140 миллионов гривен. Столько придется израсходовать Фонду гарантирования вкладов физических лиц благодаря закону, который Верховная Рада утвердила в прошлый вторник около 21-00. И вся эта сумма может быть распределена не совсем прозрачным путем. Это кроме того факта, что никакого экономического смысла повышать сумму компенсации не было. Появляетсявопрос: кому это выгодно?

О чем идет речь?

2 октября Верховная Рада утвердила во втором чтении законопроект №10520 «О внесении изменений в Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» относительно усовершенствования деятельности Фонда и установления минимальной суммы предельного размера возмещения вкладов».

Его автором был бывший БЮТовец, а ныне регионал Юрий Полунеев.

«Основная суть законопроекта, которая была  и в первом чтении, это то, что устанавливается фиксированная минимальная предельная сумма возмещения на уровне действующего значения 200 тыс. грн. Это то, что гарантируется государством по выплате вкладчикам.

Все остальные предложения также отработаны вместе с Национальным банком и Кабинетом Министров и таблица готова для того, чтобы голосовать во втором чтении и в целом», - сказал накануне голосования глава финансового комитета Рады Виталий Хомутынник.

Интересно, что депутат немного солгал. Окончательной редакции закона на сайте парламента нет.

Однако есть первая версия, в которой значится сумма возмещения 150 тыс. грн. Повышение до 200 тысяч появилось после того, как законопроект был обработан Нацбанком.

Полунеев подтвердил, что законопроект проголосован именно в том варианте, о котором упоминал Хомутынник. На уровне закона зафиксировано, что сумма возмещения вкладчикам обанкротившихся банков составит 200 тыс. грн.

До этого она устанавливалась Административным советом Фонда, а в законе никакой цифры не было. До недавнего времени равнялась максимум 150 тыс. грн.

«Сумма составила 200 тыс. грн., потому что до этого она была утверждена решениям Фонда. Политически, уже нельзя было ставить меньше. Надо сказать, что именно благодаря этим 200 тысячам законопроект получил поддержку, и очень быстро прошло рассмотрение», - рассказал депутат.

Полунеев объяснил такое единодушие депутатов тем, что накануне выборов страна услышит об увеличении надежности банковской системы.

200 тыс. грн. – это $25 тыс. по текущему курсу. Приблизительно такова сумма, но в евро, установленная в большинстве стран ЕС, говорит Полунеев.

Нет экономического смысла

Этот законопроект действительно больше напоминает удачное предвыборное обещание для электората. Дескать, граждане смогут без страха вкладывать средства у банки. Потому что раньше им возвратили бы 150 тыс. грн., а теперь – 200 тысяч.

Но для большинства граждан это будет означать лишь одно - ничего. Почему?

99,1% вкладчиков имели депозиты меньше, чем 150 тыс. грн. А после повышения до 200 тыс. грн. таких людей станет 99,5%. Итак, государство чрезвычайно дорого купит голоса дополнительных 0,4% клиентов банков.

Будто бы, выигрывают владельцы больших депозитов. Они будут знать, что гарантированно получат от ФГВФО до 200 тыс. грн., когда их банк обанкротится. Но и это под вопросом.

Дело в том, что большие вклады по обыкновению представляют суммы от 300 тыс. грн. до нескольких миллионов.

Под такие вклады «заточены» так называемые VIP-отделения банков. Их имеют, в частности, Приватбанк, Укрсиббанк, «Райффайзен Аваль», «ВТБ Банк», «Альфа Банк».

Люди, которые держат подобные депозиты, не занимаются раскладыванием денег в несколько корзин. Они не бегают по банкам, и не открывают депозиты по 140 тыс. грн.

Они выбирают один-два банка, которые являются надежными с их точки зрения. За то, что вклад значительно превышает гарантированный максимум (теперь 200 тыс. грн.), эти люди получают особые процентные ставки.

