Последнее интервью Петра Порошенко для британского издания Financial Times взбудоражило всю украинскую общественность, особенно ее активную антикоррупционную часть. Настоящий шквал критических стрел в адрес президента полетел из-за его слов о том, что полноправное участие иностранных доноров в процессе отбора судей будущего Высшего антикоррупционного суда (ВАС) противоречит украинской Конституции. Основной смысл критики совершенно категоричен - Порошенко, мол, не хочет идти навстречу Западу в вопросах борьбы с доморощенной коррупцией, тем самым еще и ставя страну на грань дефолта.

Хотя, если вчитаться в данное интервью, окно возможностей еще наглухо не закрыто. «Я был бы абсолютно счастлив, если бы наши партнеры смогли обменяться аргументами и найти определенный компромисс», - поведал журналистам Financial Times президент. Из чего можно понять, что переговоры официального Киева с западными союзниками вошли в завершающую стадию, окончательный дедлайн которых и так был хорошо известен, - это начало апреля текущего года, то есть на все про все осталось меньше месяца.

Также вполне понятно, какое именно требование к уже принятому 1 марта парламентом в первом чтении президентскому законопроекту о ВАС выдвигает Международный валютный фонд, ссылаясь на соответствующие рекомендации Венецианской комиссии. И его выполнение является, между прочим, одним из ключевых условий для выделения Украине пятого транша МВФ по программе EFF («Механизм расширенного финансирования») в размере $1,9 млрд.

Итак, суть требования Запада - назначение судей в Антикоррупционный суд под тотальным политическим контролем финансовых доноров, то есть США и ЕС, после чего ВАС должен стать судебным органом исключительно для нужд НАБУ. Порошенко продолжает утверждать, что такие положения в законе могут быть оспорены в Конституционном суде, поэтому настаивает на ограничении роли международных экспертов до рекомендательных функций в процессе отбора и назначения судей Антикоррупционного суда. Пока окончательно непонятно, будет ли найдена в итоге какая-то компромиссная формулировка, так что дискуссии об этом можно вести до бесконечности. Впрочем, очевидным является тот факт, что закон о ВАС в той или иной его редакции будет принят в целом в ближайшее время, что вслед за уже созданными НАБУ, САП и НАЗК станет завершающим аккордом в формировании всей антикоррупционной инфраструктуры Украины.

Исходя из ранее озвученных украинской властью для МВФ так называемых «структурных маяков», спрогнозировать старт полноценной работы Антикоррупционного суда не так уж и сложно. Год назад Киев Вашингтону обещал, что проекты закона о ВАС и соответствующих законодательных актов, необходимых для его имплементации, будут окончательно приняты Верховной Радой до середины июня 2017 г. Тогда же указывались и другие конкретные сроки - кандидатов на должности судей, победивших до этого в специальном конкурсе, Высший совет правосудия должен был представить президенту до середины января 2018  г., а сам антикоррупционный суд начать свою деятельность до конца марта 2018  г. Таким образом, в новой реальности все автоматически смещается как минимум на девять месяцев, посему увидеть в реальной работе антикоррупционных судей мы сможем не ранее, чем под новый, 2019-й, год.

И вот тут-то и наступает пресловутый момент истины для всех украинских антикоррупционеров, причем как государственных, так и негосударственных. Сейчас и детективы НАБУ во главе с Артемом Сытником, и прокуроры САП Назара Холодницкого, и возглавляемое Натальей Корчак НАПК всегда могут пенять на «продажные и коррупционные суды», которые с подачи подозреваемых в коррупции чиновников якобы разваливают все эти громкие дела. И похожей аргументации в целом придерживаются также бойцы антикоррупционного фронта из числа отдельных политиков и общественных деятелей. Но после запуска ВАС общая картина радикально изменится - судить за коррупционные прегрешения вип-персон будет новосозданный специализированный орган, и проходящие в нем судебные процессы во всей красе продемонстрируют эффективность или ее отсутствие во время резонансных расследований детективов НАБУ и прокуроров САП, а также тех общественников, которые обеспечивают им пиар-поддержку.

Вот тогда, когда удобного громоотвода в лице несуществующего Антикоррупционного суда уже не будет, во весь рост и встанет вопрос соответствия наших антикоррупционеров поставленным перед ними задачам. И вполне возможно, что достаточно скоро все мы услышим как какой-нибудь условный Шабунин начнет требовать отставки условного Сытника. А тот, в свою очередь, начнет подозревать условного Шабунина в недостаточно кристальной честности.

Конечно, можно будет продолжать спорить об определенных персоналиях из числа новых антикоррупционных судей, подробно разбирая личные связи, этапы биографии и всю их подноготную. Но это станет некими частностями, не влияющими принципиально на глобальный общественный запрос - необходимость судебных вердиктов как логичное завершение нынешних и будущих коррупционных скандалов. В результате любая малейшая недоработка антикоррупционеров при подготовке доказательной базы в отношении обвиненных в коррупции станет выноситься во главу угла, после чего именно с качества их следственных действий будет главный спрос. А отсюда и основной вопрос: если вы не справляетесь, может, подвинетесь и уступите место другим, более компетентным? Другими словами, это непременно обозначит необходимость перезагрузки всех украинских антикоррупционных органов. А вот станет ли она носить частичный либо тотальный характер, зависит прежде всего от руководителей этих ведомств. И у Сытника с Холодницким «на подумать» осталось всего ничего - каких-то девять месяцев.