У значительной части украинской политической элиты есть почти мистическое убеждение, что проблемы Украины, в частности в сфере энергетики, чрезвычайно волнуют Еврокомиссию, США и европейские учреждения наподобие Договора об энергетическом сообществе. При этом считается, что именно к советам иностранных экспертов следует прислушиваться, поскольку именно они ведут к победе. Но, как свидетельствует опыт, это далеко не всегда так.
И в ЕС, и в США есть как влиятельные симпатики Украины, так и те, кто относится к нашей стране негативно. Среди последних совсем необязательно все являются «агентами Москвы». Европейские компании, согласившиеся финансировать «Северный поток-2», вряд ли пошли на это потому, что стремятся помочь России «встать с колен» или разделяют «ценности» «русского мира». Но экономические соображения, аргументы «Газпрома», согласившегося на все требования Еврокомиссии в антимонопольном расследовании, и перспективы вернуться со временем на бескрайний российский рынок после снятия санкций делают свое дело.
Да, есть политика, но есть и бизнес, а бизнес — это всегда погоня за прибылью.
Хочется верить, что ситуация несколько изменится после, без преувеличения, исторической победы «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже. Если дело доведут до конца, «Газпром» будет вынужден серьезно пересмотреть свои финансовые показатели, и это должно повлиять на стратегические решения его европейских партнеров.
У «блестящей» деятельности Миллера и Ко уже есть один показательный результат — рыночная капитализация «Газпрома» упала с 369 млрд долл. в мае 2008 г. до 50 млрд долл. на сегодняшний день. В любой западной компании подобные показатели привели бы к смене руководства и изменению стратегии развития. Но не в «Газпроме», которым руководят непосредственно из Кремля.
Кстати, именно стратегический выигрыш в Стокгольме должен был еще раз подтвердить, что решение наших проблем — в наших руках, и именно Украина должна активно бороться против уничтожения собственной газотранспортной инфраструктуры. Речь идет не только о потере 2–4 млрд долл. (в зависимости от объема) платежей за транспортировку транзитного газа, но и об исчезновении значительной части заинтересованности ЕС в развитии сотрудничества с нашим государством, проблемы с реверсом и т.п. Только системная, скоординированная работа всех государственных учреждений — от администрации президента Украины до «Нафтогаза» — может повлиять на развитие событий.
Судно для укладки подводной части «Турецкого потока« еще только приближается к российским берегам, а «Северный поток-2» еще сдерживается международными экологическими организациями, протестующими против строительства в заповедных водах...
В свое время и трубы для «Южного потока» были закуплены, и суда для укладки стояли на рейде Новороссийска, но мощная информационная кампания, энергичные консультации с основными партнерами, юридическая аргументация сделали свое дело — проект был остановлен.
Заявления по поводу «Северного потока-2«, звучащие в последнее время из Брюсселя, не обнадеживают. Европейская комиссия, как об этом уже сообщали украинские и иностранные СМИ, пришла к выводу, что условия Третьего энергопакета не могут применяться к офшорным трубопроводам. Таким образом, «Газпром» может оставаться монопольным собственником трубы и главным поставщиком газа в Германию, пока маршрут не пересечет границы ЕС. Только тогда использование наземной инфраструктуры будет подпадать под действие норм и правил энергетического законодательства ЕС (и по этому поводу — относительно газопровода OPAL — соответствующие иски уже поданы).
С учетом этих обстоятельств пять европейских компаний пошли на сотрудничество с «Газпромом». При этом те факты, что даже действующий «Северный поток-1» используется с неполной нагрузкой, а наземная инфраструктура Германии сейчас не в состоянии принять столько газа с севера, компаниями не учитываются. А все потому, что своими последовательными пропагандистскими усилиями на протяжении последних десяти лет Россия смогла создать в Европе крайне негативный имидж Украины, и сотни миллионов долларов, которые «Газпром» ежегодно тратит на разнообразные пиар-кампании, влияют на общественное мнение — хотим мы этого или нет.
