О том, что Александр Романович Онищенко (до смены фамилии-отчества — Александр Раджабович Кадыров) работает на спецслужбы России, «Аргумент» писал еще в апреле 2015 года (статья Александр Онищенко (Кадыров): «газовый король» оказался голым).
В этой же статье мы рассказали о том, что фактически вся «частная газодобыча» в Украине контролируется Российской Федерацией. А номинальные собственники «частных газовых скважин» — всего ли подставные лица, представленные на протяжении всей истории вопроса исключительно лицами, тесно связанными с российскими спецслужбами (агентами ФСБ или ГРУ).
В разное время таковыми являлись экс-соратник генпрокурора Украины Юрия Луценко по Соцпартии Украины (СПУ) Николай Рудьковский; инвестор политического проекта Юрия Луценко «Народная самооборона» Давид Жвания; ненавидящий Луценко (как только может ненавидеть сын работника КГБ сына руководящего работника КПСС) Нестор Шуфрич; Николай Злочевский и, наконец — Александр Онищенко, который плевать хотел на Луценко как человека и как генпрокурора с высоты своего агентурного положения.
О том, как государственные нефте-газовые месторождения и скважины в Украине вдруг стали «частными» — можно прочесть в публикации «Укргаздобыча»: системное разграбление стратегического государственного актива. Масштабная афера, стоившая государству десятков миллиардов долларов и до сих пор приносящая гигантские убытки. Мы же вернемся к »делу Кадырова».
Итак, только через 2,5 года после победы Майдана власть Украины занялась тем, чем была обязана заняться сразу же, еще весной 2014 года: возвращением государственных активов под юрисдикцию и контроль государства. К сожалению, все это время властная группировка занималась больше набиванием собственных карманов и встраиванием в существующие коррупционные «схемы», нежели государственным строительством. Было не до Онищенко.
Когда А. Онищенко понадобилось стать депутатом ВР, Администрация президента очевидно помогла этому непростому человеку. Дело в том, что Онищенко было отказано в регистрации как кандидата в депутаты, поскольку он в 2011 и 2012 годах проживал за пределами Украины более 180 дней в течение 365 дней. Т.е. кандидат не выполнил требований Конституции Украины и Закона о проживании в Украине в течение последних пяти лет на день проведения внеочередных выборов народных депутатов Украины 26.10.2014г.
Но подконтрольный России Центризбирком Украины под руководством государственного преступника А. Охендовского зарегистрировал Онищенко депутатом с очевидного согласия Банковой, закрыв глаза на нарушение закона.
В последующем Онищенко-Кадыров исправно голосовал в Раде за все предложения Администрации президента, часто виделся с последним и по телефону был «на прямой связи» с первым лицом государства. Потом что-то произошло, и Онищенко попал в немилость к Петру Порошенко, с которым был на короткой ноге еще с тех самых времен, когда оба эти персонажа были депутатами в Раде.
В результате Антикоррупционная прокуратура резво взялась за Онищенко. По отношению к которому государство применило, судя по всему, весь спектр оперативно-розыскных мероприятий: наружное наблюдение (слежку) за его ближайшим окружением, перлюстрацию корреспонденции, негласный съем информации с электронных носителей, негласное проникновение в жилища и служебные кабинеты, прослушку телефонов. Поскольку «орлы» Онищенко «тихариться» не привыкли, свято уверуя в непотопляемость свого босса, следствие без проблем и быстро «накопало» кучу компромата. Где и что искать, и что вменять было известно задолго до решения Порошенко — основные преступные «схемы» компаний Онищенко давно и подробно описали журналисты. По сути, сделав за МВД, СБУ и ГПУ их работу.
И 5 июля Верховная Рада проголосовала за снятие с депутата А. Онищенко неприкосновенности и дала «добро» на его привлечение к уголовной ответственности и задержание. Именно такое развитие событий и ожидал Онищенко, который заранее переместился в Москву Российской Федерации. Откуда заполучить его у Украины нет никакой возможности.
Фактически, Алексадра Онищенко «выдавили» из страны. А НАБУ проделала работу СБУ, которой не хватило оперативного мастерства и квалификации для пресечения преступной деятельности Онищенко в качестве российского агента.
Очевидно, что это не сильно и печалит Петра Порошенко. «Картинка» борьбы с коррупцией получилась отличная, долгоиграющая, на ней уже попиарлись все любители разговорного жанра — Аваков, Луценко и т.д. Но главное — остался «бесхозным» ценнейший актив — многочисленные газовые скважины, дебет которых и прибыль с которых новому владельцу еще только предстоит оценить.
И еще как-то неловко вышло с Игорем Кононенко — «правой рукой» Петра Порошенко в бизнесе. Оказалось, что этот бандитствующий бизнесмен состоит «в доле» в газовом бизнесе, опекаемом Александром Онищенко. В частности, в компании «Надрагеоцентр», где Онищенко официально принадлежит 51%, Игорю Кононенко принадлежит 25%. Ничего необычного: биография Игоря Кононенко, как и Онищенко, тоже содержит признаки сотрудничества с КГБ СССР, преемницей которого стала ФСБ Российской Федерации.
Что будет со скважинами — это и есть момент истины во всей этой истории.
Если вся добыча «онищенковских» компаний быстро и максимально публично вернется под оперативный контроль государственной «Укргазвидобування» — тогда (в это трудно поверить) мы имеем дело с государственным подходом в решении стратегически важного вопроса: обеспечения энергетической независимости страныа. И первым в президентсво Петра Порошенко случаем, когда правоохранительные органы слаженно сработали в интересах государства, а не Порошенко лично или лиц из его бизнес-окружения.
Если добыча «онищенковских» компаний перейдет под оперативный контроль како-нибудь частной компании — тогда получится, что Антикоррупционая прокуратура, НАБУ, Гепрокурор и СБУ поработали на частный интерес первого лица государства (во что верит не хочется). А это — та же самая коррупция, за которую «страдает» Онищенко с биографией агента одной из российских спецслужб.
Есть у этой истории еще одна сторона. Александр Онищенко всего лишь осуществлял оперативное руководство высоколиквидным активом, настоящий собственник которого, вероятно, сидит в Кремле или, как минимум, дружен с хозяином Кремля. Очевидно, что Кремль не простит Украине отъем этого актива — в чью бы пользу он не перешел, частную или государства. Поскольку торговаться В. Путин не умеет, предпочитая брутально «давить», причем «давить» с трупами и разрухой, уже в ближайшее время нам всем, украинскому обществу, придется платить за возвращение этих государственных активов.
И если так случится, что отъем скважин «у Онищенко» обернется их переходом к иному частному лицу, а за все это придется платить своими жизнями рядовым украинцам на той же линии фронта, то в таком правительстве и в таком президенте для украинцев смысла нет. Их надо будет менять, несомтря на то, что «враг у ворот», «Путин нападет», «Рошен» еще не оккупировал Борщаговку, «Пашинский еще не наелся», а Гройсман так и не показал, «как надо управлять страной».
Потому что вор в воюющей стране — это мародер и главный враг Украины.