Бурную радость «регионалов» вызвали обнародованные 3 апреля результаты мартовского соцопроса, проведенного группой «Рейтинг». В нем ПР вернула лидерство среди партий, опередив «Батькивщину». Честно говоря, повод для радости невелик. Во-первых, разрыв между партиями составляет 0,2% (16,5% против 16,3%). Во-вторых, первое место «регионалов» во многом стало результатом отсутствия в опросе «Сильной Украины», решившей влиться в ряды партии власти.
Но главное в ином: если новоявленный зампред партии «регионалов» Сергей Тигипко начнет реализовывать многие из инициатив, изложенных им в интервью «ZN,UA», обвал рейтинга ПР произойдет сам собою, и оппозиции не надо будет прилагать никаких усилий для победы. Выйди это интервью на день позже, и можно было бы счесть его неудачной первоапрельской шуткой вице-премьера. Его планы по налогообложению депозитов уже подробно проанализированы в «ЕП» в статье с красноречивым заголовком «Тігіпко зриває вибори «регіоналам»?», то есть Сергей Леонидович открыто торпедирует интересы означенной партии.
Но центральный момент этого интервью — вопрос о льготах. Тигипко утверждает, что их размер должен зависеть от дохода семьи. Дескать, если чернобылец живет в богатой семье, то льготы ему не положены. Эта идея для вице-премьера в целом не нова. Но вот каким тезисом он ее сейчас подкрепляет: «В Грузии не платят пенсию, если у тебя есть соответствующие доходы, несмотря на то, какой у тебя трудовой стаж».
И хотя в интервью далее речь идет исключительно о льготах, у любого читателя закономерно родится подозрение: начнут с льгот чернобыльцам и афганцам, а потом лишат людей и пенсий, и пособий на рождение, и всего прочего, если получатели оного не докажут своей бедности. То есть не явятся со справками в специальные отделы. А «широким массам трудящихся», которые упомянутое интервью Тигипко, безусловно, не прочтут, оппозиционная пресса быстро разъяснит эти намерения правительства. Причем даже не потребуется прибегать к привычным для наших СМИ грубым искажениям. Тем более что в 2007 г. у «регионалов» уже возникало такое намерение относительно детских пособий.
Разумеется, Тигипко пытается подсластить пилюлю. Он убеждает, что, дескать, власть должна начать с себя, то есть с Кабмина, АП и Верховной Рады. Но, думаю, пенсионера, лишенного пенсии, поскольку дети присылают ему деньги из Италии или Португалии, никак не утешит отсутствие депутатских льгот. А главное — вице-премьер допускает фундаментальную ошибку, смешивая льготы, выстраданные, полученные за риск для жизни и ущерб для здоровья (как в случае с чернобыльцами и афганцами), и льготы должностные — для депутатов, госслужащих и т. д. Убежден, люди, которые пострадали за родину, должны знать, что и государство не ищет поводов, чтобы отказать им в заслуженном праве на льготы. Тем более недопустимо менять подходы к выплате пенсий и пособий по рождению ребенка.
Единственное, о чем можно говорить, это об установлении предельного размера пенсий с одновременным пересмотром и ранее назначенных. КС вполне может признать это конституционным. Ведь несколько месяцев назад он уже признал таковым право Кабмина самостоятельно определять размер выплат по льготам, закрепленное в законе о бюджете на нынешний год. (Хотя когда ранее рассматривались сходные нормы в законах о бюджете на другие годы, они неизменно признавались неконституционными.) Кстати, после этого решения КС не очень понятно, почему Тигипко так уж заботит вопрос о льготах, ведь теперь Кабмин всегда может финансировать их, исходя из имеющихся ресурсов.
Конечно, кое-кому может показаться не совсем справедливым, что льготы чернобыльцам и афганцам не связаны с их доходами. Но разве это самая большая несправедливость в нашей жизни?
