Никогда еще бизнесу «богатейшего украинца» не жилось так вольготно в ареале его обитания. В отличие от президентства Януковича, когда ДТЭК достались самые вкусные кусочки энергосистемы страны, но все же приходилось постоянно беспокоиться по поводу их сохранности, нынешний «гарант Конституции» позволил окончательно закрепить их в собственности «добросовестного приобретателя» Ахметова.
В июле, когда только было объявлено о скоропостижной продаже блокирующих пакетов акций 8 энергокомпаний на фондовых биржах страны, было очевидно, что шансы быть проданными есть только у 5 блокпакетов компаний, в чьих корпоративных названиях уже и так значится ДТЭК. Более того их список один в один (за одним-единственным исключением — «Крымэнерго») повторял перечень тех энергообъектов, которые достались Ринату Ахметову по дешевке в 2011-2012 годах.
Остальные три компании были выставлены на продажу попросту, чтобы отвлечь внимание от распродажи в пользу Ахметова. Ни с первого, ни со второго раза и даже с третьего — блокпакеты «Донбассэнерго», «Одессаоблэнерго» и «Сумыоблэнерго» так и не были реализованы.
Деловые СМИ, да и эксперты от энергетики привычно сосредоточились на довольно второстепенном вопросе, почему блокпакеты были проданы Ахметову так дешево? Причем, с какой точки зрения не посмотри.
Например, даже дешевле в гривне, чем это было в 2011-2012 годах, как это произошло с «Донецкоблэнерго». В 2012 году 40% пакет акций компании был приобретен ДТЭК за 467 млн гривен Две недели назад Ornex Limited Ахметова купила 25% «Донецкоблэнерго» за 143,8 млн гривен, то есть вдвое дешевле. На этот случай есть конечно шикарное объяснение, что большая часть активов данного облэнерго сейчас находится на оккупированной территории. Но на этот случай есть еще более шикарный вопрос к ФГИ: какова необходимость выставлять компанию, находящуюся в таком положении, на продажу именно здесь и сейчас? И насколько в принципе оправданна приватизация предприятий, часть активов которых находится на неподконтрольной правительству территории?
Дешевле в валюте, как это произошло с «Киевэнерго». Несмотря на все яростные заявления Виталия Кличко о том, что дни энергомонополии Рината Ахметова в столице сочтены, он приобрел аналогичный по размеру 25% «Киевэнерго» дороже. В декабре 2011 года такой пакет обошелся «самому богатому украинцу» в 450 млн гривен, сейчас — в 759 млн гривен. То есть в 1,7 раза дешевле, если принимать во внимание текущий курс доллара.
Стоит отметить, что 5 лет назад для создания видимости конкуренции с ДТЭК на конкурсе соревновалась «Полтаваоблэнерго». Было очевидно, что облэнерго Григоришина отбывает здесь номер: цена в ходе торгов выросла на жалкие 4 процента. В этот раз у Ахметова решили обойтись без маскарада: соперников не было и торги закончились на стартовой отметке.
Зато карнавал решили устроить на торгах на «Западэнерго». В 2011 году 45% этого фактически монополиста в сфере генерации украинской электроэнергии для продажи в Восточную Европу Ахметов купил по стартовой цене в 1,9 млрд гривен. Намедни за следующие 25% «ДТЕК Західенерго» он заплатил лишь 417 млн гривен. То есть в 2,5 раза дешевле в гривне и почти в 8 раз дешевле в валюте чем 6 лет назад. И это за компанию, которая не находится в воюющем Донбассе, уже пятилетку управляется профессионалами ДТЭК (LOL) и чья выручка фактически привязана к доллару.
Очевидно, что такой «подарок судьбы» нужно было как-то оформить поприличней. Необходима была иллюзия конкурса, борьбы. Роль массовки взял на себя «Конкорд Капитал» Игоря Мазепы, который за долю малую изображал ожесточенную борьбу за этот пакет. Цена выросла на 70 млн гривен. Даже традиционный критик ДТЭК Андрей Герус выдавил из себя: «треба визнати — конкуренція була. Пакет 25% проданий за 417 млн грн, на 20% вище від стартової ціни». А что еще мог сказать в этой ситуации исполнительный директор «Конкорд Капитал»?
На завтра, 31 августа, запланирована продажа 25% «Днепрэнерго» и «Днепроблэнерго» — причем по абсолютно одинаковой стартовой цене в 728 млн гривен. В 2012 году Ахметов за 1,2 млрд грн купил 25% «Днепрэнерго». При этом за 50% «Днепроблэнерго» заплатил лишь 660 млн гривен.
