О проблемах в сфере обеспечения украинской армии вооружениями, боевой техникой и военным имуществом написано и сказано в разные годы достаточно много. В том, что эти проблемы системные, нет никаких сомнений. Коррупция и непрофессионализм, пронизывая органы военного управления всех уровней, создают благоприятную среду для дельцов, которые крутятся вокруг потоков бюджетных средств, выделенных на оборону страны.

Но сегодня есть более весомый аргумент. За словами «боеспособность» и «боеготовность» Вооруженных сил стоят жизни наших солдат. И заглохший двигатель, и нестреляющий пулемет или гранатомет, и не обеспечивающая защиты радиосвязь, и некачественный ремонт техники — все это должно стать основанием для привлечения к ответственности всех тех, кто за это отвечает.

Непрофессионализм или саботаж?

Об истории с обнаруженной в порту «Октябрьск» бесхозной партией патронов я упоминал в своей статье «С чего собирается Родина« в августе 2014 года. Напомню, что с 2000 года на портовых складах хранятся пятьдесят миллионов патронов, которые «никому не принадлежат». Естественно, никакой бурной реакции на публикацию этого эпизода со стороны военного ведомства не последовало. Не прошло и года, как заместитель начальника Генштаба В.Хижий сообщил ГК «Укроборонпром», что в Генеральном штабе продолжается проработка вопроса о дальнейшем использовании указанных боеприпасов, и даже сообщил о готовности их бесплатно принять!

Очередь в спину

Какого же размера должен быть мозг у главного военного снабженца, чтобы год изучать ситуацию, которая выеденного яйца не стоит, а после этого выдать на гора такую глубокую мысль?! И это в стране, измотанной необъявленной войной!

Еще более «блестящую» военную мысль продемонстрировало командование Воздушных сил, объявившее в Вестнике государственных закупок о проведении открытых торгов на закупку цифровых радиорелейных станций. Видимо армейские связисты не особо мучились с типом станции, поскольку из всего существующего разнообразия выбрали обыкновенную радиорелейную станцию коммерческого назначения.

Очередь в спину

 

Очередь в спину

Может быть, в условиях мирного времени такой подход был бы оправдан, и не надо было бы задумываться о защите от средств радиоэлектронной борьбы противника, скрытости связи, шифровании команд управления доступом и трафиком и т.д. И это далеко не полный пакет требований к подобному оборудованию, используемому в военных целях. Неужели квалификация военных связистов столь низка, что не позволяет отличить коммерческое оборудование от военного?

Наши высокопоставленные государственные мужи неустанно заявляют, что, дескать, нам никто не предоставляет современное оружие и военную технику. Мы готовы, а нам не дают! Оказывается, дают, но мы брать не хотим!

Правительство Канады выделило 5 млн долларов США для оказания технической помощи украинским вооруженным силам и предложило бесплатно поставить радиорелейные станции новейшей разработки, используемые США, Канадой, другими странами НАТО. Но, как оказалось, украинская бюрократия непобедима даже в условиях войны. Образцы станций, направленные Канадой украинским военным для проведения испытаний, две недели не могли пройти таможню. Лишь благодаря настойчивости представителей канадской фирмы-поставщика удалось доставить станции для испытаний, которые прошли достаточно успешно, а все оборудование было положительно оценено военными специалистами. Казалось бы, все препятствия сняты. Но нет! Остался самый главный бюрократический процесс — принять эти станции на вооружение. И тут оказалось, что командованию Воздушных сил совсем неинтересно получить бесплатно от правительства Канады радиорелейные станции, ведь деньги на проведение закупки такого оборудования уже выделены. Неужели негласно определен победитель предстоящих торгов? А может уже и интересы сторон учтены (читай — откаты поделены)?

Ударим по врагу качеством ремонта боевой техники!

Не лучше выглядит положение дел и в сфере ремонта вооружений и военной техники. Из бюджета на эти цели выделены четыре с половиной миллиарда гривен. Минобороны в ряде случаев разрешено проведение 100% авансирования.

По итогам работы за пять месяцев текущего года предприятиями ГК «Укроборонпром» план работы, согласованный с Минобороны, не выполнен на 25%. При этом не исполнены в полном объеме даже договоры за 2014 год.

В своем письме в «Укроборонпром» начальник Генштаба В.Муженко указывает, что предприятиями госконцерна не отремонтировано 43 единицы боевой техники и вооружений, включая 7 БТР-80, 8 БТР-70, 12 БМП-2, 6 БМ-21 «Град».

Очередь в спину

 

Очередь в спину

 

Очередь в спину

 

Очередь в спину

 

Очередь в спину

 

Очередь в спину

 

Госпредприятие «Житомирский бронетанковый завод» из запланированных для ремонта в первом полугодии текущего года 80 двигателей УТД-20 для БМП отправило в войска после ремонтных работ лишь 8 единиц.

О качестве уже проведенного ремонта надо сказать отдельно.

В феврале 2015 года во время приемки 11 танков Т-64БВ, отремонтированных на ГП «Киевский БТЗ», вияснилось, что все боевые машины не были укомплектованы ЗИП (запасными инструментами и приборами), а на двух танках выявлена неисправность системы управления огнем.

