Полку операторов электронных платежей прибыло – вчера Киевстар запустил сервис, позволяющий абонентам рассчитываться за товары и услуги за счет списания денег с мобильного счета. Оператор подчеркивает, что услуга позиционируется для совершения микроплатежей и должна рассматриваться как альтернатива «неразвитым и сложным системам платежей с банковской карты».

Идея расширения компетенции оператора связи в сторону мобильных платежей не нова. Еще в 2009 году российские мобильщики предложили своим абонентам возможность оплачивать с мобильного счета всевозможные товары и услуги – от квартплаты до железнодорожных билетов. С технической точки зрения, у отечественных компаний не было никаких препятствий, чтобы оперативно перенять опыт российских коллег. К тому же именно тогда обнаружилось, что доходы от голосовой связи стагнируют, и разговоры о неизбежной трансформации бизнес-модели оператора связи звучали в полный голос.

Однако и тогда, и сейчас основным препятствием для такой трансформации в Украине остается регуляторная политика государства. На протяжении нескольких последних лет операторы указывали на два основных камня преткновения: необходимость в дополнительной лицензии (оператор становится игроком рынка финансовых услуг) и 7,5% сбор в пенсионный фонд, взимаемых с услуг связи. Более того, Нацбанк явным образом указывал на невозможность предоставления оператором связи финансовых и телеком-услуг одновременно.

«Сбор в пенсионный фонд ... не позволяет абоненту эффективно воспользоваться теми средствами, которые лежат у него на счету. Иначе операторы будут вынуждены с каждой транзакции снимать дополнительные 7,5%, что сделает абсолютно немыслимой наценку на финансовые услуги, заказываемые абонентом. Кроме того, у операторов мобильной связи нет лицензии на предоставление финансовых услуг, что делает развитие данного сегмента рынка по сути невозможным», — характеризует ситуацию Александр Баринов, гендиректор оператора life:)

Последние несколько лет операторы активно прорабатывали возможные варианты «обхода» вышеперечисленных препятствий, не оставляя надежды на скорый запуск новых услуг в сегменте мобильных платежей. «Тезис о том, что практика карточных платежей в Украине неразвита, кажется спорным. На презентации самой компании доля украинцев, которые пользуются карточками, указана как 46%. И это, среди прочего, означает, что окно возможностей для выхода операторов связи в сегмент микроплатежей постепенно закрывается», — поясняет операторский интерес к теме мобильных платежей Роман Химич, эксперт Netton Consulting Group.

В этом свете схема, изобретенная Киевстар, заслуживает отдельного внимания. Необходимость в оформлении лицензии на финуслуги отпала благодаря тому, что все финансовые операции выполняет партнер оператора – ФК «Контрактовый дом», обладающая пакетом необходимых разрешительных документов. В Киевстар особо подчеркивают, что при проведении мобильного платежа оператор всего лишь обеспечивает технический доступ абонента к услугам финансовой компании.

Чуть сложнее обстоит вопрос с обходом сбора в пенсионный фонд. «Модель сотрудничества с финансовым партнером заключается в том, что абонент продает права требования Киевстару. В то же время средства, полученные Киевстаром от абонента, не покидают счетов Киевстара до того момента, как они будут использованы на мобильную связь. Таким образом, НДС и сбор в ПФ платится в полном объеме», — поясняет нюансы модели Алексей Киреев, директор по новым продуктам и технологиям Киевстар.

В конечном итоге удобство пользования мобильными платежами от Киевстар остается под вопросом. «Услуга, которую презентовал Киевстар, кажется мне неочевидной, как для пользователя, так и для самого оператора в плане заработка. Её можно рассматривать как «форму протеста» оператора против неадекватной заградительной политики НБУ, делающей невозможной реализацию хорошо зарекомендовавших себя бизнес-моделей. И операторы мобильной связи не одиноки в своем стремлении «выкрутиться» под прессом нереализуемых требований госрегулятора — история с WebMoney живой тому пример», — комментирует Роман Химич.

Недавний «налет» на киевский офис WebMoney заставил проявить изобретательность еще одного игрока рынка электронных платежей – «Яндекс.Деньги». В отличие от Киевстар, укрывшегося за спиной финансового партнера, платежная система решила поиграть с Нацбанком в прятки. Согласно официальному комментарию, «Яндекс.Деньги» попросту отсутствуют в Украине, поэтому и «накрывать», мол, фактически некого.

«Яндекс.Деньги» не являются участником банковского рынка Украины, а работают только на территории России. В отличие от WebMoney у «Яндекс.Денег» не было и нет отдельного юрлица в Украине… Также добавим, что «Яндекс.Украина» не является представительством российского ООО НКО «Яндекс.Деньги» в Украине, это совершенно разные компании», — резюмируют в компании.

Напомним, что системам «Яндекс.Деньги» и WebMoney Нацбанк долгое время отказывает в согласовании правил. Высказывается мнение, что НБУ умышленно затягивает согласование, благоприятствуя тем самым другой платежной системе — «Глобал Мани», связанной с бизнес-интересами «семьи».

Очевидно, что до тех пор, пока участники рынка будут вынуждены изворачиваться подобным образом, Украинe по уровню развития мобильных платежей будут сравнивать с отсталыми странами Африки. «Однако, все еще остается надежда на полноценное взаимодействие мобильных операторов и банковских учреждений — в первую очередь в виде NFC-проектов и «электронных кошельков», связанных с традиционной банковской картой. Это развяжет руки плательщику и даст возможности более серьезного заработка для оператора», — резюмирует Роман Химич.