Даже в контексте «Турецкого потока», в котором не заинтересованы Германия и мощные европейские партнеры, в последнее время появились новые тревожные тенденции. Как сообщили на прошлой неделе международные СМИ, специализирующиеся на нефтегазовой и энергетической тематике, «Газпром» ищет инвесторов для финансирования второй ветки газопровода «Турецкий поток», который в случае его реализации заберет у украинского транзита 32 млрд кубометров газа. На прошлой же неделе руководство «Газпрома» заявило о начале переговоров с международными и российскими банками о финансировании в размере 700 млн долл. на эти цели.
Между тем, когда в прошлом году заключалось межгосударственное соглашение о «Турецком потоке» между РФ и Турцией, речь шла только об одной ветке, которая заменит и так отлично работающий «Балканский маршрут» через Украину, Румынию и Болгарию. Эта ветка еще не построена, но Москва уже ищет партнеров на вторую ветку и продолжение трубопровода до Греции (где также нет наземной инфраструктуры) и дальше в Европу.
Одновременно Россия активно работает над замедлением проекта «ТАНАП—ТАП», пытаясь минимизировать любую возможность появления на европейском рынке альтернативного российскому каспийского газа.
До недавнего времени трудно было найти объяснение, почему турецкая сторона решилась на подобный проект, учитывая, что Россия до сих пор не до конца отменила санкции, наложенные на турецкие продукты и компании после инцидента с Су-24 (несмотря на все шаги турок навстречу), и не ввела скидки на газ в 10,25%, о чем договорились более двух лет назад. Но 2 июня местная Hurriet Daily News сообщила, что «Газпром Германия» — компания, до недавнего времени владевшая 71% газодистрибьюторской компании Bosphorus Gaz (именно эта компания реализует на местном рынке российский газ с «Балканского маршрута»), продает свою долю турецкой компании Sen Group. Остальные 29% уже принадлежат турецкой компании Tur Enerji.
Между тем на протяжении продолжительного времени дистрибьюторский бизнес на территории Турции рассматривался Москвой как чрезвычайно выгодный, но теперь он полностью концентрируется в турецких руках.
Во времена администрации Б.Обамы Соединенные Штаты активно участвовали в противодействии российской экспансии на европейском газовом рынке. Частично за этим стояли политические соображения (поскольку глобального рынка газа не существует, нет и возможности полагаться исключительно на рыночные механизмы, поэтому трубопроводы — это всегда большая политика), частично — планы по увеличению экспорта американского сжиженного газа в ЕС. Поддержка США была ощутимой и эффективной. После смены хозяина Белого дома возник вопрос о том, будет ли и новая администрация осуществлять последовательные шаги в этом направлении. На Капитолийском холме понимают опасность, которую представляет российская газовая экспансия в Европе. «Россия неоднократно использовала природный газ как оружие, — считает сенатор Дж.Шахин из подкомитета по делам Европы комитета Сената по международным делам. — «Северный поток-2» даст России даже больше инструментов давления на Европу в целом и на Украину, в частности».
Вместе с тем в Вашингтоне принимают во внимание, что в самой Европе нет единогласной позиции по этому проекту, а оппозиция «Северному потоку-2» со стороны восточноевропейских членов ЕС — Польши и стран Балтии — не находит полноценного понимания у более «западных» членов Евросоюза.
В недавно обнародованном отчете Atlantic Council о проекте отмечается, что его политическая суть была понятна еще в 2015 г., когда А.Миллер заявил о намерениях «Газпрома» не продолжать транзитный контракт с Украиной после 2019 г. Но ведь для этого нужны альтернативные маршруты, которыми и должны были тать «Турецкий поток» и «Северный поток-2». С точки зрения американских экспертов, зеленый свет «Северному потоку-2» — это провальная политика, когда Еврокомиссия не оказывает противодействия политическому проекту страны, цель которой — подорвать сами основы ЕС. Между тем компании Royal Dutch Shell, OMV, Engie, Uniper i Wintershall заявили о намерении вложить в проект почти по 1 млрд долл. каждая.
