«Лидер Компартии в случае победы на парламентских выборах обещает за три года вернуть все вклады в Сбербанке СССР. Механизмы и источники выплат КПУ обнародовала в своей антикризисной предвыборной программе» — вот такую «замечательную» новость стране транслирует 21 июля Первый национальный телеканал. Конечно же, без каких-либо экспертных оценок такого заявления и без вопроса «Почему пребывающие во власти коммунисты не инициируют подобного сейчас?» Вообще в эфире государственного телеканала много «хороших новостей»: Николай Азаров обещает, что европейский финансовый кризис Украине не угроза; дети шахтеров получают льготы при вступлении в вузы; социальные стандарты растут не по дням, а по часам. Все настолько радостно, насколько далеко от действительности и журналистских стандартов. А в это время информационная сфера, где отображена реальная страна, сокращается как шагреневая кожа.
В преддверии парламентских выборов власти практически удалось зачистить информационное пространство, в котором живет большинство граждан. В этом пространстве, более чем на 70% состоящем из телевизионного эфира, количество общественно-политических тем снизилось до невиданного ранее уровня. Только несколько цифр: в июне количество политических тем, освещаемых телеканалами, упало до беспрецедентных 16%, то есть политику вспоминали в одном из семи новостных сообщений (данные контент-анализа Академии украинской прессы). И если раньше мы говорили о тренде «таблоизации» СМИ, который характерен не только для Украины, то «пожелтение» центральных украинских телеканалов явно опережает все мировые тенденции.
Чем живет украинское телевидение? В нем вся страна массово ищет невест, меняется женами, наблюдает за «звездами», готовит и худеет в прямом эфире. При этом страна телевизионная не живет реальной жизнью своих граждан, не вспоминает о проблемах, с которыми они имеют дело ежечасно и ежеминутно.
Более того, об этих проблемах перестали говорить даже в новостях. Рост цен, безработица, монополизация экономики, плохая экология и медицина, социальные и политические протесты, в том числе и голодовки десятков граждан в знак протеста против действий власти, проблемы со свободой слова и собраний — все это замалчиваемые телеканалами темы (мониторинг «Телекритики»).
Нет в эфире и разных точек зрения, не говоря уже о конструктивных предложениях, как эти проблемы решать. Позиция власти представлена более чем в 69% случаев, тогда как опппозиции — в 23%, прямой речи от лидеров оппозиции еще меньше — 16%, в то время как бесспорные лидеры по количеству комментариев происходящего — президент Янукович и премьер Азаров.
И дело тут точно не в способности лидеров синхронов понятнее объяснить людям действительность. Просто, если чего-то или кого-то нет в телевизоре, значит, его просто не существует. Такова уж логика информационного мира, и это прекрасная возможность по полной задвинуть оппозицию на задворки.
Сегодня главными островками свободы информации остаются лишь некоторые еженедельники, интернет-издания и «последний из Могикан» телевизионного пространства — канал ТВі. Почему островки? — потому что информацией независимых изданий пользуются не более 3% населения. Не стоит так уж радоваться количеству пользователей Интернета и надеяться при этом на рост их информированности о политических процессах. Большинство из них в yandex и vkontakte.ru обмениваются фотографиями кошек. Инсайдерскую же информацию черпают в серьезных ресурсах.
Но даже эти малочисленные информационные островки в последнее время трясет. Причем происходит это с использованием «классического» для таких случаев набора инструментов: налоговой, прокуратуры, санэпидемстанции и законодательных инициатив. Ниже лишь несколько таких примеров, которые вполне можно трактовать как наступление на свободу слова.
ТВi — единственный канал в стране, принадлежащий не украинскому олигарху, а иностранному инвестору, это канал, в котором представлены наивысшие показатели баланса позиции власти и оппозиции, то есть одного из базовых стандартов журналистики.
И именно этот канал за последние полгода пережил четыре налоговые проверки. Все они внеплановые, поэтому предвыборному мораторию на проверки СМИ не подлежат. И только в июле Государственная налоговая служба в городе Киеве заявила, что еще 28 апреля, по результатам проведения внеплановой документальной проверки телеканала ТВі, было выявлено нарушение — занижение подлежащего к уплате в бюджет НДС на сумму свыше 3 млн грн.