А что если предложить социальному вице-премьеру такой вариант. Допустим, некий олигарх Т. или его коллега по общему месту работы П. получают в виде процентов, дивидендов и прочих доходов от принадлежащей им собственности деньги, какие сложно потратить, даже удовлетворяя привычные для богатых людей потребности.
Так, может, определить, сколько им полагается на умеренно богатую жизнь, а прочую сумму изъять в доход государства? Не будет ли это более справедливо, чем отслеживать доходы миллионов чернобыльцев, матерей и т. д.? И главное — не будет ли это проще и дешевле, чем создание армии социальных инспекторов: ведь очень богатых людей у нас в тысячи раз меньше, чем получателей бюджетных трансфертов!
Конечно, предложенная выше идея может встретить возражения: дескать, опять «все поделить». Но, уверен, «шариковщины» несравненно больше в идеях господина Тигипко.
О роскоши двух законопроектов о налоге на роскошь
Впрочем, в том, что богатые должны поделиться с бедными посредством налога на роскошь, кажется, существует полный консенсус. Однако куда сложнее определить, что именно следует считать роскошью. И очевидно, что с задачей такого определения Сергей Тигипко также не справился. Разработанный в недрах его ведомства еще в ноябре налог на роскошь так и не вносился в парламент, потому что не удовлетворил Кабмин. Ведь премьер поручил новому министру финансов Юрию Колобову подготовить новый проект этого закона, и 2 апреля документ уже обсуждался в правительстве, где, по сообщению «Коммерсантъ-Украина», вызвал критику как Сергея Тигипко, так и Петра Порошенко. Так что, похоже, не подтверждается информация, что новый министр экономики станет опорой премьера.
Но когда проект Колобова был практически завершен, на ток-шоу Евгения Киселева депутат-«регионал» Владислав Лукьянов расхваливал проект, созданный в министерстве Сергея Тигипко, не упоминая об альтернативном документе. Что это — сознательная поддержка вице-премьера против премьера как элемент борьбы за лидерство в партии? Ведь амбиций возглавить ПР бывший лидер «Сильной Украины» не скрывает. Или же здесь просто элементарное отсутствие координации между парламентом и правительством? Думаю, более правдоподобна вторая версия.
Но хуже всего то, что в столь сложном вопросе, как налог на роскошь, в публичной риторике «регионалов» господствует полный и неконкретный «одобрямс». Не удивлюсь, что когда проект Колобова станет основным, то и на ток-шоу, и на сайте ПР будет демонстрироваться его поддержка, хотя когда дело дойдет до парламента, то с одобрением окажется гораздо труднее.
А правильнее было бы, когда речь идет о таком сложном законе, уже сейчас вносить идеи по его совершенствованию: например, о том, как предотвратить уход от налогообложения путем переоформления роскоши на юридических лиц. Параллельно надо следить, чтобы справедливая идея не была доведена до абсурда и не только не ударила по среднему классу, но и не напугала его.
В этой связи уместно было бы быстро отмежеваться от идеи минфиновского проекта — рассматривать как роскошь все квартиры общей площадью свыше 120 кв. м независимо от количества проживающих там. И тем более необходимо давать отпор информационным провокациям, искажающим суть закона.
О чужих провокациях и собственных ляпах
Так, УНИАН дает материал о проекте Колобова под заголовком «Владельцев трехкомнатных квартир хотят заставить платить налог на роскошь». Понятны чувства любого среднего гражданина, живущего в трехкомнатной квартире, который прочтет эту фразу. Но в сообщении сказано о том, что на самом деле предлагается облагать таким налогом только квартиры площадью свыше 120 кв. м. Однако далеко не всякий читатель дочитает материал до четвертого абзаца, где в глубине текста спрятано такое уточнение. И, уверен, многие и сетевые, и печатные издания опубликуют материал УНИАН в усеченном виде, без этого абзаца. Как это было, например, с еще большей информационной провокацией о том, что в Донецке местная власть велела демонтировать все спутниковые тарелки, грозя штрафами в 500 грн. и конфискацией этих антенн как бесхозного металлолома. Дескать, такие объявления уже появились в Ворошиловском районе города.