Для них вчерашнее решение парламента не несет напрочь ничего.

Для чего же оно принималось?

Как появились200 тысяч

Немного истории.

22 августа на сайте Национального банка появилось видео заместителя председателя НБУ Игоря Соркина. Он сообщил, что Административный совет Фонда гарантирования вкладов физических лиц решил увеличить «потолок» возмещение с 150 тыс. до 200 тыс. грн.

Интересно, что главой Админсовета есть сам Соркин.

Новость удивила многих. Уже довольно длительное время банкиры рассказывали, что ФГВФО находится не в лучшем состоянии – после кризиса 2008 года ему пришлось уплатить немалые средства клиентам обанкротившихся банков.

Еще было понятно, что количество «плохих» банков в Украине на самом деле намного большая. Почему-то мало кто обратил внимание на тот факт, что 30 августа НБУ увеличил максимальный срок использования стабилизационных кредитов в 4,1 раза - до пяти лет.

Чтобы было понятно, стабкредит – это последний шанс любого банка выжить. Когда никто из коллег не хочет предоставить ему кредит, а клиенты отказываются нести деньги, на помощь приходит НБУ. Он предоставляет деньги под очень жесткие условия. В частности, банк не может выдавать новые кредиты.

Так вот, раньше стабкредит предоставлялся на 90 дней, с возможностью пролонгации еще на 90. Вместе – полгода. Теперь это – пять лет.

Подобное решение возникло поэтому, что до сих пор банки должны регулятору около 60 млрд. грн. Это так называемо долгосрочное рефинансирование, которое было предоставлено им во время кризиса 2008 года. Прошли уже четыре года с того времени, а банки не в состоянии возвратить государству деньги.

Если НБУ сейчас начнет требовать уплаты по долгам, большая часть банковской системы Украины умрет. Это главная правда, которую должны знать клиенты о современных отечественных банках.

В таких обстоятельствах увеличивать сумму из Фонда возмещения равняется смерти. Чтобы понимать, сопоставим два показателя.

Первый. По словам директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц Елены Пластовой, с даты последнего поднятия гарантированной суммы финансовые ресурсы Фонда возросли более чем на 50%, и по состоянию на 01 сентября 2012 составляют 6,1 млрд. грн.

Второй. По состоянию на 1 сентября 2012 года депозиты населения в банках составляли 346,4 млрд. грн.

Итак, в случае тотального банкротства банков Фонд сможет покрыть 1,8% депозитов. Такое банкротство маловероятно, но массовое – очень легко. Для этого достаточно, чтобы курс гривны к доллару дошел до 10-12 грн. Тогда очень быстро станет понятно, что Фонд не способен покрыть такие обязательства.

Об этом рассказывал еще бывший руководитель НБУ Владимир Стельмах. Он предлагал ежегодно направлять в Фонд половину годового «прибыли» Нацбанка. Это несколько миллиардов. И пусть Стельмах это говорил лишь для того, чтобы не давать деньги премьерше Юлии Тимошенко. Но сама идея благоприятная. И вот уж несколько лет как она до сих пор не реализована.

Добавим к этому системные риски, которые связаны с действиями новой власти. Нужно вспомнить хотя бы о введении временной администрации в банк «Базис». Не будем пересказывать об Авакове, Кернесе и других персонажах. Лишь вспомним ситуацию, которая произошла во время предвыборной кампании 2004 года, накануне «оранжевой революции».

Тогда «регионалы» попробовали «положить» банк Петра Порошенко «Мрія» (его со временем купил российский «ВТБ»). Этот банк был одним из каналов финансирования будущего президента Виктора Ющенко. Тогда Нацбанком руководил Арсений Яценюк. Не хотим делать рекламу нынешнему «фронтовику», но в 2004 году он начал галдеть, и пошел на прямой конфликт с тогдашней властью – в частности, с Анатолием Балюком, тогда главой Комиссии по ценным бумагам. Более того, НБУ мгновенно предоставил «Мрії» рефинансирование.