По мнению европейских экспертов, одним из важных аргументов, который необходимо использовать уже сейчас, является высокая вероятность нарушения компанией Nord Stream A.G., базирующейся в Швейцарии, экологического законодательства — как международных конвенций, так и на национальном уровне. Кажется, это именно тот случай, когда к ним следует прислушаться.
Экологическая оценка «Северного потока-2» (так называемый Environmet Impact Assesment) была выполнена консалтинговой компанией Ramboll Group, которая дала положительное заключение. Но вызывает удивление то, что поисковые работы, выполненные этой компанией, финансировал «Газпром», причем не только в территориальных водах РФ, но и Финляндии, Швеции и Дании. Сейчас экологи этих стран и европейские юристы думают над вопросом о содержательной стоимости этого «исследования», заказанного и оплаченного «Газпромом». Против проекта выступили даже российские экологи, обращающие внимание на то, что он будет начинаться на заповедных территориях, охраняемых российским законодательством. Конечно, не вызывает сомнений, что именно последнюю проблему в Кремле «решат».
Какие шаги может предпринять Украина, чтобы приостановить, если не прекратить, «Турецкий поток» и «Северный поток-2»?
Во-первых, должна быть налажена четкая координация усилий всех ветвей власти, которые будут осуществлять последовательные и слаженные шаги по разъяснению нашей позиции в ЕС и США — по линии как администрации президента Украины, так и Кабинета министров и Верховной Рады.
Во-вторых, «Нафтогаз Украины» должен наладить энергичное сотрудничество с МИД (например, заключить и обеспечить выполнение соглашения о сотрудничестве, как это в свое время сделали «Газпром» и МИД РФ). Со стороны «Нафтогаза» должны готовиться позиционные материалы, со стороны МИД, через посольства и постоянные представительства, — обеспечиваться их эффективное доведение до правительств и общественности причастных стран. Кроме того, с использованием возможностей диппредставительств следует проводить активную и последовательную информационную кампанию. В случае отсутствия квалифицированных кадров на местах соответствующего специального представителя по вопросам энергетики должны назначить в Киеве.
Очень важно провести ряд двусторонних консультаций со всеми причастными к этим проектам странами с целью выяснить фактическое положение дел и их позицию по каждому из проектов.
В-третьих, следует расширить правовую базу противодействия «Газпрому». Кроме Соглашения об ассоциации с ЕС и Договора об энергетическом сообществе, апеллировать необходимо к нормам экологических конвенций и в Балтийском, и в Черном море (до сих пор доподлинно неизвестно, была ли проведена экологическая оценка «Турецкого потока»).
В-четвертых, в Европе необходимо инициировать масштабную информационную кампанию против «обходных» труб. Представители Украины должны выступать на всех важных международных конференциях, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях по этим вопросам; нужны десятки квалифицированных публикаций в ведущих СМИ, активная работа в социальных сетях.
Победа в Стокгольме доказала, что слаженные действия приводят к успеху, и даже у такого циничного монстра, как «Газпром», нет иммунитета от поражения. Важно объяснить общественности ЕС, что речь идет даже не о потере Украиной 2–4 млрд. Россия стремится расширить раскол между «востоком» и «западом» Евросоюза, который уже наметился после острой фазы «проблемы сирийских беженцев». России, несмотря на все усилия, не удалось повлиять на выборы в Нидерландах и Франции, дестабилизировать ЕС путем поддержки праворадикальных и популистских движений, но у нее все еще остается энергетическое оружие. Только активные шаги со стороны Украины при поддержке наших симпатиков в ЕС и при условии четкой позиции США могут остановить это безумие.