В глупость нашей власти (особенно в преддверии Евро-2012) поверить легко. Но, пытаясь уточнить, в чем дело, обращаемся к сайту Донецкого горсовета. Там ничего о демонтаже тарелок нет. Зато отдельные сайты, сообщившие об этом событии, приложили к информации и фото объявления, которое расклеивалось на подъездах. Из объявления однозначно следует, что речь шла исключительно о демонтаже тарелок с оголовков вентиляционных каналов, то есть оттуда, где они, несомненно, быть не должны. На это обстоятельство обратили внимание, увы, только отдельные читатели в комментариях к публикациям, но не журналисты и редакторы, которые эти сообщения готовили и размещали.
Думается, в преддверии выборов очень полезно было бы создать ресурс, где бы оперативно разоблачались информационные провокации и журналистские ляпы. Но такое дело надо сочетать с наведением порядка на собственных информационных ресурсах.
Например, на сайте ПР размещен материал под заголовком «Юлія Ковалевська: Перед прийняттям закону про заборону абортів потрібно ретельно вивчити громадську думку». Напомню, что соответствующий законопроект внес депутат от «Батькивщины» Андрей Шкиль. И думается, вряд ли он имеет поддержку населения где-либо за пределами родной для парламентария Галичины. Для других территорий документ явно неприемлем.
Но из самого материала никак не следует, что депутат Ковалевская и межфракционное объединение «Равные возможности», куда входит ряд других женщин-парламентариев, поддерживают принятие такого документа. Там лишь сказано, что «Равные возможности» выступают за проведение «круглого стола» по этому вопросу. Но ведь заголовок же, как и в случае с информацией УНИАН о налоге на роскошь, говорит совсем об ином, чем сам материал. Он намекает, что принятие такого закона в принципе дело решенное (скажем, как принятие в свое время Налогового кодекса), и предметом дискуссии является лишь редакция этого документа.
А сайт Донецкого горсовета вызвал не лучшие ассоциации с Францией XVII столетия. Если бы пофантазировать и представить, что тогда существовал интернет, то сайт французского государства, наверное, именовался бы www.louis_XIV.france. В век абсолютных монархий это было бы естественно, особенно для «Короля-Солнца», автора афоризма «государство — это я». Сайт Донецкого горсовета выполнен именно в таком духе. Его адрес в интернете — www.lukyanchenko.donetsk.ua, хотя это сайт не только городского головы, но и горсовета Донецка. От этого, однако, город не становится ни Парижем, ни Версалем.
Об очередной «заботе» о потребителях
Неделю назад мы рассказали о том, как Нацсовет по вопросам телерадиовещания ради создания «наилучших условий» приема телесигнала собрался обложить практически всех украинских телезрителей разовым «оброком» от 600 грн. и выше в интересах одной частной структуры.
И вот пример очередной «заботы». Она напрямую коснется не менее 80% украинцев — на этот раз со стороны Национальной комиссии по вопросам регулирования связи, которая озаботилась тем, «что операторы обманывают абонентов в рекламе. Ведь на самом деле нулевые тарифы не бесплатны. Ежемесячно в любом случае нужно пополнять счет».
«Мы разобрались в этом вопросе. Запрещать маркетинговый ход мы не имеем права. Но мы имеем право запретить обманывать потребителей», — заявил глава НКРСИ Петр Яцук. Кроме того, комиссия упрекает сотовые компании в том, что они замкнули внутри собственных сетей большую часть голосового трафика. И теперь абонентам приходится использовать по нескольку сим-карт. В годовом отчете регулятора отмечается, что объем внутрисетевого трафика в 2011 году составлял около 94% всего объема исходящих звонков.
