Антинаркотическая политика сегодня одна из самых важных составляющих внутренней политики практически любого государства. Но только не украинского. За 25 лет независимости государство так и не выработало ни стратегии, ни тактики борьбы с этим злом.

В разных странах по-разному борются с распространением наркотиков, включая его в список преступлений, за которые человек несет уголовную ответственность. В Украине, так же, как и в России, за сбыт наркотиков сажают в тюрьму, но употребление и хранение наркотиков для личного потребления не приводит к уголовной ответственности.

Опыт борьбы с наркотиками на законодательном уровне в других странах

Наиболее строгая политика в этой сфере внедряется в азиатских и арабских странах. В Японии уже прием сильных наркотических веществ может грозить лишением свободы на срок до 10 лет, более мягких наркотиков — до 3 лет. В Китае, Индии, Вьетнаме, Корее, Таиланде, Непале, Шри-Ланке и Мьянме за торговлю наркотиками предусмотрена публичная казнь (расстрел), во время которой также публично сжигаются изъятые наркотики.

В арабских странах за торговлю героином, марихуаной, ЛСД, кокаином в качестве наказания предусмотрена только смертная казнь.

Подходит ли такая модель (смертная казнь за распространение, большой тюремный срок за употребление и хранение) для Украины? Очевидно, нет.

Во-первых, антинаркотическая политика — сложная, нерешенная проблема и для более развитых в правовом плане государств, нежели Украина. Но в США, Великобритании и других европейских странах нет «расстрельных» уголовных наказаний за упомянутые поступки. Мало того, цивилизованный мир все еще созерцает борьбу между сторонниками строгого подхода к решению проблемы наркотизации общества и сторонниками «легалайза» и смягчения контроля за оборотом наркотических веществ.

Можно сказать, что сегодня Европа и США пребывают где-то посередине между строгой политикой Азии и либеральной политикой Нидерландов, где, как известно, легализировано употребление и выращивание марихуаны. С одной стороны, политики этих стран серьезно обеспокоены проблемой оборота наркотиков и алкоголя, с другой — не хотят ущемлять права и свободы своих граждан.

В Украине власти, кажется, вообще ничем из вышеперечисленного особенно не обеспокоены. Но это отнюдь не значит, что в нашей стране приемлемой будет жесткая азиатская модель.

Вторая причина этому — отсутствие каких-либо правовых причин для введения смертной казни в принципе, не только за распространение наркотиков. Вряд ли введение такой формы наказания за уголовные преступления искоренит наркодилеров или наркомафию в целом. Скорее — станет еще одним удобным инструментом для устранения неугодных власти (или той же мафии) людей или выполнение правоохранительными органами «плана» по поимке особо опасных преступников. Если в нашем государстве не могут поймать и посадить человека за рядовое хулиганство и нанесение телесных повреждений, если он является сыном депутата, что говорить о том, смогут ли поймать настоящего наркодилера, которого «крышует» какой-то богатый мафиози, за распространение наркотиков?

Прежде, чем огульно отправлять всех под расстрельную статью, нужно вспомнить, что функционирование подобной модели в странах Азии и арабских государствах тесно связано с ментальностью людей, там проживающих, и, не в последнюю очередь, с религией. И у японцев, и у китайцев, и в арабских странах персональные интересы стоят ниже общественных. Это свойство основано на разных парадигмах (в Японии многое в жизни человека связано с понятиями долга и обязанности перед социальной группой, в которой он состоит; в Китае царят конфуцианские принципы уважения к старшим, под которыми понимаются как родители, так и правитель государства; в мусульманских странах также очень важно соблюдение социальных норм, поскольку человек прочно привязан к социальному кругу), но функционирует одинаково в сфере антинаркотической политики. Вряд в Японии найдется такое же количество людей, принимающих наркотики, как в Украине — ведь приняв тяжелый наркотик, ты навлечешь позор на свою семью и свою страну, что считается недопустимым. Поэтому политика регулирования таких процессов может действительно быть эффективной — слишком высокий уровень социального самосознания среди тех, кто эту политику поддерживает.

В принципе, существует три модели законодательной борьбы с распространением наркотиков: репрессивная («война с наркотиками»), либеральная («уменьшение вреда») и рестриктивная («ограничивающая»). Первая работает в государствах, где власть является жестко концентрированной, а наркоман считается асоциальной личностью, которую нужно изолировать и подвергнуть уголовному преследованию.