На ГП «Николаевский БТЗ» в апреле-мае текущего года ремонтники вообще «забыли» установить на 17 БТР крепления для пулемета, а на одном из бронетранспортеров после проведенного ремонта оказался неисправным двигатель.

По данным Генерального штаба, в 2014–2015 годах во время эксплуатации на 151 единице боевой техники выявлены неисправности, связанные с некачественным ремонтом.

Из 102 отремонтированных БМП-2 неисправными оказались 85! При этом неисправности обнаружились в системах управления огнем, электрооборудовании башен, системах охлаждения и смазки.

Из 90 танков Т-64 и БМ «Булат» на 66-ти были после ремонта выявлены поломки, которые также касались систем управления оружием, электрооборудования и силовых агрегатов.

Еще более поразительными оказались данные о состоянии исправности боевой техники, поставленной в рамках выполнения оборонного заказа.

Не секрет, что в прошлом и текущем годах вооруженные силы получили 20 единиц БТР-3 и 25 — БТР-4. Все помнят красочные, шумные шоу с участием руководителей страны по передаче боевой техники вооруженным силам.

Так вот, из этого количества современной боевой техники на ходу осталось лишь 18 штук. И паралич произошел не в результате боевых действий!

Как отметил В.Муженко в упомянутом мною выше письме генеральному директору концерна Р.Романову, причиной поломки этих изделий являются конструктивные недоделки, но руководство концерна игнорирует неоднократные обращения военных по этому поводу.

Единственное, что непонятно, почему В.Муженко чувствует себя комфортно, прося команду молодых менеджеров «Укроборонпрома» исполнить должным образом свои обязанности? Почему до сих пор эти материалы не отправлены в Генеральную прокуратуру?

Об успешной деятельности Государственного концерна «Укроборонпром» и его предприятий чаще всего можно услышать из уст его собственных руководителей и пресс-службы. Тон этих сообщений и публикаций торжественен и бравурен. Каждый раз хочется стоя аплодировать назначенцам от автотрейдинга и их многочисленным советникам и помощникам, в короткие сроки «освоившими» абсолютно новую для себя стезю — оборонную промышленность.

Очень жаль, что оценки «кропотливого» труда менеджмента «Укроборонпрома» не находят своего подтверждения у потребителя его услуг и продукции — вооруженных сил страны.

Туристы из «Укроборонпрома»

Не стану скрывать: в деятельности «Укроборонпрома» есть и позитивные показатели. За период пребывания в руководстве концерна Р.Романова значительно расширилась география зарубежных поездок руководителей концерна. Кроме того, с безответственностью трески расплодились советники и помощники, выезжающие в составе туристических групп для сопровождения за рубежом деятельности ведущих менеджеров «Укроборонпрома». Помимо традиционных выставок и салонов в списке пунктов и стран пребывания появились Шри-Ланка, Перу, Новый Орлеан и Лас-Вегас. В Брюсселе, Париже и Лондоне уже впору открывать постоянно действующие офисы «Укроборонпрома», ну чтобы не тратить государственные средства на поездки туда-сюда. 49 стран за 15 месяцев. Вы что-либо слышали о новых контрактах по производству и экспорту вооружений? Я — нет.

Сложно подсчитать затратную часть государства на финансирование поездок челноков из «Укроборонпрома», но с уверенностью можно сказать, что обещанного президентом пятого места среди ведущих экспортеров вооружений Украине не видать как своих ушей. А вот связать затратную часть туризма и подписание выгодных внешнеэкономических контрактов следовало бы. И в этой ситуации помощь правоохранительных органов была бы как нельзя кстати.

Ау! Прокуроры! Где вы?

А чем сегодня занята прокуратура?

Судя по письму главного военного прокурора А. Матиоса в Минобороны, кропотливо «изучает состояние соблюдения требований законодательства относительно повышения обороноспособности государства».

Очередь в спину

 

Очередь в спину

 

Очередь в спину

 

Естественно, что ничего из изложенного выше в поле зрения прокуратуры не попало. Зато А.Матиос озабочен тем, что руководством Минобороны до сих пор не решен вопрос содержания недостроенного ракетного крейсера проекта 1164, хранящегося на ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара»!

Ни слова нет в тексте ни о некачественном ремонте бронетехники, ни о некачественной технике, поставленной в рамках оборонного заказа, ни о проблеме закупок средств связи.

Вместе с тем, прокурор информирует министра о том, что служебные лица Макаровской КЕЧ района завысили стоимость закупки мазута на 1,4 млн грн. Конечно, важно, чтобы на закупках мазута не крали, но в сравнении с неисправной системой управления огнем на танке или БТР это выглядит насмешкой. Важно, чтобы и на закупках медицинского оборудования тоже не наживались, но как это сопоставимо с намерениями командования Воздушных сил закупить для обеспечения связи незащищенные коммерческие радиорелейные станции? Неужели не понятно, что использование подобных средств связи создает реальную угрозу для подразделений Вооруженных сил в боевых условиях, неужели не ясно, что противник будет получать в режиме реального времени всю информацию о действиях и планах армии? Может, необходимо в каждом абзаце статьи указывать номера статей уголовного кодекса и описывать состав преступления? Но зачем тогда мы, налогоплательщики, кормим толпу неквалифицированных прокуроров и разных уполномоченных?