«Такая ситуация не способствует развитию отрасли и не стимулирует эффективную конкуренцию между операторами, так как звонки на другие сети ограничены за счет их высокой стоимости», — отмечается в отчете НКРСИ. (Сегодня)
Но ведь стимулирование конкуренции — не самоцель, а средство создания наиболее благоприятных условий для потребителей, которых как раз абсолютно устраивает возможность за небольшую абонентскую плату (порядка 1 грн. в день), что называется, «от души» разговаривать по мобильному телефону, не держа в уме стоимость разговора. Для миллионов это уже стало больше, чем привычкой — неотъемлемой частью жизни. Тем более что и альтернатива есть — в пакете всех мобильных операторов есть тарифные планы, предлагающие звонки во все украинские сети по умеренному тарифу.
В проигрыше оператор фиксированной связи — «Укртелеком». Абоненты звонят с фиксированных телефонов с каждым годом все меньше, так как у них есть фактически безлимитная мобильная альтернатива. По данным НКРСИ, в прошлом году исходящий трафик с фиксированных телефонов сократился на 34%.
Таким образом, очевидно, что в очередной раз интересы потребителя принесены в жертву интересам монополиста. Трудно найти другую такую сферу услуг, несправедливое отношение к клиентам в которой способно будет вызвать столь же быструю и массовую негативную реакцию, как это может случиться в случае «борьбы за конкуренцию» на рынке мобильной связи.
О том, что «хотели как лучше», а получилось, как у ЮВТ
Некоторое время назад, комментируя социальные инициативы президента, мы отметили, что 6 млн. человек, которые должны получить компенсацию за утерянные вклады до конца нынешнего года, — это лишь те, кто зарегистрировался в 2008 г., а еще порядка 8—10 млн. не успели этого сделать. Поэтому было бы правильным сразу же сказать, что остальным выплаты будут проводиться с 2013 г. (лучше — всем в течение будущего года), а регистрация будет возобновлена, скажем, с сентября нынешнего. Тут особенно важно и регистрацию начать, и очередей не допустить. Самый лучший вариант — очередность по возрасту: первые неделя-две — от восьмидесяти пяти и выше, с постепенным снижением возраста.
И вот, как стало известно, предложенный нами «возрастной принцип» взят за основу при проведении работы по возврату вкладов, что не может не радовать. Однако речь идет не о возобновлении регистрации вкладчиков, а лишь об «актуализации» данных вкладчиков, которые зарегистрировались в 2008 г. Причем, как сообщает сайт «Ощадбанка»: «Для визначення часу і адреси установи Ощадбанку, де буде проводитись актуалізація, вкладнику потрібно виконати одну з таких дій: заповнити спеціальну форму в розділі «Інформація для вкладників Сбербанку колишнього СРСР» на сайті Ощадбанку; зателефонувати на «гарячу телефонну лінію» і дочекатися з'єднання з оператором; наступним етапом буде відвідування вкладником установи банку... Отже, компенсаційні виплати планується розпочати в червні п. р. Після проведення актуалізації в установі Ощадбанку вкладнику буде повідомлено місце і час отримання компенсаційних коштів». (Ощадбанк)
Иными словами, уже зарегистрировавшимся вкладчикам предстоит еще раз пройти трехступенчатую процедуру, прежде чем получить «свои кровные», причем в обозначенные сроки будет проводиться не сама «актуализация», а лишь назначение её места и времени! Но какой смысл самой «актуализации»? Ведь, как сообщила автору оператор «горячей линии» (в печати такая информация пока отсутствует), если владелец вклада уже «выбыл», наследники сохраняют право получить компенсацию. Зачем тогда, извините, на ровном месте «огород городить»? Почему бы в свое время просто не разослать людям уведомления о месте, времени и порядке получения денег?
Или пока все оргвопросы не решены, нужно поскорее продемонстрировать, что «процесс идет»? Очень похоже на это! Особо отметим — в очередной раз! — слабое информационное обеспечение. Только на сайте Ощадбанка я увидел разъяснение, что в обозначенные сроки будет проводиться лишь запись на актуализацию. В изложении же СМИ речь шла о самой актуализации. Т. е. начиная со 2 апреля многие ветераны старше 80 лет наверняка пошли в отделения Ощадбанка, чтобы «актуализироваться», и только там узнают, что на актуализацию нужно записываться по телефону. В общем, «хотели как лучше», а получилось... почти как у Юлии Владимировны.