В рамках либеральной модели наркоман считается больным человеком, который стал таким под влиянием внешних обстоятельств, хоть и в результате собственного сознательного выбора. Отсюда перенос акцента с репрессий по отношению к наркоману на профилактику и лечение наркомании, на обеспечении жертв наркоманизации психологической и социально-медицинской помощью. В некоторых странах врачам даже разрешено выписывать наркоману то вещество, которое он употребляет, но в чистом шприце, без опасных примесей. Существует и так называемая «замесительная терапия», и так далее.

Вряд ли эта модель также сработает в Украине — в стране с низкой правовой культурой. В которой будет очень тяжело осуществить механизмы регуляции, к примеру, выдачи таких наркотиков. И контролировать оборот «лечебных» наркосодержащих препаратов, как и наркоманов, их принимающих.

Третья модель — рестриктивная, занимает промежуточное положение между двумя вышеописанными моделями борьбы с распространением наркотиков. Эта модель включает в себя как меры репрессивного характера, направленные на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и на преследование и осуждение лиц, обогащающихся за этот счет. Так и меры общесоциальной и социально-медицинской профилактики наркомании. В рамках этого подхода предпочтение отдается превентивным практикам информационного, психологического, воспитательного характера. Плюс этого подхода — он является более гибким и эффективным, поскольку позволяет использовать программы поддерживающей терапии тяжелых форм наркомании (как выдача доз наркотиков в медучреждениях), и другие социально-медицинские меры для уменьшения вреда от незаконного оборота наркотиков в стране. В этой связи примечателен опыт скандинавских страна: нельзя стать чиновником, педагогом или медиком (по закону), если ты потребляешь алкоголь, табак или какие-то другие наркотики. Таким образом — тестированием — наркозависимым перекрывается путь к важным для самосохранения социума в целом должностям и профессиям.

Отечественные исследователи этой проблемы полагают, что именно третья модель антинаркотической политики наиболее подходит для украинских реалий. Она не несет в себе тоталитарных черт первой, репрессивной модели и опасностей второй, либеральной. А сосредоточена на общесоциальных практиках профилактики и упреждения наркомании. Укрепление такой модели на законодательном уровне в Украине, по мнению исследователей, позволило бы уменьшить количество наркозависимых и улучшить способы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Тем не менее, пока что украинское антинаркотическое законодательство не может похвастаться четким осмыслением проблематики и разделением ответственности между наркоманом и тем, кто наркотики продает . Также в Украине законодательно не прописаны механизмы государственной наркополитики в наиболее важном направлении — уменьшении количества новых потребителей наркотиков, снижение вреда, наносимого их здоровью, минимизации проблем, связанных с их ресоциализацией и профилактикой.

На тему усовершенствования наркополитики в Украине существует масса исследований, в большом количестве выпускаются социальные работники, профилем которых является работа с наркозависимыми. Но действия отдельных работников и исследователей не могут быть эффективными без должного политического закрепления на законодательном и институционном уровнях.

Справка

КНР. К высшей мере наказания приговаривают за продажу 50 грамм героина или прочих «тяжелых» наркотиков.

Гонконг. Пожизненное заключение назначается лицам, уличенным в торговле одним из 97 видов наркотиков, а также в посредничестве, изготовлении наркотиков или владении ими в целях торговли. До 15 лет лишения свободы может быть назначено наказание за подготовку к торговле наркотиками или за участие в импорте-экспорте наркотического сырья, а также за руководство или участие в консорциумах, занимающихся импортом-экспортом. До 10 лет лишения свободы назначается другим соучастникам преступлений, связанным с торговлей наркотиками, и до 3 лет — виновным во владении наркотиками или их потреблении.

Сингапур. Только за хранение более чем 16 грамм героина или 30 грамм морфия предусматривается смертная казнь.

Индонезия. За наиболее тяжкие преступления, связанные с наркотиками, предусмотрены следующие наказания: смертная казнь, лишение свободы на срок до 20 лет и штраф на сумму 200 000 долларов

Япония. Подлежат наказанию ввоз, изготовление, продажа, хранение с целью продажи опиума, а также приборов, служащих для курения опиума, само курение опиума, предоставление помещения для курения. Наказание — каторжные работы на различные сроки.

Голландия. Наказание за торговлю наркотиками внутри страны карается лишением свободы на срок до 8 лет, а за международную торговлю — до 12.

США. В ряде американских штатов за тяжкие виды торговли наркотиками, их организованную продажу предусматривается смертная казнь или до 20 лет каторги. Другие, менее тяжкие виды преступлений, связанные с наркотиками, в том числе их потребление, караются длительными сроками лишения свободы.

Украина, Россия, Белоруссия, Казахстан и ряд других стран СНГ. Законы, Указы и постановления — декларативны. Уголовное преследование за сбыт наркотиков — лишение свободы. В Украине — до 12 лет лишения свободы...