1 марта Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «О Высшем антикоррупционном суде» №7440. Еще до первого чтения данный законопроект стал одним из самых обсуждаемых в среде политиков, судей, адвокатов и общественных активистов. Один из разработчиков законопроекта Валентин Сердюк поделился размышлениями о проблемах, которые возникли перед разработчиками в процессе наработки законодательной базы для нового суда.
Для чего нужен Высший антикоррупционный суд
Как отмечает В. Сердюк, в сложившихся в Украине условиях создание антикоррупционного суда выглядит вполне логично. В 2014-2016 годах был принят ряд законодательных актов, ориентированных на борьбу с коррупцией, были созданы антикоррупционные органы, такие как НАПК, НАБУ и САП. »Для полноценной борьбы с топ-коррупцией не хватает судебной составляющей, которая б увенчала собой всю антикоррупционную пирамиду», — отмечает В. Сердюк.
Как должен проходить отбор судей в ВАС
По мнению В. Сердюка, нередко можно наблюдать определенную подмену понятий, связанную с дискуссиями вокруг процедуры отбора судей в ВАС. «Отдельные авторы путают суть отбора сотрудников НАБУ и САП с порядком назначения судей Высшего антикоррупционного суда. Порядок назначения судей высшего специализированного суда определен ст. 81 Закона «О судоустройстве и статусе судей», который уже предусматривает проведение специальной процедуры. То есть на должность судьи высшего специализированного суда может быть назначен гражданин, который соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи и по результатам квалификационного оценивания подтвердил способность осуществлять правосудие в конкретном суде по конкретной специализации», — утверждает соавтор законопроекта. Это значит, как отмечает В. Сердюк, что процедуры отбора работников НАБУ, САП и судей ВАС уже отличаются друг от друга.
Требования к кандидатам в ВАС должны быть смягчены
По мнению В. Сердюка, требования к кандидатам в ВАС должны быть схожи с требованиями к кандидатам в Верховный Суд. При этом одно из квалификационных требований закона №7440 о наличии опыта работы в международных судебных или межправительственных структурах вызывает сомнение. По словам В. Сердюка, дело в том, что потенциальных кандидатов в ВАС с таким опытом и специализацией в Украине единицы. Наличие такого опыта может стать лишь дополнительным «бонусом» для участников конкурса, но никак не определяющим.
Временные рамки действия антикоррупционного суда
По словам соавтора, может получиться так, что Высший антикоррупционный суд просуществует только определенное время, как это было ранее с военными судами. В перспективе, когда основные задачи, стоящие перед ВАС, будут решены, надобность в ВАС может отпасть.
Кто должен быть в Общественном совете международных экспертов, какие у него должны быть полномочия
Как считает В. Сердюк, положения закона об этом органе, который примет важную роль в отборе судей ВАС, должны быть конкретизированы. Из принятой в первом чтении редакции не понятно, кто имеет право войти в состав Общественного совета международных экспертов — только иностранцы или там могут быть и граждане Украины.
Также нужно уточнить, каким количеством голосов Высшая квалификационная комиссия судей сможет преодолевать негативный вывод Совета в отношении того или иного кандидата и сможет ли она это делать вообще.
Какие дела должен рассматривать ВАС?
ВАС не должен, как полагает разработчик законопроекта, рассматривать абсолютно все дела по коррупционным правонарушениям. В противном случае ВАС превратится в отдельную ветвь судебной власти, которая будет требовать увеличения числа судей, а рассмотрение дел судом будет затягиваться. Кроме того, такой подход потребует и внесения корректив в законодательство.
Роль общественности в отборе судей ВАС
Как отмечает В. Сердюк, общественность, безусловно, должна понимать, как и что происходит во время конкурса в ВАС. Однако опыт проведения конкурса в Верховный Суд в 2017 году показал и изъяны прямого участия общественности в подобных мероприятиях, в частности, нередко имеет место спланированная и продолжительная травля конкретных кандидатов.
Решит ли ВАС проблему коррупции?
Однозначного ответа, по мнению В. Сердюка, нет. «Прогнозировать полный успех или неудачу института, который еще не создан и не действовала, не имеет смысла. Вместе с тем и утверждать, что создание одного Высшего антикоррупционного суда приведет к серьезному прорыву в противодействии коррупции, также проблематично», — считает автор.
В. Сердюк ссылается на опыт соседней Словакии, где местный аналог ВАС — Специализированный уголовный суд, оказался не в состоянии нанести сокрушительный удар по коррупции. Более того, несмотря на наличие такого суда, рейтинг Словакии, как страны, восприимчивой к коррупции, продолжает ухудшаться. «Причины уменьшения проявлений коррупции лежат в других плоскостях — высоких темпах экономического развития, достойной оплате труда, ментально-культурных традициях, мотивации правящих элит и общественных настроениях», — полагает соавтор законопроекта.
Главный позитив от создания ВАС, по словам В. Сердюка, состоит в том, что общество убедится в наличии в стране созданного с «нуля» суда, который способен заниматься рассмотрением дел топ-коррупционеров и при этом не связан с прежней судебной системой и ее судьями.