Наша нелюбовь друг к другу — "минотавр, пожирающий нас изнутри", по точному определению одного из собеседников Надписи-На-Заборе, — заставляет двигаться дальше в тревожных размышлениях о нас. И отважно задаться вопросом, безрезультатно терзающим уже не одно поколение жителей нашей территории. Если принимать за основу предположения, что горе у каждого свое, а счастье объединяет — существует ли в Отчизне то спасительное объединяющее "нечто", по поводу которого мы, такие по-разному друг друга нелюбящие, можем сообща чувствовать счастливую гордость в условиях современной нам Украины?..
"Украина — диво дивное"
А гордиться этим дивом дивным вместе — непросто. Поскольку замусоленные "точки соприкосновения" граждан всея Украины в этом смысле являются бесперспективным нафталинным старьем.
Гордиться Родиной (большой, средней, малой и т.д.) нас всегда приучали как-то так, что мы ставили разговор о, пардон, "национальной гордости" с ног на голову. Второстепенное становилось главным, главное —второстепенным (в лучшем случае). Нам предлагалось гордиться "соловьиной". А вспоминать наши священные войны на этой же почве уже как-то и неприлично. Гордиться трудолюбием и дружелюбием народа. Ага... Гордиться уникально плодородным черноземом (хлебницей Европы, как известно). Это скольких из нас объединило со слезами на глазах? И т.д.
Есть еще некраткий перечень из ботанико-кулинарно-топографического. О калине, варениках с борщами, и тропинке, которая домой ведет сама.
Что-то относительно системное — например, наши исторически-боевые подвиги — тоже не очень помогают. Здесь все как-то запутанно. Во-первых, нам, людям простым, ориентироваться в калейдоскопе интерпретаций одних и тех же событий глубокой и не очень старины уже давно непросто. Во-вторых, как-то откровенно беспокоит то, что мы слишком уж увлекаемся возвеличиванием и празднованием наших исторических военных (и не только) поражений, которые мы помпезно преподносим как своего рода победу духа.
С другой стороны, наших ситуативных побед мы, если разобраться, тоже должны были бы опасаться. Какая из них завершилась чем-либо путным за последние несколько сотен лет?.. Плюс то, что одни из нас считают подвигом, другие (из нас же) считают преступлением против собственного народа.
Что там еще? "Общая" культура — тема для отдельного разговора. Боксы-футболы и т.п.?.. Чем ярче кратковременные вспышки объединенного энтузиазма, тем агрессивнее взаимные мелкие конфликты после его затухания.
И, как не верти — все, что должно было нас объединять согласно "учебнику", нас крепко разъединяет...
"Одна калина за вікном, одна родина за столом…"
Мы рефлекторно "гордимся" чем-то в пространстве очень прикладном, по сути бытовом. Нашу несомненную гордость вызывают лица и объекты, которые окружают нас непосредственно. Мы гордимся реальными или мнимыми успехами детей-внуков в обучении, новоприобретенным автомобилем, более высоким, чем у соседа, забором и т.д. Для нас вообще "выхваляться", ну, в смысле, вы-"это" — и есть "гордиться". Если разобраться, нам гордиться-выхваляться чем-то за пределами одной семьи за столом не очень-то и нужно.
Нет, мы вроде и не против, но, во-первых, нам это надо как-то подать готовым, и разжевать хорошенько. Потому что "чем гордиться, и что на это влияет?" — вопрос для нас почти всегда непростой. Правда, временами помогают "соседи" ошую и одесную от границы. Те представители шоу-бизнеса или, скажем, литературы, которых там "поняли", почти автоматически становятся предметом гордости отечественной.
Нас временами заводит гордость "земляческая". На уровне улицы, села, города, района-области, или административно не формализованного, но ярко представленного в общественном сознании региона Украины. Но здесь, опять же, возникают вопросы контекстуального характера. Выходец из одного восточноукраинского городка получил четыре "Оскара" за лучшую музыку к фильмам. Повод для гордости или нет? Именем одного крохотного западноукраинского городка названы сразу два весьма действенных (правда, враждующих между собой) еврейских общества в США. А?..
