Оппозиция, да. Не осталась бы от всей оппозиции — одна поза.
Шукшин В.
Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.
В гражданском обществе оппозицией традиционно называют организованную группу партий, общественных организаций, противопоставляющих свою идеологию и программу той политике, которую проводит действующая власть. В парламенте оппозиция – это политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, а также целям и методам осуществления и построения государственной власти.
Наличие в государстве политической оппозиции является свидетельством того, что в обществе и государстве есть отличный от государственного принцип построения политической идеологии. Существование оппозиции в государстве позволяет правящей партии видеть недостатки своей работы и оперативно их исправлять.
Это в идеале. В Украине же оппозиция – понятие растяжимое и неоднозначное. Эксперты видят в нынешнем состоянии украинской оппозиции ряд серьезных проблем. Украинские оппозиционные силы вместо конструктивного диалога с властью тратят силы в основном на противостояние друг с другом, войну компромата между собой, дешевый популизм и самопиар.
Оппозиция в стране существовать, безусловно, должна, в противном случае в стране начнется политический застой. Но при этом оппозиционные политические силы в Украине начнут иметь общественный и политический вес только при условии активного внесения предложений, альтернативных политической идеологии власти.
На деле, уже к концу 2010 года для всех стало очевидным – в Украине такой институт как оппозиция не работает. Это отметили и в Украине, и за рубежом. А те политические силы, которые упорно продолжают называть себя оппозиционными, оказались неудовлетворенной группировкой потерявших власть людей без четкой идеологии и принципов.
Проблема отсутствия качественной оппозиции в Украине заключается в первую очередь в том, что отечественная политика очень персонифицирована, и оппозиция воспринимается обществом на уровне политических лидеров, а не партий, готовых предлагать альтернативные пути развития государства.
Прискорбным остается тот факт, что в украинских политических реалиях статус оппозиционера автоматически воспринимается как получение эксклюзивного права на критику действий власти. Вследствие чего, оппозиционные силы, не предлагая альтернативных решений, срывают голосования по важным для страны законопроектам.
Во всем мире в демократических обществах, когда речь идет о социально важных законопроектах оппозиционные силы их либо поддерживают, либо предлагают собственные варианты их доработки и улучшения. В нашей стране, вместо этого, политические силы, громко называющие себя оппозиционными, занимаются исключительно рекламой себя любимых, привлекая к этому процессу средства массовой информации.
Безусловно, решения, которые предлагает власть, могут быть неоднозначными, порой спорными, и не всегда взвешенными. И задача оппозиции не только замечать эти огрехи, но и предлагать варианты по доработке с целью улучшения того или иного законопроекта. На практике же мы видим, что властью инициируются принятие новых кодексов – Трудового, Жилищного, и проведение многих других реформ. Оппозиция активно критикует эти и другие законодательные инициативы власти, но никто до сих пор не видел альтернативных законопроектов от оппозиционеров.
Украина заинтересована в существовании не просто оппозиции, а сильной и конструктивной политической силы, у которой есть конкретные альтернативные идеи и идеологии для противопоставления власти. Очень важно, чтобы в 2011 году власть и оппозиция наконец-то сели за стол переговоров и попытались вместе запустить механизм реформирования страны. Власть к диалогу и сотрудничеству готова и признает, что нуждается в сильной оппозиции. Президент Виктор Янукович неоднократно высказывал свою точку зрения по этому вопросу: «если есть сильная власть – а мы такую систему строим – должна быть и сильная оппозиция». Теперь ход за оппозицией.