2012 год. Власть преследует бывшего губернатора Харьковщины Арсения Авакова. Нацбанк молча наблюдает, как мэр Харькова Геннадий Кернес «кладет» банк Авакова – «Базис». А со временем этот банк перекупает бизнесмен, приближенный к мэру Харькова. Это многое говорит о сегодняшнем главе Нацбанка Сергея Арбузова.

Вернемся к ФГВФО и 200 тысяч. Автор законопроекта Юрий Полунеев успокоил нас: в случае недостатка средств, Фонд может получить кредит от правительства. Но на самом деле это не аргумент. Потому что 346,4 млрд. грн. – это годовой бюджет страны. Взять такие деньги нельзя более нигде – только «напечатать».

То есть вчера депутаты утвердили решение, которое способно создать в Украине проблему под названием «Сбербанк СССР №2».

И пусть депутаты пишут законы - это их работа. Но об ужасном состоянии отечественных банков не могут не знать ни Елена Шарова, ни Игорь Соркин, ни руководитель НБУ Сергей Арбузов.

Тем не менее, в Фонде гарантирования говорят вот что.

«С даты последнего повышения суммы возмещения (31 октября 2008 года) количество вкладчиков в участниках (временных участниках) Фонда уменьшилась на 0,6%, в то же время, сумма вкладов подросла на 51,8%. Данный процесс свидетельствовал об укрупнении вкладов.

Таким образом, для восстановления уровня покрытия количества вкладчиков, который существовал после последнего увеличения вкладов (по состоянию на 01.01.2009 – 99,5%), необходимым шагом стало увеличение размера гарантированного уровня возмещения средств по вкладам до 200 тысяч грн.», - уведомила Шарова.

Обратите внимание. Безусловно, сумма среднего депозита возросла в 1,5 раза. И все же, этот средний депозит все еще меньше, чем 150 тысяч.

То есть, имеем дело с манипуляцией фактами.

Итак, предполагаем мы, они – руководители Фонда и Нацбанка руководствуются другим интересом.

Соркин, Шарова и "кум Арбузова"

Каков этот интерес, мы не совсем понимаем. Но вот что рассказывает наш источник в Кабинете министров.

Оно подчеркивает, что с повышением до 200 тысяч совпал ряд других событий.

В п. 3 переходных положений закона «О системе гарантирования вкладов физических лиц», который значительно расширяет полномочия Фонда гарантирования вкладов, будто неумышленно заложена норма о том, что в случае принятия Административным Советом ФГВФЛ решение об увеличении гарантированной суммы до вступления в действие закона (21 сентября), оно распространяется на все банки, которые находятся в состоянии ликвидации.

Поэтому неудивительно, что решение о повышении гарантийной суммы принято именно к вступлению в действие этого закона. Напомним, Соркин известил о решении Административного совета Фонда 22 августа.

В соответствующем постановлении Административного Совета фонда об увеличении суммы гарантирования указан перечень из 21 банка, которые находятся в состоянии ликвидации (сейчас таких 24, вот они). По оценкам Фонда, сумма дополнительных выплат составит 140 млн. грн.

В Фонде сообщают, что самый большой объем выплат возмещений вкладчикам за счет средств Фонда приходится на «Европейский банк развития и сбережений», банки «БИГ Энергия», «Европейский», «Банк регионального развития» и «Трансбанк».

«Сейчас обратилось почти 110 тысяч вкладчиков, которым выплачено около 4 млрд. грн.», - сообщила Шарова.

Далее, другой интересный факт. Общее количество вкладчиков, которые получат дополнительные 140 млн. грн., составит не более 5 тысяч человек.

Согласитесь, распространять действие решения об увеличении гарантийной суммы на банки в ликвидации всего ради 5 тысяч лиц с электоральной точки зрения – неинтересно и дорого. Напомним, всего на рекламу во время происходящих выборов израсходовано около 500 млн. грн. Однако же это масштабы страны и многомиллионный электорат.

