На прошлой неделе президент Петр Порошенко провел переговоры с европейскими лидерами. По итогу встреч, в частности, были приняты решения провести летом юбилейный саммит Украина - ЕС, а также вернуться к переговорам о миротворцах на Донбассе. Если верить официальным заявлениям, Порошенко остался доволен визитом в Евросоюз. Но «Апострофу» удалось узнать, какие вопросы обсуждались за закрытыми дверями и почему все не так уж радужно для украинской власти.
Главные встречи
9 мая Петр Порошенко отправился в немецкий Аахен, где принял участие в церемонии вручения премии Карла Великого. В это же время сюда съехались влиятельные европейские политики.
В первый день визита главе государства удалось пообщаться с президентом Европейского совета Дональдом Туском. Итогом этой встречи стала договоренность о проведении 20-го саммита Украина - ЕС, который состоится 9 июля в Брюсселе.
Порошенко остался доволен этим решением и анонсировал еще и проведение 11-12 июля саммита Украина - НАТО в рамках саммита альянса в Брюсселе.
На следующий день, 10 мая, президент Украины провел встречу с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Эммануэлем Макроном.
За одним столом лидеры собрались неслучайно: 18 и 23 мая президент РФ Владимир Путин лично встретится с Меркель и Макроном, но без Порошенко. Поэтому украинский президент решил заранее обсудить с коллегами темы, которые стоит поднять на их встречах с Путиным. «Мы четко согласовали и скоординировали те шаги и ту повестку дня, которые мы должны сделать для того, чтобы в ближайшее время провести заседание нормандского формата», - рассказал Порошенко.
Конечно, эти переговоры касались Донбасса, выполнения Минских соглашений и ввода миротворцев на оккупированную территорию. А уже 11 мая Меркель провела телефонный разговор с Путиным и, как утверждают в Кремле, рассказала о своей встрече с Макроном и Порошенко. А накануне визита канцлера ФРГ в Сочи 18 мая политики договорились активизировать работу в нормандском формате.
Обмен требованиями
И пока в официальных заявлениях Порошенко говорит об успешном рабочем визите в Аахен, источники «Апострофа» в дипломатических кругах, приближенные к президенту, описывают результаты не в таких ярких красках.
«Создается впечатление, что в ЕС делают шаг назад и не хотят, чтобы Порошенко использовал их во внутренней борьбе, особенно на выборах. Тем более, они также не верят, что ему удастся выиграть выборы. Поэтому пока снижают сотрудничество с Порошенко, ожидая, чем закончатся президентские и парламентские выборы», - рассказал собеседник «Апострофа».
По его словам, украинская делегация приехала в Европу не с пустыми руками. Одной из ключевых тем разговоров стала постоянная критика ЕС в адрес Украины по вопросам борьбы с коррупцией. В украинской власти напоминают, что призывы Европы к борьбе с коррупцией не должны перейти в войну против Украины.
«Они (представители украинской власти, - «Апостроф») хотят, чтобы в ЕС поменьше говорили о коррупции. Потому что Россия будет включаться в украинские выборы, используя этот тезис. Поэтому наши политики просят поменьше об этом говорить. Но в ЕС не готовы на такое соглашаться», - продолжает источник.
Разные взгляды на борьбу с коррупцией могут стать новым камнем преткновения на будущем саммите. По итогам двух предыдущих подобных мероприятий их участникам не удалось представить общих письменных заявлений. Украину такое положение вещей не устраивает. Поэтому также поступило предложение по итогам июльского саммита все же подготовить декларацию.
«Сложности с данной декларацией возникли после нидерландского референдума 2016 года, который заблокировал окончательную ратификацию украинско-европейского Соглашения об ассоциации. Он не дает покоя до сих пор. Поэтому со стороны украинской делегации было предложено признать этот референдум недоразумением, а его результаты – ложными», - подчеркнул источник.
Европейских лидеров такая возможность не обрадовала. Поэтому сейчас рано говорить о том, что принесет июльский саммит.
«Я надеюсь, что будет декларация. Но для Украины важно, чтобы это не была филькина грамота, просто пустая декларация», - подчеркивает в разговоре с «Апострофом» Светлана Залищук, нардеп от «Блока Петра Порошенко» и член Комитета Верховной Рады по иностранным делам.
Но никакие опасения не мешают украинской власти готовить свою повестку дня на саммит Украина - ЕС. Среди приоритетов – вступление Украины в Энергетический союз ЕС, Таможенный союз ЕС, а также присоединение к единому цифровому рынку Европы. «Власти нужно сейчас что-то «продавать» людям. Поэтому эти новые союзы будут подаваться как огромный успех», - уверяет источник «Апострофа» в дипломатических кругах.
Но, пока в окружении Порошенко пишут свои повестки дня, в украинском политикуме говорят о предстоящем саммите безо всякой охоты.
«Сейчас рано что-то прогнозировать. Очень важно на юбилейном саммите проговорить экономические вопросы, касающиеся Соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС, увеличения квот для наших производителей, вопросы дальнейшей интеграции через возможный энергетический союз, общего авиапространства, вопросы санкций против России, освобождения украинских политических узников Кремля», - сказала «Апострофу» председатель Комитета ВР по иностранным делам Анна Гопко.
А нардеп Залищук утверждает, что Порошенко сейчас потерял свой авторитет в глазах европейских партнеров. И это очень серьезно влияет на любые переговоры.
«Невозможно вернуть авторитет без выполнения тех обязательств, из-за которых он его потерял. Его успех будет зависеть от того, насколько внутренне он будет готов выполнять свои обещания», - сказала депутат.
С мнением нардепа согласен и источник «Апострофа» в дипломатических кругах. Он подчеркнул, что не стоит возлагать больших надежд на июльский саммит.
«Украине еще в прошлом году дали понять, что в ближайшие 20-25 лет нам даже не светит членство в ЕС, о чем прямо сказал президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. И сейчас одна из главных задач – не потерять ту помощь европейских партнеров, которую они готовы предоставить. Но взамен – выполнять те обещания, которые украинские политики не боялись давать», - подытожил собеседник издания.