По-видимому, не оставляя надежд осуществить бюджетный блиц-криг 4 декабря, когда уже упаковавший свои чемоданы состав парламента должен провести свое последнее пленарное заседание, Кабмин опубликовал обновленные макроэкономические прогнозы на следующий год. Оценивая перспективы, правительство традиционно продолжает верить в лучшее. Но даже такой известный оптимист, как Николай Азаров, признал, что из-за уже возникшей угрозы второй волны экономического кризиса нужно срочно «вносить коррективы и действовать, чтобы исправить ситуацию» и «выйти из кризиса более сильными».
При этом глава правительства изрек очень правильный тезис о том, что для этого Украине нужно найти собственный курс, потому что «кроме нас самих, наши интересы никто не защитит» и «опираться можно только на собственные силы».
Сложно не согласиться с премьер-министром и в том, что торможение темпов роста экономики в этом году произошло в силу «целого ряда экономических, в основном внешних, причин». Текущая мировая конъюнктура действительно не благоприятствует нынешней украинской экономике. По-прежнему технологически отсталой, сырьевой, энерго- и долларозависимой, монополизированной, чрезмерно зарегулированной, коррумпированной и т.д. и т.п. Но так как ни один из этих диагнозов из уст главы правительства не прозвучал, приходится сильно сомневаться, что из уже проведенного, по его словам, анализа сделаны правильные выводы. Хотя бы потому, что премьер не поставил общественность в известность о содержании полученных выводов. Никто пока не публиковал и обновленных в соответствии с текущими экономическими реалиями программ стратегий антикризисного реагирования. И, наконец, нельзя пока сделать никаких выводов, исходя из содержания бюджетного законопроекта: по установившейся очень плохой привычке бюджетное планирование остается в Украине чрезвычайно закрытым процессом.
Неблагодарное дело — прогнозы
Президентскую установку принять бюджет в ноябре нынешние правительство и парламент выполнить так и не смогли. К 20 ноября, на которое это действо было первоначально перенесено, исправленный (по сравнению с чересчур оптимистичным первоначальным вариантом) правительственный проект главной сметы страны не был готов. В связи с этим на предстоящий вторник, 4 декабря, и было специально назначено последнее заседание нынешнего созыва парламента, первоначально предполагавшего завершить свою работу почти на месяц раньше — 9 ноября.
Увы, в нынешнем бюджетном процессе сложно определить, какое зло из двух уготованных предпочтительнее. Либо принять бюджет без рассмотрения по надлежащей процедуре, фактически одобрив «покупку кота в мешке». Либо быть готовым, что стране в нынешних непростых экономических условиях придется начинать новый год без закона о госбюджете, так как вероятность его доновогоднего принятия новым парламентом ничтожна.
Тем временем правительство, так пока и не опубликовав проект госбюджета, таки сподобилось утвердить обновленные макропрогнозы. На основании которых, очевидно, и будет сверстан проект общегосударственной финансовой сметы на будущий год.
Надо сказать, что, поскольку на основании данных прогнозов рассчитываются доходы и расходы госбюджета (основными отправными точками являются размер ожидаемого номинального ВВП и несколько других показателей, в числе которых валютный курс), эти прогнозы всегда были делом политическим, зачастую имея мало общего с реальной действительностью. Очевидно, что именно по политическим причинам так и не были пересмотрены очевидно несбыточные еще с лета прогнозы года нынешнего.
Как сообщил после состоявшегося 28 ноября заседания Кабмина первый замминистра экономразвития и торговли Анатолий Максюта, в этом прогнозе ожидается ускорение роста украинской экономики до 3,4% в 2013-м при инфляции 4,8%. Размер номинального ВВП при этом должен составить
1576 млрд. грн.
Примечательно, что буквально накануне Николай Азаров признал, что из-за ухудшения мировой конъюнктуры в 2012 году рост украинской экономики окажется намного меньшим, чем планировалось. «Мы ориентировались на экономический рост (в 2012-м) примерно 3,5%. Хорошо, если будем иметь плюс по завершении года», — сказал он.