Это стало основанием для возбуждения уголовного дела в отношении директора ООО «Телерадиокомпания „Телерадіосвіт" (телеканал ТВі) Николая Княжицкого — согласно ч.3 ст.212 Уголовного кодекса Украины (умышленное уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах).
Как говорит сам Николай Княжицкий, речь идет о закупке оборудования для канала. Когда канал только вышел в эфир, были куплены камеры и другая импортная телетехника. «Государство должно было нам вернуть НДС. Но поскольку НДС они возвращать отказались, то мы засчитывали это невозвращенное НДС во время уплаты налогов. И все предыдущие налоговые проверки подтвердили, что это законно. А теперь они говорят, что мы не имели права этого делать, хотя на самом деле у нас даже есть позитивное решение суда», — рассказывает Княжицкий.
Налоговая исправно отрапортовала, что изымает лишь финансово-хозяйственную документацию, а не журналистские материалы. Тем не менее давление на хозяйственные дела телеканала прямо представляет серьезную угрозу его главной функции — информированию граждан. Более того, это происходит в преддверии выборов, и именно с тем единственным каналом, двери которого еще открыты для оппозиции и независимых экспертов.
Как показывает опыт времен Леонида Кучмы, блокирование счетов телекомпаний вполне действенный способ заблокировать вещание, так как не позволяет обеспечивать собственную деятельность. Например, оплачивать услуги государственного монополиста, транслирующего телевизионный сигнал — концерна РРТ. В таком случае телеканал просто не сможет обеспечить свой сигнал.
Не говоря уже о психологическом состоянии сотрудников канала, которые видят, как виртуозно можно «подвесить» на крючок криминального дела известного в стране журналиста и руководителя телеканала.
Но на этом «случайности исключительно хозяйственного плана» у ТВi не закончились. 20 июля телеканал исчез из кабельных сетей ряда больших городов, а именно Днепропетровска, Донецка, Запорожья, Киева, Луганска, Одессы, Полтавы, Симферополя, Сум, Харькова. Там же из сетей пропал местный канал Simon, который ретранслировал ТВі. По вашему мнению, как это объяснил провайдер кабельной сети компании «Триолан»? Правильно, сначала «сугубо техническими причинами», а потом «технической ошибкой сотрудника», которая привела к тому, что ТВі в кабельной сети заменили телеканалом Национального банка. У Сергея Арбузова, видимо, возникли амбиции доносить до широкой аудитории новости с монетарных фронтов за бюджетные деньги. Такое вот разгосударствление СМИ в действии.
Представитель «Триолана» Вадим Сидоренко объяснил происходящее так: «В пятницу вечером наши инженеры, пытаясь восстановить канал ТВi, который с апреля не работал в Харькове и Чугуеве, не особенно удачно это сделали таким образом, что канал исчез во всех других городах. Инженеры думали, что ... в понедельник утром починят. А в понедельник утром пришли — уже такой скандал, теперь, даже если они быстро починят, просто вернуть, как было — выключить «Банковское телевидение» и включить ТВi, — на самом деле нельзя. Нужно «Банковское телевидение» оставить, а какой-то другой исключить, а какой канал выключить — они не знают, им нужно дать команду, а чтобы дать команду, нужно понять, с кем расторгнуть договор». В общем, решение «технической» проблемы вполне может затянуться до выборов. Тем не менее здесь речь идет о нарушении права миллионов людей на информацию, так как они фактически лишены последнего источника объективной информации в телеэфире.
Далеко до оптимистической развязки и в деле интернет-издания LB.ua. Владимира Ландика «обидело» издание, опубликовав фото смс с его мобильного, сделанное в общественном месте — парламенте Украины. Еще недавно онНапомним, что судом в этой ситуации руководству интернет-издания может инкриминироваться ч. 2 ст. 163 КК (нарушение тайны переписки, телефонных разговоров или другой корреспонденции относительно государственных или общественных деятелей), предполагающей наказание от трех до семи лет лишения свободы.
