Навязчивое ощущение дежавю: бюрократические органы знают тайну живой воды. В 2000 году секретариат Кабмина сокращали до 600 человек, а сегодня он насчитывает 1200. Этот бюрократический организм в самом деле владеет китайским секретом бессмертия и восстановления. В президентском указе нет даже намека на меры по предотвращению восстановления сокращений.
Приятно, что наконец-то можно читать текст административной реформы — неприятно, когда его прочтешь.
Нет исчерпывающего и четкого объяснения, что и для чего меняет эта реформа. Неужели «дублирование полномочий органов центральной власти» — самая большая проблема украинцев? И будет ли иметь перекладывание функций с ликвидированного органа на новослепленный хоть какое-то значение?
От перестановки слагаемых сумма не меняется — от перекройки функций различных органов никаких изменений не будет. Поскольку сами эти функции неадекватны. Если треть служащих сократить, а две трети продолжат делать ту же работу за те же деньги, то какой смысл в такой административной реформе?
О коррупции ни слова!
Нельзя было выносить проблему «дублирования» как причину такой большой и помпезной реформы, тогда как тотальная коррупция уничтожает репутацию Украины, обесценивает бизнес и украинский капитал, превращает Украину в глазах всего мира в отсталую и потерянную, а украинская административная машина не выполняет своей главной функции: не может качественно обслуживать политическое руководство, и прежде всего президента, взявшего на себя публичные политические обязательства перед народом и миром.
На самом деле эта реформа касается только количества органов и людей, но не имеет никакого отношения к качеству их работы.
В ней нет ни слова о коррупции, в то время как это — главная проблема Украины. Реформа не пахнет изменениями в системе органов власти, которые могут привести к предотвращению и ликвидации коррупции.
Даже государственные инспекции, которые во всех демократических странах выполняют функции предотвращения коррупции, в Украине непонятно для чего созданы. Кроме финансовой инспекции, остальные — секторные. Нет ни административной, ни социальной, ни антикоррупционной.
Государственные инспекции внутри исполнительной власти не смогут инспектировать государственную службу и использование государственных ресурсов, как это происходит в Канаде, Франции или Германии. Для этого им нужно быть независимыми от тех, кого контролируют. Решающее значение имеет способ назначения. Но читаем, что в своей деятельности государственные инспекции направляются и координируются министерствами — теми, кого должны контролировать, если бы выполняли свои функции. Так зачем же они созданы? Возможно, для монополизации и централизации контроля над гражданами? Тогда административная и антикоррупционная инспекции не нужны, и понятно, почему их нет.
Если инспекции будут контролировать частных предпринимателей — поскольку на контроль над государственной службой и государственными ресурсами в указе нет ни малейшего намека, — то никаких изменений ожидать не стоит! Коррупция не будет ликвидирована. Разве что централизуется.
Что означает создать казначейскую службу Украины и возложить на нее функцию казначейского обслуживания госбюджета? Означает ли это, что больше не будет берущих взятки и откаты посредников-госорганов, а будет исключительно прямое казначейское финансирование исполнителей государственного заказа?
Кажется, это мечта, поскольку никакие функции меняться не будут: «Центральные органы исполнительной власти, на которые этим указом возложены функции по реализации государственной политики в соответствующей сфере, выполняют полномочия в определенных сферах компетенции соответствующих органов, которые ликвидируются согласно этому указу». Все вчерашние функции остались в полномочиях новообразованных органов.
На какие функциональные исследования опирается этот указ? Куда пропали функциональные исследования в украинском правительстве, о которых мы так много слышали? Что произошло с отчетами? Или они превращены в тайные файлы и не доступны никому? Или вчерашние функции угрожают публике? Это бомбы Викиликс?
Неисчерпаемость — это принцип, или Много сулит, да мало дает
Только у ленивого нет претензий к этой реформе, потому что нарезать по-детски и обрезать министерства — не фокус. Но что они должны делать, какова их новая миссия?
Если ответ на сформулированный вопрос не появляется в первом документе об этих органах, он не появится и в будущем. Нельзя же сначала что-либо сделать, а потом думать, зачем.
К величайшему сожалению, эта реформа повторяет все предыдущие попытки административных реформ и даже на миллиметр не приблизилась к реформе институционной.
Убийственно неэффективной и негативной чертой украинского законодательства является то, что всегда тебе что-то обещают в следующем законе. Например: «Нарушение этого закона карается согласно действующему законодательству». А согласно какому законодательству и по каким статьям — не известно, ищи, где хочешь.
Никогда в украинском законодательстве не написано, что делать обязательно, а чего делать нельзя. Нам всегда говорят читать следующие законы, вместо того чтобы в одном законе дать все рамки и ограничения. Например, за нарушение статьи такой-то наказание — два года тюрьмы и 200 тыс. грн. штрафа.
В условиях, когда Украина заявляет о евроинтеграции, не создан ни один орган государственной интеграции. Не создан центральный орган, который бы занимался реформами.
Как можно понять следующее: «Кабинету министров Украины разработать вопрос оптимизации механизма реализации государственной политики на местном уровне, в том числе относительно функционирования территориальных органов центральных органов исполнительной власти?» Почему эти вопросы еще не разработаны? Почему такая неэффективная работа? Хотелось бы знать, сколько стоит эта реформа. И о чем власть думала весь год, если задача оптимизировать работу поставлена только сейчас?
Правила подготовки реформ
Приятно, что наше политическое руководство уже начинает чувствовать себя реформаторами. Неприятно, что сегодняшние реформы — иллюзия. Реформ все мы очень хотим, но сегодня — это не реформы, а провокации. Способ их подготовки политически вреден, самоубийственный и неграмотный. Он гарантирует неприятие, сопротивление и отсутствие публичной поддержки.
Такая участь постигла в свое время Пинзеника, когда он осуществлял макроэкономическую реформу с Гарвардской группой, запершись от всех. Это превратило сторонников и Пинзеника, и макроэкономической реформы в ее оппонентов. Когда же он потом явил народу конфиденциальный продукт, то был освистан. Реформу не провели. Конечно, виновными были все «отсталые» украинцы.
Невозможно подготовить реформу в изоляции. Это грубая политическая и методологическая ошибка.
В изоляции от тех, на кого они повлияют, реформы можно подготовить в бизнесе, где есть один владелец, который все решает, или в тоталитарном, репрессивном государстве, которое может расстреливать или отправлять в лагеря всех недовольных. Правительство, не желающее стрелять и претендующее на титул европейского и демократического, должно научиться грамотно консультироваться с заинтересованными сторонами. Только так можно обеспечить себе поддержку.
Привлечение к обсуждению экспертов и заинтересованных сторон превращает будущих критиков в сторонников, потому что это уже будет и их работа. Это уже они будут виноваты.
Работа в изоляции и отсутствие приоритетов, когда не видно конца и непонятна перспектива, вызывают сопротивление и настраивают против реформ.
Поэтому первое правило — делать всех виновными, то есть включать в процесс. Второе — очень четко и ясно показывать цель, ради которой проводится реформа. Она должна быть понятной для всех и нужной всем, а потому — поддержанной всеми.