Неделей ранее, комментируя подготовку макропрогноза-2013, г-н Азаров сообщил, что правительство завершает соответствующие консультации с Международным валютным фондом (МВФ), уточнив при этом, что рассчитывает на рост ВВП порядка 3%. «При оптимистических ситуациях может быть больше. В случае, если конъюнктура мировых рынков не изменится к лучшему, а будет такой, как сейчас, то будет меньше чуть-чуть — может, 2,4—2,5%», — утверждает первое лицо украинского правительства.
Пожалуй, что если бы так, то было бы очень неплохо, если учесть, что «такая, как сейчас», конъюнктура мировых рынков, вылилась в падение украинского ВВП в прошлом квартале на 1,3% (тогда как в первой и второй четвертях рост составил 2 и 3% соответственно).
Справка ZN.UA
По мнению большинства независимых экономистов, в настоящий период украинская экономика продолжает падение. При этом правительство заложило в проект госбюджета на текущий год прогноз роста реального ВВП на 3,9% при потребительской инфляции 7,9%, оценивая номинальный ВВП в 1500 млрд. грн. По итогам января—октября вместо инфляции была зафиксирована дефляция 0,3%. При этом до настоящего времени этот макропрогноз-2012 официально не пересматривался. Согласно опубликованному также на днях консенсус-прогнозу Минэкономразвития (готовится на основании оценок представителей неправительственных структур), рост реального ВВП Украины в 2012 году составит не более 1%, а в 2013-м — 2,9%.
Попытки согласовать макропрогнозы с главным сегодняшним кредитором Украины — Международным валютным фондом пока безрезультатны. Как признался 27 ноября министр экономического развития и торговли Петр Порошенко, Киеву пока не удается согласовать с МВФ макропоказатели бюджета на 2013 год. Отвечая на вопрос, когда можно ожидать принятия госбюджета, Порошенко сказал: «Моя ответственность — это подготовка макропоказателей, и сейчас у нас ведется активная дискуссия с МВФ. Они не соглашаются». Как не соглашаются они пока и на возобновление финансирования в рамках все еще действующей кредитной программы.
На прошлой неделе (21 ноября) представитель МВФ в Украине Макс Альер заявил, что ситуация с выполнением Украиной требований фонда пока остается без изменений. «Фундаментальные трудности Украины остались все теми же, что и ранее», — заявил он. И добавил: «Все то, о чем мы просили Украину ранее, остается на прежнем месте». По словам представителя МВФ, «на сегодняшний день украинское правительство изъявляет желание возобновить сотрудничество с фондом», но тот «ожидает от украинской стороны принятия пакета мер по реформированию украинской экономики, достижению макроэкономической стабильности».
Как известно, одно из ключевых условий, в которых фонд не соглашается идти на уступки, — повышение тарифов на газ для населения с целью их приведения к реальной себестоимости. Ну а поскольку этот уровень сегодня составляет лишь приблизительно треть от цены российских закупок, пойти на столь значимое повышение тарифов украинские власти пока никак не могут решиться.
Еще один пункт, вокруг которого, очевидно, пока нет взаимопонимания, — гибкость курса гривни к доллару. В середине ноября г-н Альер публично напомнил украинским властям, что по-прежнему рекомендует Украине перейти к плавающему курсу гривни, чтобы экономика страны могла противостоять внешним шокам. Согласно опубликованным на нынешней неделе оценкам фонда (в рамках ежегодных консультаций по статье IV его устава), его эксперты считают текущий курс гривни незначительно завышенным по сравнению с реальным — на 8—13%.