О том, что Запад не поверит
Появились сигналы, что Тимошенко может быть предъявлено обвинение в соучастии в убийстве Евгения Щербаня. Помимо заявления Рената Кузьмина, это и обращение сына убитого к послу США Джону Теффту, а также к президентам Европейского парламента и Парламентской Ассамблеи Совета Европы с просьбой не помогать Юлии Тимошенко уйти от уголовной ответственности, поскольку, по его убеждению, именно она и Павел Лазаренко причастны к убийству его отца. «И в ближайшее время планирую собрать пресс-конференцию, где журналисты смогут задать мне все интересующие их вопросы», — пообещал Руслан Щербань. (Сегодня)
Похоже, мы видим попытку еще одними (самыми тяжкими) обвинениями объяснить отказ украинской власти от неких ранее достигнутых договоренностей и «заодно» изменить мнение западных лидеров и общественности о Тимошенко. Но не наивны ли такие расчеты? Перефразируя классика, «Вона» интересует Запад не как «физическое», а как сугубо «юридическое лицо», проводник их интересов в Украине. Никакие самые аргументированные обвинения и даже юридически бесспорные доводы не заставят Запад сменить «милость» к Тимошенко на гнев, тем более — каким-либо образом (хотя бы просто снизить давление на Украину) — признать свою неправоту.
Наоборот, обвинение в соучастии в убийстве обострит реакцию Запада до предела. Ведь сейчас юридическая сторона приговора Тимошенко для её западных защитников является некой фигурой умолчания, они её просто игнорируют, усматривая лишь политический характер «репрессий». И потому теперь от них можно ожидать только заявлений о «полной фальсификации со стороны власти», чтобы подвергнуть нынешнюю украинскую власть тотальной обструкции. Пример тому — реакция Запада (а также ряда российских и украинских СМИ) на приговор, вынесенный недавно террористам, осужденным за взрывы в Минском метро.
О 90%, которые имеют все шансы стать 100%
На фоне объявленного создания объединенного списка оппозиции во главе с Арсением Яценюком Вячеслав Кириленко сообщил: «Решение об объединении оппозиции на 90% готово: список «Батькивщини», 1 номер — Яценюк». Конечно, 90% — не 100, и часто именно «последние» проценты оказываются камнем преткновения, но вероятность решения нерешенных вопросов достаточно велика, поскольку это в интересах обоих договаривающихся сторон.
Для Яценюка «статусно» идти на выборы номером первым объединенного списка оппозиции, а Тимошенко нужна победа оппозиции на будущих выборах любой ценой. Поскольку это для нее — шанс выйти на свободу (а уж после в «табели о рангах» оппозиционеров все станет на свои места), или в случае «выезда на лечение» установить личный контроль над объединенной оппозицией и «де-юре», и «де-факто», оставив Яценюку роль «зиц-председателя».
Не вызывает сомнений и то, что за первое место в списке придется расплатиться крайне незначительным числом соратников в его проходной части. А вот уклониться от объединения Арсению Петровичу теперь будет очень трудно, поскольку это было бы расценено оппозиционной общественностью, как «измена общему делу».
Об оптимизме, внушающем тревогу
Однако в ПР сохраняют несокрушимый оптимизм. «Пусть на одно место приклеят (билборды «Вона вільна», появившиеся в Киеве. —Авт). После того, как они слили партию под Яценюка... После съезда «Батькивщины» мы поняли, что мы и став на одну ногу грядущие выборы выиграем», — заявил Михаил Чечетов, и ранее довольно часто отличавшийся сверхоптимистичными «прогнозами». Хотя насчет того, где «одной ногой» находится Партия регионов, могут быть и другие мнения.