Это к разговору о культуре. Мы вообще за сотни лет послушненько разрешали целому ряду других наций (и соседей, и не только) приватизировать наше культурное наследие и его авторов. Ими гордятся другие... Их "репатриация", как и тщательная инвентаризация на любом уровне того, что у нас все же осталось, покрываясь пылью сто- и десятилетий, приоритетом не стала.
Ну и, как водится, нехватка трудолюбия в открытии для себя невероятной по разнообразию культурной географии Украины с избытком компенсируется энергичными ссорами по поводу того, о чем мы все же что-то знаем.
"Я б тебе не бачив, якби ти не прийшов…"
Несправедливо было бы говорить, что среди нас нет героев, которыми можно и нужно гордиться. Мы иногда говорим о них, или открываем их для себя в историческом и ежедневном измерениях. "Исторические" становятся темой для спорадичных вспышек обсуждений, в частности в рамках телевизионных ток-шоу. Современные нам простые граждане регулярно становятся "героями-на-час" в рамках церемоний награждения национальными премиями имени украинских благодетелей. Спасая кому-то жизнь физически, они, как правило, исчезают для нас в свою жизнь бытовую.
Временами все это носит легкий привкус "показухи". Но дело не только в этом. Для нас все это — констатация проявления таланта или мужества отдельных лиц, индивидуумов. Думать о них как о кирпичиках, из которых выстраивается персонально национальная гордость десятков миллионов граждан Украины, для нас непривычно и как-то неестественно.
Поскольку принадлежность к этнически-культурно-территориально (казалось бы) общей нам территории не является предпосылкой мгновенной солидаризации, общей идентификации или братания. Яркая иллюстрация тому — наше поведение в отношении друг к другу за рубежом. В отличие от наших "северных" соседей, когда мы (безошибочно кстати) узнаем соотечественников, то в большинстве своем, друг другу в объятия не бросаемся. Общее гражданство, верхняя одежда, навязчиво раскрашенная в национальные цвета, не побуждают нас мгновенно подумать-сказать на любом языке: "Эй, я тоже из Украины — это же круто".
"Не тягніть, куме — все одно потону…"
Вопрос "почему так?" — и риторический, и не очень. Как общество мы — апофеоз затертого фольклором до дыр феномена кумовства. "Со старта" доверять кому-то, уважать кого-то и совместно чем-то гордиться с кем-то, кто не является "кумом", для нас — системный вызов. Наш мир — крепостная стена вокруг семейного очага. Какая уж там, разделенная с нелюбимым незнакомцем, гордость за призрачное, мало понятное, и откровенно дискуссионное.
Да и вторгаемся мы здесь на территорию мучительную. Потому что "гордость" — безотносительно сопровождающих ее прилагательных — один из тех предметов роскоши, в которых мы часто сознательно и бессовестно решаем себя "ограничить". Часто вроде бы на благо семьи, в т.ч. дорогих кумовьев, застенчиво ковыряющих печь, "потому как оно им и не так, чтобы надо было...". Мы "вынуждены" ползать, кривить душой, врать себе — а все это вряд ли является достойным гумусом для формирования ростков некрикливой, вдумчивой и настоящей гражданской гордости за страну, в которой мы живем. Кумовство, бесхребетность и душевная леность, обнявшись, могут стать трехсвечником на тризне по нашей национальной гордости.
Не важно, является нашей бедой или нашей виной то, что мир гордых, толерантных и современных "украинцев" — этнических, политических, ментальных, культурных и т.д. — кажется несбыточной мечтой. Важен честный ответ на другой вопрос — нужна ли нам гордость? Если таки "да" — давайте отбросим то, по поводу чего никогда не договоримся друг с другом. Какой смысл выцарапывать друг другу глаза по поводу вопросов "религиозных", т.е. позиций, в которые мы верим свято, давно и непреклонно? Давайте находить сферы, где то, чем гордится сосед по улице (селу, городу, области, региону) не вызывает у нас скрытого или агрессивного сопротивления.
* * *
Нет, мы не можем мыслить одинаково — нас очень много, и мы слишком разные. Но национальная, региональная, этническая, культурная, философская, какая там еще гордость — наш способ поверить в то, что мы сможем сделать что-либо: а) не только за деньги; б) не только с "кумом". Вместе. И гордиться тем, что мы вместене вопреки, а именно благодаря тому, что мы — разные.