Мы не раз обращали внимание на то, что после развала совка РФ не покидала мысль о том, чтобы установить хотя бы протекторат над бывшими республиками и осуществлять общее руководство их внешней и внутренней политикой. Это то, что Путин не раз называл «зонами влияния». Под этим термином подразумевалась практически полная ликвидация самостоятельно внешней политики государств и согласование кандидатур на первые посты государств с Москвой.
Второй пункт, довольно условный, ибо практика показывает, что диктатор, дорвавшийся до власти, становится бессменной кандидатурой до самой своей смерти. Так что с этим вопросом – все понятно. Что касается внешней политики, то Москва это видела так, что она сама будет вести соответствующие переговоры и консультации, от имени вассальных стран. Эта конструкция выглядит несколько странно и смешно, но вполне нормально работает в отношении той же Армении или Беларуси. С одной стороны, эти страны сделали все, чтобы на внешнем фронте их не воспринимали как самостоятельные фигуры, а с другой — Россия увязывает свои вопросы с тем, что касается этих стран. Достаточно вспомнить карабахскую войну между Арменией и Азербайджаном. Не будь в регионе интересов Москвы, эти страны уже давно бы исчерпали свой конфликт и вместо глухой изоляции, которую получила Армения, она стала бы оживленным региональным перекрестком, имея немалую выгоду просто из своего географического положения. Что уже говорить о Беларуси, которой сам Бог велел быть сердцем множества транспортных коридоров. Но вместо этого лидеры этих государств, за мелкие подачки, стали вассалами Кремля и живут от поставок чего-то из России или в ожидании очередного кредита. Взамен они пустили на свою территорию войска РФ, служащие напоминанием о вассальном положении и удавкой, на всякий случай.
Янукович тянул Украину примерно в это же положение, в котором Украина уже была при Кучме и позднем Ющенко. По разным причинам, но эти лидеры стали нежелательными персонами на Западе и с ними не желали там разговаривать, а Россия устроилась неким посредником или переводчиком, при этом – преследуя собственные интересы. Но теперь эта схема не работает по определению и Украина ведет не просто самостоятельную внешнюю политику, но она делает настолько резкие движения, что они будут очень дорого стоить самой РФ, вплоть до ее разрушения.
В этой связи, последние два месяца выглядят неким предвестником бури. Напомним, визит главы Верховной Рады Парубия в Вашингтон произошел по какой-то немыслимой траектории. Серия его встреч оказалась не вполне подходящей для руководителя парламента, ибо он провел ряд встреч с внешнеполитическим и военным руководством США. Заметим, по итогам его визита не было обнародовано никакой конкретики. Создается впечатление того, что Парубий поехал с рутинной поездкой и просьбами о военной помощи, а его там взяли за руку и сказали: «хорошо, вот тебе ручка и бумага – пиши все, что вам надо и мы дадим». Поэтому Парубий поехал на длительные переговоры в Пентагон. Думаю, что в это время каналы связи по линии МИД и прямой связи с президентом, были красными от напряжения. Грубо говоря, концовка визита Парубия выглядела с примерно сформированным запросом помощи США. Он, как второе лицо государства, мог и должен был ставить подобные вопросы, ибо мы сами задекларировали парламентско-президентскую форму правления в Украине. Другое дело, что наши главы парламента никогда этого не делали, но всегда надо делать первый шаг. Когда-то мы узнаем о том, как Парубий испытал шок от той поляны, которая перед ним раскрылась.
Ясно, что утверждение этого соглашения должно было выглядеть уже несколько иначе, ибо вопросы поставок вооружений – щепетильная вещь и решается на высшем уровне. Поэтому Парубию было сказано примерно следующее: «мы начинаем готовить ваш заказ, но для окончательного его оформления должен подскочить ваш президент и лично поставить подписи здесь, здесь и здесь». Как мы помним, не прошло и недели, как Порошенко уже был в Вашингтоне. Основной целью его визита как раз и была финализация соглашений по линии Пентагона. Но кроме того, в качестве бонуса, Украина получила нечто такое, чего всегда добивалась Россия. Она получила от Вашингтона роль посредника, а перспективе – и лидера в регионе. Порошенко получил некий карт-бланш на внесение новой струи во всю обстановку, сложившуюся в Восточной Европе. Это важно потому, что он хорошо понимает риторику Запада, ее слог и размер. Он понимает, о чем идет речь и осознает, что может озвучить вещи, которые не будут озвучены даже на уровне вице-президента США, который может себя вести, что называется «без галстуков». Кстати, все время пребывания Порошенко в Штатах проходило именно под патронатом вице-президента Пенса. То есть, большая часть общения была практически неформальной.