Одна из скрытых интриг ближайшего времени заключается не в том, «кого выберут Гонтаревой» и даже не в принятии закона об антикоррупционном суде. Есть интрига более тонкая, о которой по причине ее сложности практически не говорят эксперты на телевидении. Речь идет о принятии законопроекта «О валюте», который был одобрен на Национальном совете реформ.
Президент Петр Порошенко, в свою очередь, решил не откладывать дело в долгий ящик, подмахнул документ и отправил его в Верховную Раду, дабы парламентское большинство рассмотрело и приняло законопроект.
Принятие этого законопроекта имеет более разветвленные взаимосвязи с будущим развитием украинской экономики, чем это может показаться при поверхностном ознакомлении. Кроме того, от этого закона зависит и успешность вектора евроинтеграции, а также получение нами макрофинансовой помощи от международных доноров.
Одной из ключевых проблем, которые сдерживают приток иностранных инвестиций, а следовательно, и структурную перестройку украинской экономики, является блокировка основных каналов движения капитала.
Причем заблокированы не только каналы на вывод капитала, но и базовые каналы «на вход».
На сегодня лишь суммы до 15 тыс. грн можно без проблем заводить в банковскую систему из наличного оборота. В случае если сумма составит от 15 тыс. до 150 тыс. грн, клиенту придется пройти процедуру идентификации. А в случае завода денежных средств в размере более 150 тыс. грн, что на сегодняшний день является эквивалентом менее 5 тыс. евро, придется пройти процедуру углубленной идентификации, которая предусматривает не только заполнение анкеты про имущественное и финансовое состояние клиента, но и предоставление в банк всех подтверждающих документов относительно источника дохода на сумму вносимых в банк средств: выписки с депозитных и расчетных счетов, налоговые декларации и т. д. В противном случае клиент вместе со своими деньгами будет отправлен «в подвал», но не тот, что вы подумали, а в банковский - в помещение с банковскими ячейками. Именно поэтому найти вместительную ячейку в киевском банке сейчас достаточно проблематично, в то время как депозитные и расчетные счета клиентов пока еще не вышли на докризисный уровень. Стоит ли говорить, что весь этот ресурс, который находится вне банков, мог бы работать на благо экономики в виде кредитов и инвестиций?
Кроме того, инвестиции нерезидентов продолжают заводиться в Украину через так называемые инвестиционные счета, что создает для иностранцев массу неудобств: достаточно сложно объяснить иностранной компании, почему купить товар по экспортному контракту у украинского контрагента, например зерно, без открытия инвестиционного счета можно, а инвестиционный актив, к примеру, недвижимость, землю или ценные бумаги, уже нельзя.
Это что касается блоков «на вход». К сожалению, действуют и блоки «на выход».
Только совсем недавно НБУ разрешил нерезидентам репатриировать за рубеж дивиденды, полученные ими в украинских компаниях за любой отчетный период.
Но сумма вывода до сиз пор ограничена $7 млн (ранее было $5 млн) в месяц. И здесь опять нерезидента охватывает когнитивный диссонанс. Ведь он, наивный, не понимает, какое отношение имеет Нацбанк к его законно полученным деньгам? Почему регулятор позволяет себе определять периоды и суммы? Заметим, что речь идет о дивидендах, то есть украинские компании уже заплатили с этих средств налог на прибыль, а с самих нерезидентов был удержан налог на репатриацию, то есть госбюджет уже пополнился как минимум 33% налоговых поступлений (18% - ставка налога на прибыль и 15% - основная ставка на репатриацию). Тут, кстати, государство проводит воистину близорукую политику: ведь если НБУ искусственно сдерживает отток капитала по такому каналу, как выплата дивидендов нерезидентам, то он фактически занижает поступления в бюджет по налогу на репатриацию, не говоря уже о том, что подобная политика стимулирует компании «химичить» и занижать налогооблагаемую прибыль: все равно ничего вывести не дадут.
