— Ты не понимаешь, – ответили мне, когда я заметил, что страдания о безвизовом режиме с ЕС, по сути, ни о чем, так как кроме необходимости получения штампа в паспорт, ничего другого он, в сущности не меняет.
— Ты ничего не понимаешь, – настаивали мои украинские друзья, – для нас безвиз – это символ.
И они были абсолютно правы. Символ! Этим многое объясняется. Людям свойственно во всем искать потаенный смысл, а в смысле — внешние символы. Причем всем людям, всегда, везде и во всем.
Лучше всего это проиллюстрировала комедийная британская группа «Мoнти Пайтон» в фильме «Жизнь Брайана», шедевре, который каждый должен смотреть раз в год, а в старших классах — так просто обязательно.
В одном эпизоде, современника Христа, еврея Брайана, базарная толпа признала своим пророком и тащится за ним, требуя от него символа веры. Чем больше раздраженный Брайан матерится на них, тем больше экзальтированная толпа, на манер поклонников Дональда Трампа, убеждается в его избранности. Наконец, разъяренный Брайан начинает швырять в толпу все, что попадает под руку, вещи и предметы своего гардероба. Новообращенные адепты немедленно находят в брошенном в них барахле символы веры и восторженно вздымают их как хоругви.
— Вот, пророк, ниспослал нам символ, тыквенный сосуд, — радостно восклицают одни.
— Нет, — кричат в ответ другие, размахивая рваной сандалией, — он ниспослал нам сандалий, мы должны все ему следовать! Все — снимайте сандалии, это наш символ!
Сами по себе символы, несомненно, не только имеют право быть, но и играют огромное значение в человеческом сознании. Другое дело, что символика может выражать общечеловеческие или сложные понятия, а может и невнятные желание и ошибочные взгляды. Причем одна и та же. Для кого крест — символ любви и самопожертвования во имя человечества в целом, а кому — знак собственной исключительности и принадлежности к правильному клубу.
Потому важно разбираться, что символизирует и кому. Скажем, коробка передач не является символом автомобиля, это всего лишь одна из многих его функциональных деталей. Зато она может служить символом человеческой изобретательности, не конкретная коробка и не конкретного человека, а идея коробки передач исходящая из идеального человеческого разума. Символика выражает идеалы.
И если безвизовый режим считать идеалом — то получение его Украиной и есть вершина ее достижений. О чем так долго и настойчиво там говорили. И будут разочарованы в любом случае — и получив его, и не получив, поскольку визы или их отсутствие совсем не идеал, а процессуальная формальность для пересечения границы.
Так же, как сегодня многие разочарованы Майданом и Революцией достоинства, поскольку восприняли их традиционно как символы европейского выбора, собственной европейскости. Но как ношение креста еще не делает человека христианином, так и объявление себя европейцем, или демократом, или кем угодно, еще не делает тебя таковым. И когда люди путают намерение с достижением, они начинают пристегивать символы к намерениям и считать их достижениями. Отсюда искренняя убежденность в том, что Украина — некий цивилизационный фронтир, последний оплот на пути путинских орд, и даже спаситель загнивающего западного мира. И чуть ли не каждый, включая пишущую братию, не задумываясь, начинает свои выкладки с фраз «известно», «очевидно» и «должно быть», хотя на самом деле ничего не известно, не очевидно и совсем никому не должно.
Более того, приверженность к символам во всем приводит к действиям и словам, которые у нас и так называют «символическими». Реформы — символические, демократия — символическая, политический процесс — символический, обещания — символические, и достижения, в результате, тоже символические. Партнеры, конечно, ожидают мер практических, ведущих к определенным социально-экономическим переменам. Принимать постановления и законы исключительно для того, чтобы что-то можно было показать МВФ или еще кому, а потом удивляться, почему те не в восторге, можно, но ведь символически можно убедить только верующих. А вот скептиков и прагматиков интересую достижения. Отсюда и вечные разночтения между украинцами и европейцами.
Мне иногда кажется, что весь дискурс в Украине вертится вокруг символов, поскольку о чем бы не зашла речь — экономике, языке, обществе, еде, спорте, политике, АТО, свободе, в конечном итоге все сводится к символике. Возможно, потому, что придумать себе символ гораздо проще, чем определить четкие цели и предпринять конкретные шаги к их достижению в непостоянном, непредсказуемом, но полном возможностей мире. Символы на хлеб не намажешь. С другой стороны, не все, что намажешь, можно есть. Ну, разве что чисто символически.