21 декабря 237 голосами «За» Верховная Рада приняла законопроект №5364 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования сферы парковки транспортных средств». Документ предполагает упорядочивание деятельности на парковочных стоянках страны и предполагает наказания за их нарушения.
Законопроект нашел долгий путь: от регистрации в парламенте в ноябре 2016 года до его вручения на подпись президенту Украины 2 января 2018 года.
Правила парковки автомобилей: нарушил – зафиксировали – плати
Главной новацией законопроекта, пожалуй, можно назвать разрешения на использование фото- и видеофиксации нарушений правил парковки, что позволит по мнению авторов документа поднять дисциплину среди автовладельцев в вопросе парковок.
Как говорит соавтор законопроекта №5364 Павел Фролов, в сфере безопасности дорожного движения и парковки будут действовать три режима привлечения к административной ответственности.
Первый – «старый» режим. Он предполагает контакт полицейского и нарушителя, проверку водительского удостоверения, технического паспорта, составление постановления о привлечении к ответственности прямо на месте совершения нарушения.
Второй - автоматический режим. Он предусматривает фиксацию шести видов правонарушений стационарными камерами, которые могут быть установлены на путепроводах, столбах и даже на общественном транспорте.
Информация с камер будет поступать в центры обработки информации, где по результатам визуальной проверки полицейские, при помощи электронной цифровой подписи, будут так же составлять постановление.
При фиксации правонарушений в таком случае с нарушителя сначала взыскиваются штрафные баллы, которых хватает на три нарушения. А потом уже денежные штрафы.
Третий - режим фотосъемки или видеозаписи. Он предусматривает фиксацию трех видов нарушений в ручном режиме техническими средствами в специальной защищенной программе, которая автоматически будет отображать дату, время, координаты места нарушения.
В этом режиме смогут работать полицейские и уполномоченные от города инспекторы по парковке. Списание штрафных баллов не предусмотрено - сразу будет накладываться денежный штраф. Именно этот режим является новеллой закона №5364.
В зависимости от тяжести нарушения автовладелец может заплатить штраф в 20-30 раз превышающий стоимость 1 часа парковки, от 510 до 850 гривен могут заплатить владельцы парковок, нарушившие правила их содержания.
Любопытно, что условия законопроекта предполагают стимул для добросовестного плательщика штрафа – например, если оплатить штраф в течение 10 банковских дней после его наложения можно получить 50%-ю скидку на размер наказания, например, вместо 200 гривен ограничившись всего 100.
В связи с активным использованием фото и видеофиксации, позволяющей избежать личного общения с нарушителем, может возникнуть некоторая коллизия. Дело в том, что по законопроекту постановление о наложении штрафа за нарушение правил парковки с фото или же указанием веб-адреса в Интернете, на котором можно увидеть фото- и видеофиксацию нарушений, будут направляться гражданину, на которого зарегистрировано авто. То есть владелец авто, продавший его по доверенности, будет получать «письма счастья» за нарушения, которые он не совершал.
Тут соавтор законопроекта Павел Фролов советует несколько путей выхода из ситуации:
1) оформлять покупку не по доверенности;
2) не оплачивать штрафы, по истечении 30 дней соответствующее постановление будет направлено в исполнительную службу для принудительного исполнения. Далее транспортное средство будет арестовано и задержано на первом же из 70 постов полиции, оснащенных радаром «Рубеж» или его аналогом. Для возврата автомобиля необходимо будет погасить все штрафы в двойном размере и сделать это будет вынужден водитель, который пользуется автомобилем, ведь формальный собственник его уже продал и не нуждается в нем. По мнению Павла Фролова это будет иметь для последнего и серьезный воспитательный эффект;
3) разыскать пользователя и предупредить его о необходимости уплатить штраф, а также попросить его переоформить авто на себя или внести сведения о надлежащем пользователе в реестр владельцев транспортных средств;
4) наиболее радикальный способ - обратиться к нотариусу и отменить выданную ранее доверенность, а потом предоставить в полицию или ближайший сервисный центр МВД заявление об утере номерных знаков «своего» автомобиля. Номерные знаки попадут в базу розыска и на ближайшем посту полиции автомобиль будет задержан, после чего можно договариваться с пользователем или обращаться с иском в суд.