Почему же решение об увеличении суммы позарез надо было принять во вступление в действие закона, то есть до 21 сентября? Скорее всего, кто-то очень заинтересован, чтобы банки, которые ликвидируются, могли получить эти средства.

Когда же возникла эта идея? И кто ее автор?

Можно предположить, что это заместитель председателя НБУ по надзору, он же глава административного совета Фонда. О необходимости увеличения суммы гарантирования Игорь Соркин заявил еще в начале июня. Похоже, что зародилась идея именно в кабинетах НБУ.

Но это не единственная версия. По другим данным, изобретателем повышения до 200 тысяч является Константин Кривенко.

Это дончанин по происхождению, в возрасте 36 лет, как и глава НБУ Сергей Арбузов. В прошлом это банкир, который работал главой правления банка «Национальный стандарт». Сейчас этот банк находится в состоянии ликвидации, и находится в перечне Нацбанка под №5.

А сам Кривенко уже является одним из членов Нацкомиссии по ценным бумагам, и занимается там... вопросами надзора. То есть, бывший глава обанкротившегося банка контролирует надежность торговцев ценными бумагами. Так случается.

Также говорят, что глава ФГВФО Елена Шарова является креатурой именно Кривенко.

Но главное даже не это. По непроверенным данным, Кривенко является кумом главы НБУ Сергея Арбузова. Или не в этом секрет его влиятельности?

Однако, сам Кривенко опровергает, что он имеет хоть какое-то отношение к вопросу 200 тысяч. «Константин Кривенко не имеет никакого отношения к идее увеличения размера компенсации вкладчикам банков, которые не способны возвратить вложенные средства, Фондом гарантирования вкладов физических лиц.

На протяжении последних девяти месяцев господин Кривенко работает Членом Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Соответственно, ему достаточно сложно предлагать какие бы то не были подобные инициативы и комментировать их», - ответили нам в пресс-службе Комиссии, ссылаясь на слова самого Кривенко.

На наш вопрос, является ли он кумом господина Арбузова, господин Кривенко не ответил.

Но это все неподтвержденная информация. Зато НБУ и Фонд есть кому защитить. Конечно, это те самые «оскорбленные вкладчики», ради которых делалось повышение.

«Нацбанк и ФГВФЗ сами бы на это не пошли, просто в законе появилась такая норма (! - ЭП). Автор закона подошел с пониманием к ситуации, и норма была выписана так, чтобы вкладчики банков в ликвидации получили средства по возможности оперативнее (! - ЭП).  Вкладчики банков в ликвидации, и в том числе мы, лоббировали эту норму (! - ЭП).

Мы создали комитет кредиторов и начали работу по НБУ в этом направлении. В нашем банке около полутора тысяч вкладчиков, которые имеют вклады больше 150 тыс. грн.», - рассказал Георгий Тищенко, член инициативной группы вкладчиков «Европейского банка развития и сбережений».

Это чрезвычайно интересно. По данным одного из источников ЭП, размер дополнительных выплат вкладчикам ЕБРС составит около половины из предусмотренных 140 млн. грн. Что интересно, этот банк уже официально числится ликвидированным! То, что от него осталось, 24 февраля 2012 года передано некому ЧП «Марва».

То есть, остатки банка ЕБРС даже не находятся под рассмотрением банковского надзора НБУ. Интересно, почему об этом не сказал Игорь Соркин?

Наша собеседница не исключила, что «задним числом» в перечень получателей возмещения могли попасть случайные лица. «Что там написано, кто корректировал этот реестр требований, никому не известно. Я предполагаю, что в некоторых банках не обходится без «мертвых душ». Разворовывание денег из Фонда – это первый бизнес многих выдающихся банкиров настоящего», - иронизирует она.