Рискнем нарваться на недовольство маститых экономистов и аналитиков, предположив, что девальвация гривни — не лучший из методов разруливания нынешних сложностей украинской экономики. Хотя бы потому, что, увеличивая нагрузку в основном на госбюджет и кошельки простых граждан, она не решает ни одной из кричащих структурных проблем украинской экономики (однако это тема для отдельной публикации).
Тем временем, как заявил на нынешней неделе директор департамента по международным отношениям МВФ Джерри Райс, фонд «пока не определился с условиями продолжения сотрудничества с Украиной и не может назвать сроки визита технической миссии МВФ в Украину».
«Что я могу сказать в отношении Украины, так это то, что власти выражают интерес к возобновлению программы сотрудничества с МВФ, однако условия сотрудничества еще не обсуждались. И мы пока не получали от украинской стороны предложения направить в страну миссию для переговоров», — подобная тональность в высказываниях г-на Райса говорит о не слишком высокой заинтересованности этой организации в возобновлении активного сотрудничества с Украиной. Перед функционерами МВФ, очевидно, сейчас стоят намного более актуальные, по их мнению, проблемы.
Дела заграничные
И здесь целесообразно отвлечься на проблемы нынешней общемировой конъюнктуры, раз уж зависимость украинской экономики от последней столь очевидна. В принципе, текущая международная конъюнктура выглядит не слишком удручающе. По данным последнего опроса инвесторов, проведенного агентством Bloomberg, мировая экономика сейчас находится в лучшей форме за последние 18 месяцев. Основания для этого — некоторое улучшение перспектив развития Китая и надежды на то, что Соединенные Штаты не допустят «фискального обрыва» (fiscal cliff). Так, две трети из 862 опрошенных респондентов заявили, что ситуация улучшается или, по крайней мере, стабильна. Для сравнения: в сентябре подобного мнения придерживалась только половина инвесторов.
Три четверти опрошенных верят, что президент США Барак Обама и Конгресс смогут достичь согласия по сокращению бюджетного дефицита, иначе американской экономике не избежать серьезных проблем, ухудшения кредитного рейтинга и состояния бюджета. По сути, «фискальный обрыв», который пока угрожает случиться уже в январе 2013-го, предусматривает программу автоматического сокращения государственных расходов и повышения налогов в ближайшее десятилетие на 7 трлн. долл. В 2013 году подобные меры вроде бы должны сэкономить американской казне порядка 607 млрд. долл.
Но если американские власти не смогут найти выход из ситуации, то, по мнению бюджетного комитета Конгресса, страну в будущем году ожидает спад экономики примерно на 0,5%. О приближении «фискального обрыва» инвесторы и политики вновь активно заговорили в сентябре, когда Федеральная резервная система объявила о начале третьего раунда политики количественного смягчения. Год заканчивается и разговоры на эту тему участились, а в последние недели эта тема является одним из главных факторов неопределенности для инвесторов. Неопределенность пугает больше всего, а в данном случае тревога приумножается еще и на фоне общей слабости мировой и, в частности европейской, экономики.
Если в решение американских проблем инвесторы не могут не верить (иначе все пропало!), то в отношении перспектив преодоления кризиса в еврозоне их взгляды по-прежнему весьма и весьма пессимистичны (в том числе это отразилось и в результатах вышеупомянутого опроса Bloomberg).
Впрочем, на нынешней неделе накал проблем немного снизился и здесь. Связано это с тем, что европейцам удалось пока отложить финансовый крах Греции.