Помимо откровенного слива «Днепрэнерго» интриги в завтрашние торги добавляет тот факт, что первый аукцион на Киевской международной фондовой бирже, намеченный на 17 августа был отменен Фондом госимущества, так как неожиданно выяснилось, что лицензия этой фондовой площадки просрочена. Торги перенесли на ПФТС.
Нервозность ФГИ напомнила, что интерес к этим двум объектам помимо Ахметова традиционно проявлял и Коломойский. Его «Бизнес-Инвест» в свое время попил довольно кровушки у ДТЭК в судах различных инстанций пытаясь оспорить приватизацию и «Днепроблэнерго», и «Днепрэнерго». Казалось, что на сегодняшний день этот конфликт полностью исчерпан, однако, факап с КМФБ напомнил, что в этом сюжете еще возможны интересные повороты.
Впрочем с вероятностью 90% блокирующие пакеты «Днепроблэнерго» и «Днепрэнерго» будут проданы Ахметову «без шума и без пыли», по цене близкой к стартовой. В атмосфере острой конкуренции с очередным «Конкордом».
И если сделка по облэнерго в итоге будет хоть как-то уложится в рамки приличий, то оправдывать продажу 25% крупнейшей энергогенерирующей компанией в тепловой энергетике Украины в 5 раз дешевле в долларах чем 5 лет назад придется исключительно близостью театра военных действий. Хотя в этом случае не понятно, почему аналогичные соображения не распространяются на «Днепроблэнерго».
Стоит сказать, что помимо банального сравнения «тогда — сейчас», «больше — меньше», «в гривне — в валюте» СМИ и неравнодушные эксперты изредка выдвигали чуть более глубокие и комплексные претензии к нынешней волне приватизации «под Рината». В частности, почему при продаже уже упомянутых 5 блокпакетов не был учтен тот факт, что для генерирующих компаний уже больше года действует знаменитая уже на весь мир схема «Роттердам+», позволяющая покупать уголь, где угодно и хоть за копейку (как правило, на украинских государственных шахтах) но при этом лупить тариф исходя из «лучших мировых практик». Либо же как в случае с «Западэнерго» утилизировать с максимальным профитом угли газовой группы добываемые «Павлоградуглем» все того же Ахметова.
Что же касается облэнерго, то для них уже вскоре заработают так называемые RAB-тарифы (схема, в теории позволяющая собственникам облэнерго больше инвестировать в модернизацию их мощностей, а на практике — покупать больше бразильцев в собственные футбольные клубы), которые гарантируют владельцам энергоснабжающих компаний ежегодно 12,5% прибыли по отношению к оценке их активов, которую формирует Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики. Для примера активы «Днепроблэнерго» оценены НКРЭКУ в 12 млрд гривен, а энергоснабжающие активы «Киевэнерго» в 6 млрд. Очевидно, что исходя из результатов августовской распродажи Ахметов заплатит за эти энергораспределяющие компании в 2-4 раза меньше чем их оценивают в рамках RAB, исходя из которой будут формироваться тарифы на украинскую электроэнергию для всех украинских потребителей уже нынешней осенью.
Все приведенные соображения как сами по себе, так и тем более в комплексе говорят о неприкрытом мошенничестве, сотворенном нынешним режимом в интересах Ахметова. Тем паче на поверхности лежат еще два аспекта нынешней распродажи, которые делают картину этого сговора еще более рельефной и не аппетитной.
Почему нынешняя власть пошла на признание итогов конкурсов 2011-2012 годов?
Может кто-то еще помнит, но распродажа энергетики «под Рината» в 2011-2012 годах воспринималось общественностью как убогое мошенничество со стороны богатейшего украинца и его товарища-президента. В ходу был тезис, что госпакеты шести компаний достались Ахметову по цене, лишь в три раза превышавшей стоимость его лондонской квартиры.
Даже менеджеры «Уважаемого» были не в состоянии объяснить, почему за получение контроля в трех облэнерго (два из них в двух самых индустриально развитых регионах страны — в Донецкой и Днепропетровской областях), двух генерирующих компаниях и столичной энергомонополии он потратил всего 600 миллионов долларов. Гендиректор ДТЭК был вынужден публично возложить ответственность за оценку приватизированных активов на одну из компаний «большой четверки» — Ernst&Young.