Борулько,Шепелев и таинственные высокие должностные лица

В конце вспомним события, которые будто бы не связаны с повышением компенсации до 200 тысяч.

22 августа Центральная избирательная комиссия отменила регистрацию бывшего банкира Павла Борулько, который пытался зарегистрироваться как кандидат в народные депутаты.

Борулько сейчас находится в Белоруссии, свободно посещает Россию и, по слухам, другие страны. Биография Борулько интересна тем, что он в свое время руководил конвертационными операциями.

В 2011 году Борулько успел сбежать в Белоруссию, где его задержал местный КГБ. Служба безопасности Украины уже надеялась, что банкира возвратят в страну.

В Украине его обвиняют в разворовывании 620 млн. грн. средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц.

Дело происходило в марте-мае 2009 года. По сообщению Службы безопасности Украины, разворовывались средства, которые должны были получить вкладчики банков «Европейский», «Владимирский» и «Национальный стандарт». Напомним, последним из них руководил в свое время Константин Кривенко.

«Как установлено в ходе досудебного следствия, в 2009-2010 служебные лица коммерческих банков за день до отзыва банковских лицензий открыли 1,339 тысяч текущих счетов на подставных лиц.

Используя счета подконтрольных предприятий, они документально оформили перечисление несуществующих денег на эти только что открытые счета граждан. В дальнейшем это дало основания для получения реальных денежных средств из Фонда гарантирования вкладов физических лиц.

Непосредственно средства в сумме 620 млн. грн. были получены денежной наличностью тремя людьми, двое из которых одновременно работали как в банке «Национальный стандарт», так и в банке «Европейский». Эти лица арестованы", - рассказали тогда в СБУ.

Кроме того, Борулько предъявляли обвинение в разворовывании рефинансирования на общую сумму 315,3 млн грн. Кстати, вместе с бывшим БЮТовцем и бывшим регионалом, а ныне внефракционным депутатом Александром Шепелевым. Сам депутат все отрицал.

Следует заметить, что Шепелев, которого СБУ назначила едва не соучастником Борулько, имеет проблемы и из-за дела банка «Родовід». По этому делу находится в заключении бывший глава правления учреждения Сергей Щербина.

В связи с этим и другими делами, связанными с этим банком, скрывается в Британии Денис Горбуненко. Причем, фигуранты дела «Родовіда» прямо свидетельствовали в суде против Шепелева.

Неизвестно, что сделал Борулько, но со временем белорусские чекисты отпустили его на волю. Говорят, сейчас банкир вступил в брак, и имеет новую жизнь.

По некоторым данным, свободу Борулько получил, предоставив белорусским спецслужбам компромат на влиятельных чиновников Украины. Каких именно, пока неизвестно, но можно предположить, что они имеют отношение к банковскому бизнесу.

Подобьем итоги.

Дело о повышении возмещения из Фонда гарантирования вкладов до 200 тысяч может иметь совсем другое содержание, нежели нам стараются рассказать.

Возможно, это действительно предвыборный маневр власти. Но очень похоже на то, что за предвыборным популизмом стараются спрятать кое-что более практическое, связанное с деньгами.

Всю правду знают лишь люди, которые оказывали непосредственное влияние на процесс принятия соответствующего закона.

Интересно, что законопроект Полунеева сначала должен был урегулировать совсем технические вопросы деятельности фонда, и содержал сумму 150 тыс. грн.

«Верховная Рада не затрагивает оперативное управление фондом. Если могут быть какие-то моменты злоупотреблений, этот вопрос к правоохранителям, а не к законодателям», - говорит он. А потом законопроект доработали в Национальном банке и финансовом комитете Рады.

И вот, 2 октября законопроект презентовал Виталий Хомутынник, глава финансового комитета. Знал ли он что-то о глубинных причинах повышения до 200 тысяч, нам неизвестно. Депутат не захотел общаться с «Экономической правдой».