Как сообщили в понедельник, 26 ноября, мировые СМИ, совет министров финансов еврозоны — так называемая Еврогруппа и представители МВФ — после длительных переговоров таки договорились по вопросу финансовой помощи Афинам. На итоговое совещание (третье только в ноябре) в Брюссель даже прибыла директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. Решение было принято после 12-часовых прений спустя 15 дней после того, как греческий парламент одобрил бюджет на 2013 год, оформленный в соответствии с требованиями международных кредиторов. По сведениям немецкой Welt am Sonntag, на прошлой неделе Еврогруппа провела специальное секретное совещание в Париже, на котором и было принято принципиальное решение по Греции. В субботу, 24 ноября, перед встречей в Брюсселе была организована специальная телеконференция, в ходе которой министры финансов еще раз обсудили греческую проблему, прежде чем выносить окончательный вердикт в понедельник. Сообщение о предоставлении финансовой помощи Греции на 44 млрд. евро поступило в тот момент, когда резервы центрального банка этой страны были уже практически опустошены. Без нового транша Афины почти неизбежно были бы вынуждены объявить о своем банкротстве. Причем не исключено, что уже на текущей неделе. Финансовый крах Греции означал бы ее выход из еврозоны со всеми вытекающими из этого последствиями.
Нынешнего транша правительство страны мучительно ожидало, начиная с конца июня 2012 года, пугая своих кредиторов, Европу и мир угрозой своего банкротства. Начиная с сентября «тройка» кредиторов Греции — МВФ, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская комиссия — вела напряженные переговоры с Афинами об условиях предоставления финансовой помощи. Торг вокруг греческого транша проходил на фоне фактической социально-экономической катастрофы в этой стране: ее экономика сократилась примерно на одну пятую за минувшие три года, а уровень безработицы устойчиво колеблется в районе 25%.
Выделяемая нынче денежная инъекция позволит греческому правительству выплатить пенсии и зарплаты бюджетникам в декабре. Греческие банки также получат свою долю. Но насколько долговременным будет облегчение — большой вопрос.
Достигнутая договоренность предполагает перечень мер, направленных на достижение долгосрочной устойчивости греческого долга, включая обратный выкуп обязательств, снижение процентных выплат, продление сроков погашения. Согласно обновленному варианту соглашения, греки сократят свои долги с нынешних более 170% ВВП до 124% ВВП — к 2020 году (ранее — 120% ВВП) и до 110% — к 2022 году. Но перед снижением до обещанного уровня в 2013-м нагрузка увеличится до 190% от ВВП или даже до 200%.
Надо сказать, что согласованный план еще требует одобрения национальными парламентами. Кроме того, его выполнение выглядит весьма проблематичным со стороны Афин — слишком непосильно при столь плачевном состоянии экономики долговое бремя даже после его реструктуризации (пролонгации). Видимо, понимая это, два члена «тройки» — МВФ и ЕЦБ, по данным Der Spiegel, призывали правительства стран — кредиторов еврозоны отказаться от половины своих долговых претензий к Афинам. Однако это предложение натолкнулось на поддержанную Еврокомиссией негативную позицию Германии, лидеры которой публично выступили «против списания», высказавшись за поиск «другого решения».
К поискам других решений европейских лидеров призывают и эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), заявившие на нынешней неделе об очередном снижении своих прогнозов для еврозоны. По их мнению, кризис в Европе сейчас является самым большим тормозом глобальной конъюнктуры. Причем ситуацию не исправят даже ряд принятых в последнее время мер жесткой экономии, которые будут иметь только краткосрочный эффект.
После предсказываемого экспертами ОЭСР спада экономики еврозоны на 0,4% в 2012-м они ожидают, что она будет балансировать на грани рецессии и в следующем году, сократившись еще на 0,1%. И только в 2014 году ОЭСР ожидает возобновления роста в зоне хождения евровалюты до 1,4%.
Раскладка по отдельным странам не дает особых поводов для утешения ни одной из них. Так, в Германии ожидается прирост ВВП всего на 0,6% в 2013-м, да и то при условии, что удастся взять под хотя бы относительный контроль проблемы, терзающие сейчас европейский регион в целом. Другие ведущие экономики ЕС ожидает либо стагнация (Франция — 0,3%), либо полноценный спад (Италия). Нет оснований надеяться на позитивные результаты у «европейских пациентов» — Испании, Португалии и Греции. Так что эксперты ОЭСР советуют правительствам европейских стран удвоить усилия по преодолению кризиса, так как их нынешний перечень и интенсивность они считают недостаточными.