Правила парковки: инспекторы по паркингу автомобилей
Помимо режима фиксации нарушений вводится новая должность - уполномоченный от города инспектор по парковкам. В отличие от своего прежнего статуса - работника коммунального предприятия, занимающегося парковками, теперь это будут полноценные штатные единицы в расписании районных городских государственных администраций, то есть станут чиновниками. Последнее даст им право составлять протоколы о нарушении правил парковки.
Вместе с тем данное нововведение может стать серьезным коррупционным риском, ведь не секрет, что с парковщиками всегда можно было договориться, заплатив меньше стоимости парковки, но зато «мимо кассы».
Впрочем, нормами законопроекта за подобные деяния на инспекторов по парковкам предполагается накладывать штраф в размере от 850 до 1700 гривен - за повторное получение от водителя денег для оплаты парковки или штрафа за нарушения правил парковки.
В перспективе, кстати, подобный «человеческий фактор» может быть и вовсе исключен, ведь законопроект №5364 позволяет городам создавать автоматизированные системы контроля оплаты парковки.
Правила парковки: эвакуировать будут чаще
Помимо наложения штрафа припаркованное авто могут эвакуировать на штрафную площадку и законопроект №5364 дает довольно широкий перечень случаев, по которым автомобиль может быть препровожден «под арест».
Так, в Кодекс Украины об административных правонарушениях вводится статья 265-4 с перечнем причин, по которым авто может очутиться на штрафплощадке:
- размещение транспортного средства считается таким, что существенно препятствует дорожному движению или создает угрозу безопасности движения, в случае, если транспортное средство:
1) поставлено на проезжей части в два и более рядов;
2) расположено в запрещенных Правилами дорожного движения местах остановки или стоянки, а именно:
а) на железнодорожных переездах;
б) на трамвайных путях;
в) на эстакаде, мосту, путепроводе или под ним, или в тоннеле;
г) на пешеходном переходе или ближе 10 м от него с обеих сторон, кроме случаев остановки для предоставления преимущества в движении; ґ) на перекрестках и ближе 10 м от края пересекаемой проезжей части при отсутствии на ней пешеходного перехода, за исключением остановки для предоставления преимущества в движении и остановки против бокового проезда на Т-подобных перекрестках, где есть сплошная линия разметки или разделительная полоса;
д) на проезжей части, где расстояние между сплошной линией разметки, разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и транспортным средством, которое остановилось, менее 3 м;
е) ближе 30 м от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, а если их нет - ближе 30 г от дорожного знака такой остановки с обоих сторон;
є) ближе 10 м от обозначенного места выполнения дорожных работ и в зоне их выполнения;
ж) в местах, где будет невозможен встречный разъезд или объезд транспортного средства, которое остановилось;
з) ближе 10 м от выездов из близлежащих территорий и непосредственно в месте выезда;
- своим расположением делает невозможным движение других транспортных средств или создает препятствие для движения пешеходов, в том числе инвалидов на специальных средствах передвижения и пешеходов с детскими колясками;
- нарушает схему парковки транспортных средств таким образом, что он блокирует проезд по двум или более полосам движения.
При этом обстоятельства, послужившие основанием для временного задержания транспортного средства, должны быть обязательно зафиксированы в режиме фотосъемки/видеозаписи и в соответствующем протоколе об административном правонарушении.
Правила парковки авто на евробляхах
Для авто, которые нарушили правила парковки в Украине, но зарегистрированы в иностранной стране прописан свой механизм взимания штрафа:
1) если владелец авто гражданин Украины, постановление о наложении штрафа направляется по адресу его проживания в Украине и по истечении 30 дней передается в исполнительную службу;
2) если владелец иностранный гражданин, то постановление о наложении штрафа он получает при выезде из Украины, а при нежелании оплатить штраф ему может быть запрещен въезд в Украину.
Но в целом, как признаются авторы законопроекта, данный вопрос потребует дополнительного законодательного урегулирования.
Следует заметить, что наиболее «узким» местом законопроекта является фото- и видеофиксация нарушений, которая в Украине несет серьезные коррупционные риски и пока еще не работает в регулируемом законодательством порядке.