Видимо, лишь полной «уверенностью в завтрашнем дне» (как говорили в СССР) для правящей партии и готовностью избирателей поддерживать ее и далее обусловлен и ряд других достаточно знаковых заявлений представителей власти, сделанных на минувшей неделе.
Первый вице-премьер Валерий Хорошковский — «Украина разрабатывает план постепенного повышения внутренних цен на газ, что является условием возобновления кредитов МВФ» (УНИАН). А ведь еще неделю назад Николай Азаров уверял: «Мы установили требование стабильности цен и тарифов. Никаких оснований для их повышения нет» (Сегодня).
Руководитель фракции ПР Александр Ефремов: «Проблемы (ущемления русского языка в Украине. — Авт.) особой я не вижу... Разыгрывает эту карту не президент, ему задают вопросы соответствующие... Мое мнение, логичнее было сказать нашим людям — мы проблему языковую замораживаем, ее нет, но примем закон, что через 15 — 20 лет, человек, поступающий на госслужбу, должен будет знать три языка».
О полупарафировании 1/10
В международном плане появилась долгоиграющая новость. До конца лета, а возможно, и до 22 сентября (ибо в некоторых европейских странах осень считают со дня равноденствия), Украина будет расписываться в своем европейском выборе. Причем расписываться в прямом смысле — ибо парафирование договора об Ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС означает, что замминистра иностранных дел Павел Климкин и его коллега со стороны ЕС будут ставить подписи на каждой из страниц документа.
То же, что произошло в Брюсселе 30 марта, уже окрестили полупарафированием. Но и такое определение не точно, ибо подписи поставлены лишь на одной десятой страниц — на 170 из 1700. Остальные еще требуют вычитки. Правда, политическая часть документа уже парафирована целиком. И вызывает настороженность позиция как украинского МИД, так и Еврокомиссии, которые продолжают традиции тайной дипломатии начала прошлого века и не обнародуют даже уже парафированную часть текста.
Таким образом практически всему населению совершенно не понятно, в чем же заключается пресловутая евроинтеграция. Полсотни общественных организаций (в основном явно еврофильские) обратились в Брюссель с просьбой обнародовать текст документа. Увы, ответа и они пока не получили.
Зато Украина получила сигнал о том, каковой является свобода торговли с ЕС. 2 апреля Евросоюз заявил о возможности введения антидемпинговых пошлин на стальные трубы из Украины. Сейчас этот вопрос изучает спецкомиссия. Да, договора о свободной торговле между ЕС и Украиной еще нет. Но ведь эта же комиссия одновременно начала и аналогичное расследование в отношении стальных труб из Македонии и Турции. А ведь эти государства давно имеют такую зону с Евросоюзом. Более того, Турция имеет и таможенный союз с ЕС. А Македония — официальный кандидат в его члены. Как видим, это не спасает их металлургов.
В этом контексте следует внимательно вчитаться в недавнее сообщение Нацбанка о том, что в прошлом году сумма денежных переводов из-за рубежа на Украину выросла на 20% и практически сравнялась с иностранными инвестициями, составив 7 млрд. грн. Большая часть этой суммы приходится на страны Европы, 30% — на государства СНГ.
Однако более двух третей денег перевели гастарбайтеры, которые работали за границей меньше года, а менее трети — те, кто находится за рубежом дольше. Поскольку трудовая миграция у нас уже стала традицией, такая статистика означает только одно: граждане, которые давно работают за рубежом, постепенно укореняются там, перевозят туда близких и сокращают связи с родиной, по крайней мере — финансовые. Следовательно, безвизовый режим с ЕС мог бы усилить приток валюты в страну лишь в краткосрочном плане, а в долгосрочном он лишь усилит эмиграцию наших сограждан на ПМЖ и, следовательно, дальнейшую депопуляцию Украины. Точно так, как этот процесс шел и продолжается в странах Балтии.
Каковы будут политические предпочтения оставшегося населения Украины, сейчас загадывать не будем.