На рынке даже родился слух, что на самом деле ДТЭК — лишь временный обладатель этих активов, который должен привести их в прядок, причесать. А когда придет время, все это добро «конфискуют» в своих интересах «младоолигархи» Януковича. Поэтому де сейчас такая низкая цена, поскольку это все на самом деле для «Семьи».
Как бы реагируя на эти нехорошие слухи, ДТЭК начал строить корпоративные баррикады, готовясь защищать неправедно нажитую собственность от окружения действовавшего президента. На собраниях акционеров всех шести компаний энергохолдинг Ахметов утвердил механизм, фактически превращавший каждую из них (через механизм формирования фиктивной «кредиторки») в «отравленную пилюлю» для агрессора. Неизвестно насколько эффективно этот механизм сработал бы в условиях реального недружественного поглощения, поскольку команде Януковича очень скоро стало явно не до поглощения активов ДТЭК…
В отличие от лета 2012 года приватизация 5 энергокомпаний сегодня завершается в гораздо более спокойной, по-деловому рутинной обстановке. Уже никто ничему не удивляется и ни на что не ропщет.
Самый потрясающий результат Революции Достоинства с точки зрения дерибана энергоактивов, начавшегося 5 лет назад, заключается не в бегстве Януковича и его посипак. И даже не в том, что новая власть за три года совершенно не попыталась разобраться в обстоятельствах «слива» в 2011-2012 годах госконтроля в 6 энергокомпаниях. А в том, что именно этот революционный режим закрепил статус-кво в «Киевэнерго», «Западэнерго», «Днепрэнерго», «Днепроблэнерго» и «Донецкоблэнерго», что называется, на веки вечные.
В результате доля Ахметова в каждой из 5 компаний выросла до более чем 95%, что позволяет ему помимо прочего в любой момент избавиться от всех миноритариев.
Почему государство отдало блокпакеты 5 энергокомпаний заведомо неэффективному собственнику?
Практически никто из комментаторов не обратил внимания на тот факт, что покупателем блокпакетов в этот раз выступал не кипрский DTEK Holdings Ltd, который покупал пакеты в 2011-2012 годах, а другой кипрский офшор — Ornex Limited — который входит не в энергохолдинг Рината Ахметова, а инкорпорирован непосредственно СКМ. А ведь это ж неспроста.
Весной нынешнего года под сурдинку блокады оккупированных территорий, ДТЭК завершил процесс реструктуризации своего просроченного долга на совершенно фантастическую сумму в более чем 3 млрд долларов. Фактически холдинг, который с одной стороны на протяжении последнего десятилетия за копейки получал самые вкусные куски госсобственности, а с другой — при поддержке уже второго президента подряд необоснованно задирал тарифы для всех своих потребителей (не улучшая при этом качество услуг) умудрился доуправляться до дефолта — неспособности обслуживать свои долги.
Естественно, что любое соглашение о реструктуризации долга запрещает компании, находящейся фактически на пороге банкротства, приобретать новые активы — она с прошлыми не справилась. Именно поэтому в августе блокпакеты 5 энергокомпаний пришлось покупать не ДТЭК, а его владельцу, у которого с деньгами, судя по всему, гораздо лучше нежели у его непутевого детища.
Это, кстати, среди прочего жирный плевок в лицо держателям долга ДТЭК, которых убедили согласиться на реструктуризацию колосального долга до 2024 года. При том, что как выясняется сейчас, как минимум часть этого долга мог погасить как честный человек единоличный владелец холдинга Ринат Ахметов.
Сейчас же когда схема реструктуризации уже утверждена, «Уважаемый» при содействии Порошенко и Кононенко продолжает свою игру в «Монопольку», собирая за игровым столом под. названием Украина все новые и новые активы. И не только в электроэнергетике…
Намедни, под предлогом будущей тяжбы с Россией даже возобновили действие соглашения о разделе продукции с компанией Vanco Prykerchenska. Эта мошенническая схема Ахметова на украинском шельфе Черного моря была пресечена правительством Тимошенко в 2008 году. После прихода к власти Януковича правительство Азарова в апреле 2011 года одобрило мировое соглашение с Vanco Prykerchenska, поручив внести изменения в договор о распределении углеводородов. В декабре 2012 года стокгольмский арбитраж даже утвердил мировое соглашение между Vanco (к этому моменту она полностью вошла в состав ДТЭК) и государством Украина.
Однако же действие соглашения о разделе продукции с Vanco Prykerchenska решили возобновить только сейчас, на третий год президентства Петра Порошенко. Вот и спрашивается: кому он ПАПа?