Оппозиционные политсилы уходят с каждого заседания подготовительной рабочей группы по запуску нового парламента с одним и тем же требованием: голосовать депутаты обязаны персонально. Даже на рассадку нардепов в сессионном зале подальше от президиума «Батькивщина», «УДАР» и «Свобода» отреагировали спокойно, хотя их и подначивали к реакции в стиле: нас рассадили именно так, чтобы мы не успели добежать до трибуны, если ее надо будет блокировать. При этом «регионалы» всячески пытаются представить поведение оппозиционеров как неконструктивное. Дескать, мы готовы им отдать 13 комитетов из 28, а они еще и выделываются. Как заявил Сергей Кивалов, оппозиционерам стоит вспомнить, что «избиратели их наняли на 5 лет в Верховную Раду работать».
Во-первых, на четыре. А, во-вторых, избиратели в 2007-м тоже нанимали нынешних нардепов работать и лично голосовать за законопроекты, но в результате оказалось, что за законы у нас голосуют человек 50 (как, например, за любимое детище Президента Уголовно-процессуальный кодекс), а остальные представители провластного большинства в это время решают свои личные проблемы.
Однако «регионалы» не хотят признать, что в этот раз оппозиционеры начали не с дележа комитетов и парламентских должностей (читай - с грызни), а с контроля над работой коллег, чтобы этот парламент не пошел по позорному пути предшественников, голосующих по мановению руки Чечетова. Учитывая, что большинство в Раде будет ситуативным, для ПР требования оппозиционеров о персональном голосовании действительно очень болезненны. Кроме того, говоря о 13 комитетах, которые власть готова отдать оппозиционным фракциям, в ПР недоговаривают, что самые «вкусные» комитеты они либо заберут себе, либо выставят на торги для потенциальных «тушек».
Как рассказал «Комментариям» «ударник» Валерий Карпунцов, «комитет по вопросам местного самоуправления, по идее, должен был быть в перечне комитетов, на которые может претендовать оппозиция (напомним, Виталий Кличко высказал пожелание работать именно в этом комитете), однако его хотят убрать из списка. Ходят слухи, что этот комитет хочет Давид Жвания». Та же история, по его словам, с регламентным комитетом. «Его тоже не отдадут оппозиции, его главой как был, так и останется Владимир Макеенко. Это очень важный форпост для власти: этот комитет решает вопросы создания и распада фракций, определяется с кадровыми вопросами». «В целом, - продолжил Карпунцов, - можно логически предположить, какие комитеты будут отданы оппозиции. Это комитеты по делам пенсионеров и ветеранов, по вопросам евроинтеграции, по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, а также свободы слова». К слову, по информации «Комментариев», на комитет по делам пенсионеров претендуют и коммунисты. Ведь они в большинство входить не хотят, значит, тоже оппозиция.
Как объяснила «Комментариям» представительница «Батькивщины» Александра Кужель, в ее политсиле все депутаты написали, в каких комитетах хотели бы работать. «Каждый пишет свои пожелания, несколько вариантов. Многие хотят идти в бюджетный комитет, комитет по налогам и банкам, но есть варианты. Я написала свои – экономическая политика, комитет по вопросам социальной политики, комитет по вопросам предпринимательства», - рассказала она. При этом Кужель отметила, что предложения оппозиции по комитетам и их деятельности не рассматриваются. Например, о создании нового комитета вместо комитета по регуляторной политике, который имел бы ряд контрольных функций на всех государственных уровнях, начиная от поселкового совета и заканчивая Кабмином.
«Вопрос комитетов для нас второстепенный. Хотя, конечно, это инструмент влияния на власть. Но он не настолько весомый, как обеспечение конституционной нормы персонального голосования депутатов», - отметил «свободовец» Игорь Мирошниченко. По его мнению, важно, чтобы оппозиция, независимо от фракционной принадлежности ее представителей, получила доступ к бюджетному комитету. «Судя по бюджету, который сегодня будет голосовать парламент, у нас будет происходить жесткий дерибан. Такого быть не должно», - подчеркнул он. Среди других важный для оппозиции комитетов Мирошниченко назвал комитеты по свободе слова и правам человека. «Для нас нет неважных вопросов: это касается и проблем пенсионеров, и духовности, и защиты языка. Но если бы у нас было большинство, мы могли бы требовать комитеты. Но в данном случае нам предстоит убеждать власть, что это (передача оппозиции ряда важных комитетов – ред.) в ее интересах. Однако сделать это будет крайне сложно», - подытожил «свободовец».