В первый весенний месяц среднестатистический украинец разбогател сразу на 193 грн. Для тех, кто не почувствовал это на собственном кошельке, есть данные Госкомстата: номинальные зарплаты в Украине в марте 2011-го выросли относительно предыдущего месяца на 8,3% — до 2531 грн. На первый взгляд, есть чему радоваться. В феврале заработная плата повысилась на скромные 1,8%. Даже если скорректировать мартовскую статистику на уровень инфляции, то официально реальный рост зарплат оказался тоже немалым — 6,6%.

Неплохая динамика в секторе лесного хозяйства, где оплата труда увеличилась на 14,5% по сравнению с предыдущим месяцем, и в промышленности, где зарплаты прибавили 12,6%. Среди лидеров роста — коксовая и нефтеперерабатывающая отрасли (в этом секторе оплата труда повысилась на 18,6%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (16,8%), пищепром (14,8%), производство резиновых и пластмассовых изделий (13,4%). В марте произошло также традиционное сезонное увеличение зарплат в сельском хозяйстве и строительстве. Однако рекордные показатели зафиксированы в экспортно ориентированной металлургии. За первый весенний месяц оплата труда в секторе возросла на 21%.
К примеру, менеджмент компании «АрселорМиттал Кривой Рог» еще в конце марта озвучил планы о повышении зарплат своим сотрудникам в три этапа: в январе — на 3%, в апреле — на 7%, а осенью — еще на 10%. Первый этап повышения окладов и тарифных ставок провели задним числом, а потому рост пришелся как раз на март. Сейчас средняя зарплата на метзаводе достигает 4,3 тыс. грн. Кроме того, по словам Сергея Притоманова, исполнительного директора Федерации металлургов Украины, предприятие выплатило в марте 13-ую зарплату, а Макеевский метзавод — компенсационные выплаты уволенным. Работникам Мариупольского металлургического комбината им. Ильича последний раз оплату труда пересматривали в ноябре прошлого года. Но, как объяснил генеральный директор предприятия Владимир Бойко, сейчас зарплаты на предприятии растут благодаря увеличению объемов производства. «Средняя зарплата уже перевалила за 3 тыс. грн», — комментирует топ-менеджер. Благодаря выполнению предписанного плана сотрудники Алчевского металлургического комбината в марте смогли получить зарплаты на 220 грн больше.
Впрочем, скачок зарплат в отрасли можно лишь отчасти объяснить наращиванием объемов выпуска метпродукции. Производство в марте увеличилось на 12% по сравнению с февралем. При этом посуточно оно расширялось всего на 3%, тогда как почасовая оплата труда в металлургии возросла на 9%. Еще один возможный фактор роста — возвращение сотрудников, которых во время спада вынудили уйти в отпуска без сохранения зарплаты. Таких «отпускников» в отрасли стало меньше на 5,8%.
Тем не менее оптимистичную мартовскую статистику рынка труда вряд ли можно назвать признаком ускорившегося восстановления отечественной экономики. Наоборот, по данным НБУ, рост индекса производства базовых отраслей Украины замедлился с 10,5% в феврале до 8,5% в марте. Среди основных причин такого торможения — ослабление внешнего спроса из-за нестабильной политической ситуации в Северной Африке.
Если внимательнее изучить цифры, то можно наткнуться на еще более любопытные вещи. «Рост зарплат в марте был обусловлен преимущественно увеличением отработанных часов», — говорит аналитик BG Capital Виталий Ваврищук. Просто в марте украинцы стали больше работать на 10,4%. И щедрость работодателей здесь ни при чем. Более того, почасовая оплата труда снизилась на полтора процента по сравнению с февралем. Поэтому мартовский рост зарплат, о котором браво отрапортовал Госкомстат, и остался незамеченным, а украинцы стали еще пессимистичнее. По данным Gfk Ukraine, в марте 2011 года индекс потребительских настроений населения ухудшился до уровня весны кризисного 2009-го.