Что дальше?
Так что нынешняя передышка, делающая пока благодушными кредиторов (благодаря которой, кстати, украинскому Минфину удалось привлечь на внешних рынках 1,25 млрд. долл.), снова окажется, скорее всего, лишь временной.
Вот и ставший в последние годы макропрогнозным гуру Нуриэль Рубини (предсказал в свое время экономический коллапс 2008 года) в очередной раз «порадовал» новыми апокалипсическими пророчествами. В своей статье для Project Syndicate экономист предсказал кажущийся ему неизбежным новый обвал финансовых рынков в 2013-м. Главным обоснованием служит отсутствие значимых улучшений в мировой экономике и перспектив роста практически в каждом из ее традиционных опорных центров — Соединенных Штатах, Европе, Азии и странах БРИКС.
Одной из причин обострения рисков в мировой экономике г-н Рубини считает распространение режима жесткой экономии бюджетных средств в большинстве развитых стран. Опасность, по его мнению, усиливается тем, что кризисные явления начинают проникать в ядро еврозоны. Что касается США, то даже если Обама и республиканцы в Конгрессе смогут договориться о бюджетном плане, избежав тем самым «финансового обрыва», сокращение расходов и увеличение налогов приведут к замедлению роста в 2013 году по крайней мере на 1% ВВП.
Поэтому как только практикуемая сейчас почти всеми центробанками накачка финансовой системы ликвидностью прекратится (счет напечатаным деньгам уже давно пошел на многие триллионы), это неизбежно приведет и к обвалу стоимости активов.
С оглядкой на тот факт, что с 2008 года прогнозы г-на Рубини уже неоднократно не сбылись, возможно, что им и не стоит придавать слишком большого значения. По крайней мере, перечисленные экономистом изъяны мировой экономики могут и не «выстрелить» уже в следующем году. Впрочем, это не умаляет серьезности самих проблем — столь очевидны стоящие перед мировой финансово-экономической системой вызовы. Увы, даже достаточно качественная диагностика пока не предлагает адекватных рецептов реального оздоровления ситуации. Ни один из сегодняшних гуру и светил экономической мысли, как и многочисленных «фабрик мысли» и институтов развития, пока не предложил заслуживающей доверия концепции оздоровления современной капиталистической системы, благодаря которой ей удастся избежать кажущегося пока неизбежным летального исхода. Который, кстати, ярче всего проявляется в снижении доверия к американскому доллару как общемировой резервной и расчетной единице, в первую очередь, со стороны богатых на золотовалютные запасы центробанков (особенно китайского).
Так что выход пока не найден, чего не скажешь об Украине, недоразвитость экономики которой оставляет огромное поле для улучшений (так что до «их» загнивания нам еще ой как далеко). Будь то снижение коррупции или наведение порядка в сфере госзакупок и госинвестиций либо по-прежнему непаханое поле на почве энергоэффективности и снижение импортозависимости. Огромные ресурсы, как и прежде, могут открыть грамотные меры по дедолларизации, детенизации и дерегуляции предпринимательства, улучшению бизнес-климата и защите прав собственности, наведению порядка в судах и правоохранительных органах. Ну и, наконец, в практически разрушенном ныне секторе инвестиций в интеллект и профессиональную квалификацию будущих поколений — сфере образования. Все эти пункты в большинстве своем уже где-то включены во всевозможные программные документы. Причем большинство из них содержится даже в ныне действующей программе президентских реформ. Пора бы властям наконец-то взяться за реализацию хотя бы уже напланированного. Воспользовавшись, например, новой 2,5-летней предвыборной паузой и прислушавшись, наконец, к инстинкту самосохранения. Иначе страну и ее экономику в ходе нынешнего общемирового кризисного витка может ждать полноценный коллапс вместо желаемого далеко не только премьером усиления.