций, - это снижение спроса на наличную валюту у населения. В НБУ надеялись, что ужесточение правил обмена валюты снизит чистый спрос на нее в 4 раза, а украинцы рано или поздно пойдут сдавать валютные «заначки», которые Нацбанк оценивает в $70 млрд.
Но, согласно статистике самого НБУ, общий объем проданной и купленной населением валюты, например, за апрель 2013 года и за аналогичный период 2010 года отличается незначительно. Так, в прошлом месяце банки купили у населения $1,57 млрд., а продали $1,45. В апреле же 2010 года украинцы купили $1,47 млрд., а продали банкам $1,41 млрд.
«Анализ показывает, что паспортизация абсолютно безосновательна и бесперспективна. Административные методы могут дать эффект только на краткосрочном интервале, но они нейтральны в долгосрочной перспективе. Если нет макроэкономических факторов, которые могли бы обеспечить стабильность национальной валюты, то можно дойти до того, что возле обменного пункта поставить, например, автоматчика или налогового инспектора. Но все равно, если есть спрос, найдется и предложение», - говорит Алексей Кущ.
Советник главы АУБ отмечает, что небольшой спад покупки валюты наблюдался сразу после введения паспортизации: «Это так называемый административный срок. И после этого административного срока, через три-четыре недели произошел резкий всплеск покупки валюты. Если посмотреть: то как было отрицательное сальдо операций по обмену наличной валюты, так и осталось. Никакая паспортизация не остановила этот процесс», - резюмирует Кущ.
Но отменять «паспортный режим» НБУ не хочет. «Покупка наличной валюты не должна быть легкой возможностью. Как таковую покупку валюты в физическом виде нужно постепенно сводить к минимуму, к чему мы и стремимся», - заявила на последнем брифинге директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова.
В итоге, судя по всему, выиграли от введения производители бумаги и расходных материалов для ксерокса. «Во время проведения валютно-обменных операций, независимо от суммы операции, кассовый работник с помощью ксерокса делает копию первой и второй страницы паспорта Украины», - пояснила координатор Комитета НАБУ по вопросам денежно-кредитной политики и валютного регулирования Галина Литвин.
Если представить, что в среднем каждый клиент меняет по $1000, а кассиры копируют две страницы паспорта, то в месяц только на копии тратится 30 тонн бумаги, это стопка бумаги высотой 600 метров – это как две Эйфелевы Башни в Париже. А для ее производства нужно срубить около 600 деревьев. И это только в месяц. А за полтора года?