ZN.UA уже давало правовую оценку этому делу, но все же стоит напомнить, что в комментарии к Уголовному кодексу четко указано: прослушивание открытых разговоров по телефону, и, логично, смс переписки, не является преступлением. Более того, если обратиться к европейской практике, то стоит вспомнить и о таком понятии, как общественный интерес. Как известно, в том напечатанном смс речь шла о деле сына Владимира Ландика, подозреваемого в нанесении тяжких телесных повреждений. Общественный интерес к тому делу был очень высок, так как оно было демонстрацией острой проблемы наказуемости «мажоров». Хотя бы одно это дает право изданию общественный интерес удовлетворить.
Тем не менее, несмотря на все юридические оценки, протесты журналистов под прокуратурой и заявления международных организаций с требованием закрыть дело, никаких подвижек в этом направлении не предвидится. Похоже, все, согласно пожеланию Ландика, будет передано в суд. Ведь точно не помешает, дабы в канун выборов все остальные интернет-издания, особо рьяно занимающееся приданию огласке некоторых нежелательных деталей, имели в виду пример LB.
Но если кто-то намеков по поводу «редакционной независимости» отдельных СМИ не понял, то следующая инициатива регионалов — это уже «намек» всем украинским журналистам. Регионал Виталий Журавский зарегистрировал проект закона, согласно которому он предлагает вернуть в Криминальный кодекс такие составы преступления, как «клевета» и «оскорбление». Сначала он предлагает наказывать за эти преступления штрафами, но настаивает и на более жесткой формулировке: сажать на срок от трех до пяти лет за «клевету, которая привела к стойкому расстройству здоровья» потерпевшего.
Интересно, как будет это «расстройство» определяться и кем? Достаточно ли будет справки о головных болях на фоне переживания за журналистское расследование по поводу коррупции? Почему бы и нет, в конце концов, если учесть, что о европейской практике в этом вопросе украинские политики вспоминают крайне редко. Как и редко обращают внимание на рекомендации ведущих международных организаций, которые в один голос говорят о недопустимости уголовного наказания за дефамацию. В последнее время примеры привлечения журналистов и блогеров по таким статьям мы фиксируем разве что в России.
Украинские суды тоже нечасто вспоминают европейские нормы о том, что журналисты имеют полное право на предположения относительно политиков, не имея при этом злого умысла их оклеветать. Потому возвращение криминальной ответственности за эти правонарушения может вызвать целую волну исков от политиков, которые перед выборами весьма чувствительны к любой критике относительно их деятельности и явно могут иметь от этого «стойкое расстройство здоровья». А это, в свою очередь, точно не может способствовать большей журналистской объективности в поисках истины, а значит, информированности граждан.
В этом тексте достаточное количество категорий нельзя было написать без кавычек. Таков уж закон виртуального мира: слишком многие понятия и объяснения в нем выдуманы и очень относительны. За последние годы большинство из нас «переселили» в этот выдуманный высокооплачиваемыми политтехнологами мир «стабильности и процветания», в котором нет места критическому мышлению и реальным проблемам.
Это произошло не случайно, это вполне осознанная информационная политика, реализуемая вполне конкретными людьми. Ее цель — загнать думающих людей в эти информационные островки Интернета, аудитории ТВi и Фейсбука, сделав эти островки как можно уже. И спокойно манипулировать массами, создавая для них «параллельные миры» в виде «сказочной виртуальной страны Украины», где власть «преодолевает разруху» и «движется к продвижению каждого», где «коммунисты борются с олигархами», а «новой и альтернативной» политической силой является «Украина — вперед» Натальи Королевской, где «напрочь коррумпированная оппозиция» и «чистая в своих делах и помыслах власть».
А теперь главный вопрос: смогут ли люди, пришедшие в октябре на избирательные участки, расстаться с виртуальными образами и вспомнить о своих реальных буднях: со взятками всем и вся — от ГАИ до учителя, ужасными больницами, плохими дорогами, некачественной едой и высокими ценами в магазинах? А ведь именно от этого прямая зависимость, будет ли у них шанс на решение хоть каких-то реальных проблем.
Об этом не мешало бы подумать и тем сотням журналистов и редакторов, которые так старательно исполняют заказ на создание виртуальных миров для украинцев, подавая изо дня в день разрешенные факты исключительно под одним углом зрения. Ведь за красивыми виртуальными вывесками каждого из нас все равно ждет нелицеприятная реальность, от которой уже практически невозможно скрыться никому...