Кроме того, на сегодняшний день существуют и ограничения по досрочному погашению кредитов нерезидентов: ранее эти операции запрещалось полностью, на сегодня разрешено досрочно выплачивать не более $2 млн в месяц. В то же время Украина в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС взяла на себя обязательства либерализировать каналы движения капитала.
На данный момент западные партнеры не торопят нас с этим сложным для НБУ процессом. Но вечно так продолжаться не может.
К чему приведет либерализация каналов движения капитала, предсказать несложно. Для этого необходимо просто ответить на вопрос: каким финансовым учреждениям и финансовым инструментам (например, акциям) будут доверять украинцы: немецким или своим? Именно поэтому подобные реформы необходимо проводить параллельно с эффективными структурными преобразованиями экономики. Только в этом случае быстрый рост стоимости украинских активов и более высокая доходность смогут компенсировать преимущество европейских рынков в плане надежности.
Рано или поздно Украина осознает безальтернативность системной валютной либерализации. Кстати, известный план реформ Бальцеровича, который наши чиновники любят поминать всуе, как раз и базировался на полной отмене всех валютных ограничений и разблокировании каналов движения капитала.
Экспресс-анализ законопроекта «О валюте» позволяет сделать несколько предварительных выводов. Украина в последнее время достаточно успешно интегрировалась в европейское пространство относительно свободного движения товаров и услуг. «Гибридно» адаптируется и к свободному движению трудовых ресурсов. А вот со свободным движением капитала пока не складывается. Соответствующая директива ЕС 88/361 предполагает полную либерализацию каналов движения всех видов капитала на общеевропейском пространстве. Поэтому если Украина планирует продолжить движение на пути евроинтеграции и включиться в европейский рынок финансовых услуг, нашим чиновникам придется отказаться от самого сладкого: контроля за валютными потоками. С этой целью в законопроекте заложена достаточно здравая философия о поэтапной замене валютного контроля налоговым, как это сделали в США и ЕС. Смысл данной новации заключен в следующем: если человек или компания заплатили все налоги, то они могут осуществлять большую часть валютных операций без получения индивидуальной лицензии НБУ. Для этого достаточно просто уведомить Нацбанк.
Саму суть законопроекта можно свести к следующему.
На сегодняшний день есть различные формы бизнеса, которые в целях оптимизации налогообложения в промежутке между точкой сбыта продукции/услуг и получением выгод от этого создают глубоко структурированную систему, в том числе и с помощью контролируемых иностранных компаний (КИК). Конечная цель этих конструкций заключается в том, чтобы на каждом этапе, который разрывает финансовый поток, частично оптимизировать налогообложение. А так как этих этапов достаточно много, то государство в результате получает не то, что должно, а то, что не жалко. В результате применения норм закона и стандартов BEPS государство увидит, кто стоит в конце «пищевой цепи», то есть кто тот бенефициар, получающий прибыль от применения схем с использованием КИК в процессе продажи товаров на международных рынках. Схема налогообложения, таким образом, максимально упроститься: вместо того что бы бороться с оптимизацией на каждом этапе движения финансового потока, достаточно будет лишь обложить налогом конечного бенефициара. И тогда вся его громоздкая система международного структурирования бизнеса станет бесполезной - налоги все равно придется платить.
Почему это важно для рядовых законопослушных граждан? Дело в том, что в попытке нейтрализовать мифического бенефициара НБУ ограничил движение капитала и для всех остальных. Все равно как в борьбе с тараканами сжечь кухню. В случае же адаптации более прогрессивных норм законодательства законопослушные граждане уже не будут заложниками закрытой системы валютных ограничений: каждый, кто заплатил налоги с полученных доходов, сможет вложить свой профит на международном рынке капитала. Для этого будет необходимо сделать лишь несколько стандартных процедур: задекларировать доходы, заплатить налоги, уведомить НБУ. И все. Больше никаких лицензий и административных преград.